Ведомости,
27 июля 2023 г.
ЦБ считает преждевременным очередное расширение тарифного коридора ОСАГО
690 просмотров
Банк России считает «нежелательным и преждевременным» очередное движение по тарифному коридору ОСАГО в нынешних условиях, заявил в интервью «Ведомостям» зампред ЦБ Филипп Габуния. Осенью прошлого года на фоне резкого роста цен на запчасти ЦБ расширил границы базового тарифа для большинства категорий автовладельцев на 26% в обе стороны – для легковых автомобилей диапазон цен составил 1646-7535 руб.
До 2022 г. расширение тарифного коридора практически не приводило к сильному росту средней цены полиса, отметил Габуния. Но картина изменилась в 2022 г., когда запчасти выросли в среднем на 30%, а по некоторым позициям в несколько раз. «В этом случае расширение тарифного коридора исключило необходимость существенно повышать цену ОСАГО сразу для всех страхователей», – объяснил Габуния. В итоге средняя стоимость полиса за прошлый год выросла на 21% с 5599 до 6793 руб., следует из данных Российского союза автостраховщиков (РСА).
На инициативу использовать б/у автозапчасти при ремонте машин ЦБ смотрит с осторожностью. Проблема, по словам Габунии, в том, что законодательство не разграничивает хорошую подержанную запчасть и плохую: регулятор не нашел аналогов сертификации таких запчастей в России. «Я предполагаю, что возраст крыла автомобиля не очень сильно влияет на безопасность. Но если мы говорим о ходовых запчастях, то нельзя жертвовать безопасностью в угоду стоимости полиса», – пояснил позицию ЦБ Габуния.
Комментируя идею отпустить государственное регулирование тарифов ОСАГО, он отметил, что у регулятора этот вопрос не стоит в среднесрочной перспективе. «Мы должны все-таки держать некий потолок, чтобы не допустить бесконтрольного роста цены ОСАГО», – подчеркнул он. Пока, считает ЦБ, система сбалансирована: регулятор получил хороший эффект от введения и расширения тарифного коридора в виде обострения конкуренции за хорошего клиента между страховщиками.
Рынок поддерживает
Оценить эффект от последнего изменения коридора возможно минимум через год – тогда и нужно рассматривать вопрос о расширении, считает представитель ВСК. В «Росгосстрахе» считают необходимым расширить диапазон «вверх», говорит директор по управлению портфелем ОСАГО Юрий Стрекалов: это снимет нагрузку с наименее аварийных водителей и распределит ее на рисковых. Диапазон и так достаточно широк для индивидуализации тарифов, возражает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Тарифный коридор нужно отменять в некоторой перспективе, уверен Шкуматов, считая его избыточным: с помощью страховых маркетплейсов потребитель в один клик может выбрать лучшее предложение. Свободный рынок ОСАГО отрегулирует цены самостоятельно в случае более активной борьбы со страховыми мошенниками, констатирует эксперт.
Сейчас приоритетная задача для рынка – решение вопроса с дефицитом запчастей, говорит представитель РСА. Для этого необходимо увеличить сроки ремонта (не должен превышать 30 рабочих дней) и дать возможность использовать б/у детали в случаях, когда это не влияет на безопасность и потребительские качества автомобиля, отмечает он. Поиск альтернативных каналов поставки запчастей не всегда ведет к снижению затрат на ремонт, объясняет заместитель генерального директора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов: на конечной цене отражается более дорогая логистика. Поэтому проблему решит ремонт б/у запчастями, считает он.
Как ЦБ реформировал ОСАГО
В 2018 г. ЦБ затеял реформу по либерализации ОСАГО. Она преследовала две цели: стабилизировать ситуацию на рынке, который несколько лет был убыточным, и сделать ценообразование справедливым, когда добросовестный водитель не переплачивает за лихача. Для начала регулятор расширил тарифный коридор на 20% в обе стороны. ЦБ также ввел гибкую систему коэффициента «возраст – стаж» по 58 ступеням оценки против прошлых четырех (стоимость полиса рассчитывается на основе базового тарифа с поправкой на коэффициенты) и изменил коэффициент «бонус-малус» – так, если за год водитель не попадал в аварию, показатель снижается, что уменьшает цену страховки. Это позволило удешевить полисы для аккуратных водителей за счет удорожания для лихачей: ужесточилась конкуренция между страховщиками за безаварийных страхователей. Стоимость полисов, как следствие, по итогам 2019 г. снизилась на 5%. После этого регулятор расширял тарифный коридор в 2020 и 2021 гг. на 10%, а в 2022 г. – на 26%.
