Ведомости,
27 июля 2023 г.
Чем грозит Украине и Европе остановка судоходства по Дунаю
360 просмотров
Удары Минобороны России, нанесенные во второй половине июля по украинским портам на Дунае, поставили вопрос о безопасности судоходства в восточной части этой крупнейшей водной артерии Центральной Европы. Еще 24 июля официальный представитель оперативного командования «Юг» ВСУ Наталья Гуменюк сообщала, что в результате обстрелов была повреждена инфраструктура одного из украинских портов на Дунае, не уточняя, какого именно. Крупнейшими украинскими портами на Дунае являются Измаил и Рени в Одесской области.
До этого Россия после окончания зерновой сделки и теракта на Крымском мосту атаковала портовую и военную инфраструктуру Одессы. Кроме того, Москва объявила северо-западные районы Черного моря временно опасными для судоходства. Минобороны официально объявило, что с 20 июля рассматривает все суда, идущие в украинские порты, как потенциальные перевозчики военных грузов. Страны, под флагами которых идут такие суда, Минобороны считает вовлеченными в конфликт на стороне Украины.
Дунайские порты Украины расположены в устье реки. Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер отмечает, что Дунай перед входом в Черное море делится на Килийское гирло (рукав) на Украине, которое сейчас «почти не используется», и Сулимское гирло в Румынии, по которому идет большая часть грузов.
Отраслевой эксперт на условиях анонимности пояснил «Ведомостям», что основные грузы, которые сейчас возят по украинской части Дуная, – это зерно на экспорт и оружие, идущее в обратном направлении. «Суда класса «река – море» загружаются в порту Измаил, поднимаются вверх по течению и уходят на территорию Румынии, после чего попадают в Черное море через порт Святой Георгий (Сфынту-Георге). Перевалка на суда класса «река – море» может вестись уже на рейде, после чего вдоль берегов Румынии и Болгарии они идут к Босфору», – объясняет он.
Кому важен Дунай
По длине Дунай занимает второе место в Европе после Волги – 2850 км. Он начинается на юго-западе Германии и протекает через 10 стран, в том числе Австрию, Венгрию, Сербию, Словакию, Болгарию, Румынию, Украину. На нем расположен ряд ключевых речных портов и несколько европейских столиц. Большинство стран бассейна Дуная присоединились к антироссийским санкциям и считаются недружественными.
По мнению собеседника, даже в случае полного уничтожения инфраструктуры портов Измаил и Рени перевалку зерна на речной транспорт можно будет вести в молдавском порту Джурджулешты, куда оно будет доставляться по земле. В этот порт с Украины ведет железнодорожная ветка.
Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский добавляет, что, если портовая инфраструктура на Дунае действительно будет разрушена, зерно можно будет везти и по земле, но объемы экспорта «существенно снизятся» (насколько именно, он не смог оценить).
По словам собеседника в одной из крупных судоходных компаний, до начала боевых действий на Украине в феврале 2022 г. основными грузами, которые возили по Дунаю на Запад, были зерно и уголь. Сегодня по этой речной артерии в южную часть Украины могут поставляться продукты питания, оборудование, строительные грузы.
По данным Администрации морских портов Украины (АМПУ), первые позиции в номенклатуре грузов порта Измаил по объемам перегрузки занимают зерновые и другая агропродукция, а также окатыши (металлургический полуфабрикат).
Украина активно загружала дунайские порты. В мае 2023 г. Измаил побил рекорд по перевалке грузов, сообщала пресс-служба АМПУ. К 9 мая порт обработал 6,19 млн т грузов, выполнив уже годовой производственный план. За весь 2022 год стивидоры порта обработали почти 6 млн т грузов, сообщал в Facebook (принадлежит Meta, компания признана экстремистской и запрещена в РФ) директор порта Андрей Ерохин, подчеркнув, что это показатели «золотых времен». В 2020 г. объемы перевалки грузов в Измаиле падали на 24,2% до 3,3 млн т. Доля Измаила в грузообороте украинских портов составляла около 2%.
Динамика роста грузооборота в порту Рени еще существеннее: в 2022 г. там обработано 6,8 млн т грузов, что в 6,5 раза больше, чем в 2021 г., сообщал и. о. руководителя АМПУ Алексей Востриков. В целом по всем украинским портам перевалка по итогам 2022 г. снизилась на 61,5% до 59 млн т.
В июле 2022 г. АМПУ объявляла о старте дноуглубительных работ в портах Измаил и Рени, чтобы восстановить глубины до уровня паспортных 7,2 м. Именно такая глубина обеспечена в Сулимском рукаве Дуная, по которому идет основной грузопоток.
Но активизация боевых действий создает риски для грузоперевозок по Дунаю. В частности, это касается страховок грузов и судов. «Крупные западные страховые компании прекратили работать на судоходном рынке Украины с начала СВО. Судовладельцы, которые там сейчас работают, либо возят грузы без страховки, либо их риски покрывает какой-нибудь украинский аналог российской РНПК (Российская национальная перестраховочная компания. – «Ведомости»)», – рассказывает источник «Ведомостей» в крупной судоходной компании. По его словам, судовладельцы, работающие без страховок, есть на любом рынке. Но обычно такие компании «поднимают ставки фрахта в 2–3 раза», замечает собеседник.
Но риски создаются не только для дунайских портов Украины, но и в целом для речного судоходства Центральной и Южной Европы. Например, уже в 2022 г. практически во всех странах ЕС в бассейне Дуная объемы грузоперевозок речным транспортом заметно снижались. Как следует из данных Eurostat, грузооборот речного транспорта в Болгарии упал на 31% до 12,55 млн т, в Румынии – на 11% до 28,6 млн т, в Венгрии – на 26% до 5,9 млн т, в Словакии – на 14% до 5,17 млн т.
Герман КОСТРИНСКИЙ
Вся пресса за 27 июля 2023 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: За рубежом, Морское страхование, Страхование грузов, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты, 29 ноября 2024 г.
В Китае начали предлагать страховку на случай смерти из-за переработок
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
ГТРК Мордовия, 29 ноября 2024 г.
Суд признал троих граждан региона виновными в покушении на мошенничество в сфере страхования в крупном размере
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент Азербайджана утвердил поправки в закон «О медицинском страховании»
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|