Известия,
28 июля 2023 г.
Нетаковой случай
214 просмотров
Более половины жалоб заёмщиков в отношении кредитных страховок приходится на отказ банков принять в период охлаждения заявление о возврате услуги. Для этого организации прибегают к различным уловкам - затягивают приём заявлений, заставляя собирать ненужные документы, и даже утверждают, что в случае отказа придётся досрочно погасить кредит. Такие данные получил проект Народного фронта «За права заёмщиков». В конце января будущего года вступит в силу закон, по которому период охлаждения повысят с 14 до 30 дней, причём распространяться он будет на любые услуги, товары и работы, которые приобретаются вместе с кредитом. Изменит ли он ситуацию с отказами - в материале «Известий».
Невежливый приём
Эксперты проекта «За права заёмщиков» полгода занимались мониторингом обращений в открытых источниках (banki.ru, sravni.ru, соцсети и др.) потребителей необеспеченных кредитов по поводу страховок - их банки почти в 100% случаев пытаются продать при выдаче денег. Как выяснилось, в подавляющем большинстве случаев (52,5%) люди жалуются, что финорганизация отказала им в возможности расторгнуть договор защиты в период охлаждения, то есть в течение 14 дней. Такое право есть по закону, хотя о нём и правилах его использования знают далеко не все.
На втором месте проблемных категорий - недобросовестные практики продаж (мисселинг). На введение в заблуждение и навязывание дополнительных опций пожаловался каждый пятый (20%). На третьем месте с 17,5% недовольных голосов - необоснованный отказ в выплате при наступлении страхового случая. На четвёртом (10% обращений) - отказ в возврате части страховой премии при досрочном погашении кредита.
Между первой и второй
Правозащитники отмечают: первая и вторая проблемы взаимосвязаны. Сначала человеку навязывают страховку, зачастую уверяя, что без неё он не получит кредит. А потом ещё и отказываются её вернуть, когда человек обращается с такой просьбой, подумав и подсчитав, во сколько ему обходится подобная защита.
Как пояснил «Известиям» глава регионального блока проекта «За права заёмщиков» Галактион Кучава, банки и страховые компании под любыми законными и незаконными предлогами отказывают в расторжении договора страхования в положенный законом срок.
- Они не хотят лишаться прибыли, поэтому всячески пытаются затянуть процесс рассмотрения заявлений, придумывают разные предлоги, дабы отказать заявителю. Хотя законного права на это у них нет, - сообщил он.
Как следует из обзора ЦБ, на фоне оживления потребкредитования сборы на страхование от несчастных случаев и болезни (большая часть приходится на страхование жизни и здоровья заёмщиков) увеличились в первом квартале более чем на треть, до 56 млрд рублей. При этом суммарные объёмы выплат в этой категории составили лишь чуть более 10%. Остальные средства получают финорганизации, в том числе и банки, в виде агентского вознаграждения. Как рассказал «Известиям» Галактион Кучава, людей заставляют собирать набор документов, который не предусмотрен законодательством, не регистрируют вовремя заявления о расторжении договора, а потом уверяют, что заёмщик не уложился в положенный срок. Помимо этого, по словам эксперта, организации вводят в заблуждение и даже оказывают моральное давление - например, убеждают, что отказаться от страховки нельзя или придётся вернуть все деньги досрочно.
С позиции силы
На практике угрозу о досрочном погашении применяют очень часто, подтвердила партнёр КА «Юков и партнёры» Светлана Тарнопольская.
- Она совершенно незаконна и безосновательна. К сожалению, обычно она звучит устно, и мало кто догадывается зафиксировать факт такой угрозы, - сказала юрист.
Отказ от страховки по общему правилу - это не основание для досрочного погашения кредита, подтвердили «Известиям» в пресс-службе ЦБ. Там также отметили: закон предполагает что обращаться с заявлением нужно именно в страховую компанию. Многие страховщики принимают заявления на отказ от защиты через сайт или мобильное приложение, добавили в Центробанке. Но далеко не все.
- Самым верным решением будет написать заявление непосредственно в отделении страховщика. Если в регионе отсутствует его представительство или недостаточно офисов, то документы можно направить заказным письмом с уведомлением и описью вложения на адрес головного офиса компании, - посоветовал Галактион Кучава.
Он обратил внимание: по закону датой прекращения договора считается дата отправки письма.
А вот аргумент о повышении ставки по кредиту при отказе от страховки приводят вполне законно, это обычная банковская практика, продолжила Светлана Тарнопольская. Но это условие должно быть прописано в договоре.
- На практике это всегда есть. Другой вопрос - как именно доносится эта информация до заёмщика, - добавила юрист.
Из анализа жалоб можно сделать однозначный вывод о том, что банки и страховые компании чётко осознают низкий процент потребителей, обращающихся с жалобами в контрольные и надзорные органы (финомбудсмену, в Банк России), а также за судебной защитой своих прав, заявил Галактион Кучава.
- Это позволяет их сотрудникам вести диалог с заёмщиками с позиции экономически сильной стороны, вводить клиентов в заблуждение, осознавая собственную безнаказанность, - уверен эксперт.
Выводы исследования полностью соответствуют действительности, согласна Светлана Тарнопольская. По её словам, даже само словосочетание «период охлаждения» знакомо крайне малому числу потребителей финуслуг. Чем и пользуются организации, применяя позицию силы.