Разброс стоимости в разных каналах составляет до 20%, согласен генеральный директор «Совкомбанк страхования» Игорь Лаппи. Цена зависит от региона доставки, условий параллельного импорта и наценки продавцов и поставщиков, объясняет он. Основными каналами стали Турция и Казахстан, что добавило 2–4 недели пути, делится Лаппи. Широкий спектр деталей ввозят через ОАЭ, Корею, но из-за санкций время импорта выросло до 90 дней, рассказывает он. Поставки через Китай не улучшаются из-за прихода новых марок, не имеющих официальных логистических центров (складов) в России. Производители Geely, Haval и Chery стараются налаживать процессы, но большинство кузовных элементов в запасе все равно отсутствует, продолжает Лаппи. Больше всего дорожают оптика (фары, фонари), системы безопасности (подушки, блоки управления), электроника (мониторы, датчики, проводка, блоки) и остекление.
В рейтинговом агентстве АКРА ждут паузы по расширению коридора. По итогам полугодия убыточность была удовлетворительной, а изменение цен в справочнике РСА – умеренным (последние справочники выросли на 0,9%), говорит директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин. На стабилизацию цен повлияло налаживание поставок через параллельный импорт.
С учетом резкого роста цен и ранее принятых мер, а также тенденции на авторынке в пользу китайских и российских производителей расширение коридора преждевременно, согласна директор рейтингов финансовых компаний НРА Ирина Лапко. Ключевой вопрос – бесперебойное снабжение деталями и отсутствие наценок от посредников перевозок, продолжает управляющий директор по страховым и инвестиционным рейтингам «Эксперт РА» Алексей Янин. В то же время рубль сейчас достаточно волатилен, что не исключает необходимости расширить коридор в конце 2023 г. или начале 2024 г., полагает Бредихин. Но решения будут приниматься по итогам мониторинга убыточности во втором полугодии.
Софья ШЕЛУДЧЕНКО, Екатерина ЛИТОВА
Вся пресса за 27 июля 2023 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регулирование, Тарифы
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 сентября 2024 г.
|
|
Коммерсантъ, 17 сентября 2024 г.
IT-бюджеты требуют средств
|
|
Коммерсантъ, 17 сентября 2024 г.
Правительство поддержало законопроект о введении штрафа в 5 тыс. рублей за отсутствие ОСАГО
|
|
Комсомольская правда, 17 сентября 2024 г.
Правительство России поддержало введение нового штрафа для водителей
|
|
ГТРК Тула, 17 сентября 2024 г.
За полгода в Тульской области вырос спрос на автострахование
|
16 сентября 2024 г.
|
|
BFM.Ru, 16 сентября 2024 г.
Правительство поддержало штраф до 5 тысяч рублей за повторную езду без ОСАГО
|
|
gorod48.ru, Липецк, 16 сентября 2024 г.
Виновница гибели 19-летнего парня Юлия Брунцева должна выплатить союзу автостраховщиков 905,5 тысячи рублей
|
|
ПРАЙМ, 16 сентября 2024 г.
Суд взыскал с иностранных страховщиков убытки в пользу «Ингосстраха»
|
|
cbr.ru, 16 сентября 2024 г.
Решение Совета директоров Банка России о внесении изменения в решение Совета директоров Банка России о требованиях к деятельности страховых организаций и обществ взаимного страхования от 26 декабря 2023 года
|
|
cbr.ru, 16 сентября 2024 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
cbr.ru, 16 сентября 2024 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
cbr.ru, 16 сентября 2024 г.
Число жалоб жителей Тувы в Банк России сократилось на четверть
|
|
Вечерняя Москва, 16 сентября 2024 г.
Воспаление хитрости
|
|
Autonews.ru, 16 сентября 2024 г.
Водители с 1 октября опасаются проблем с ОСАГО. Ответы страховщиков
|
|
Петербургский дневник, 16 сентября 2024 г.
Эксперты высказались по поводу закона о медосвидетельствовании пожилых водителей
|
|
cbr.ru, 16 сентября 2024 г.
Повышенный спрос на автомобили — драйвер роста рынка страхования
|
|
Финмаркет, 16 сентября 2024 г.
У СК «СОГАЗ-Мед» отозвана лицензия на добровольное личное страхование в связи с отказом от этой деятельности
|
|
Газета.Ru, 16 сентября 2024 г.
Половина россиян ждут комплексной поддержки здоровья от своего работодателя
|
 Остальные материалы за 16 сентября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|