Классовые риски
Со следующего года в силу должен вступить закон, который увеличивает период охлаждения до 30 дней и распространяет его не только на страховки, но и на все товары, услуги и работы, которые приобретены вместе с кредитом. Чего только сейчас банки не пытаются продать заёмщику, который опасается, что в случае отказа от «довесков» ему не дадут взаймы. Это - и различные подписки, услуги астрологов, диетологов, стикеры безопасности и прочее.
Правозащитники считают: увеличение периода охлаждения должно исправить ситуацию, поскольку 30 дней - значительный срок, чтобы потребитель смог понять, нужно ли ему то, что куплено в нагрузку, и как от всего этого отказаться.
Однако очень важно, чтобы и человек знал о наличии у него такого права. Для решения проблемы, как считают в проекте ОНФ, необходимо закрепить за кредитором обязанность документального уведомления потребителя о праве отказа от допуслуг на стадии заключения каждого договора (в соответствии с законом, который вступит в силу в конце января 2024 года, уведомление банк должен направить не позднее следующего дня), а также о возможности обращения к финомбудсмену.
- Служба финуполномоченного, призванная встать на защиту потребителей, зачастую остаётся в тени. Информации о ней крайне мало, многие просто не знают, что существует возможность досудебного решения, и не понимают, с какими вопросами они могут обращаться, - сказал Галактион Кучава.
Это единственный действенный способ донести до граждан информацию о таком важном праве, согласилась Светлана Тарнопольская.
А старший преподаватель бизнес-практики Школы управления «Сколково» Владимир Коровкин напомнил, что на зарубежных рынках помогают классовые иски.
- У них тоже есть определённые проблемы с этикой, например часто юристы, как это принято говорить, пытаются высосать проблему из пальца. Но если бы каждый пострадавший от недобросовестных действий финорганизации имел право на компенсацию, это привело бы к разорению пары особенно недобросовестных игроков рынка и резко снизило бы у остальных желание экспериментировать, - аргументировал он свою позицию.
Классовые иски подаются от лиц неопределённого круга пострадавших, чем отличаются от коллективных, и покрывают именно класс нарушения прав, пояснил юрист. На основании этого решения каждый пострадавший может получить компенсацию, даже если в подаче иска не участвовал.
Что нужно знать при отказе
Как следует из комментария для «Известий» финуполномоченного Светланы Максимовой, омбудсмены в силу своей природы рассматривают имущественные споры. Поэтому жалобы принимают не на отказ в расторжении страхового договора, а на отказ в возвращении страховой премии.
- Если из обращения потребителя следует, что он обратился за возвратом премии при расторжении договора в период охлаждения и финансовая организация ему в этом отказала, то это безусловное основание для взыскания финуполномоченным положенных средств, - пояснила она.
Светлана Максимова советует: в случае отказа в расторжении договора страховки в период охлаждения нужно написать претензию в финансовую организацию. Почему?
- Компании просчитывают экономические риски, ведь за рассмотрение обращения финансовым уполномоченным придётся заплатить деньги. Тем более исход таких обращений очевиден - требования потребителя будут удовлетворены. Выгоднее выплатить положенное ему на стадии претензии, чем впоследствии в дополнение делать взнос ещё и за работу финансового уполномоченного, - объяснила она.
По её мнению, это простимулирует компанию вести себя добросовестно.
Анна КАЛЕДИНА
Вся пресса за 28 июля 2023 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Банкострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
![](/img/punctir_vert.gif) |
Персоны:
|
|
![](/img/_.gif) |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Архив прессы
|
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Текущая пресса
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
| |
17 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ТАСС, 17 февраля 2025 г.
За 2024 год общие сборы КАПИТАЛ LIFE увеличились на 16% и составили 24,7 млрд рублей
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Финмаркет, 17 февраля 2025 г.
В Госдуму в ближайшее время может быть внесен проект налоговых льгот по страхованию жизни
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Autonews.ru, 17 февраля 2025 г.
Где в России ездят самые аккуратные водители. Топ-10 регионов
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ПРАЙМ, 17 февраля 2025 г.
Сборы СК «Сбербанк Страхование жизни» за 2024 г выросли в 3,84 раза, до 1,1 трлн руб
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Вечерняя Москва, 17 февраля 2025 г.
Профессиональная ответственность
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ТАСС, 17 февраля 2025 г.
В Музее Москвы откроется раздел об истории столичной финансовой системы
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
МВД Медиа, 17 февраля 2025 г.
В Петербурге осудят участников инсценировки угона застрахованного и оформленного в лизинг кроссовера
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ПРАЙМ, 17 февраля 2025 г.
Сборы по ИСЖ у «Росгосстрах Жизнь» выросли почти в два раза
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Арминфо, Ереван, 17 февраля 2025 г.
Прибыль страхового сектора Армении второй год подряд проседает двузначными темпами
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Российская газета онлайн, 17 февраля 2025 г.
В ЦБ посчитали, сколько в России высокоаварийных водителей
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
UzDaily.uz, 17 февраля 2025 г.
Узбекистан укрепляет связи с международными страховыми регуляторами через IAIS
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Regions.Ru, 17 февраля 2025 г.
В Подмосковье повысили тарифы на страхование складов в 2025 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
tengrinews.kz, Алматы, 17 февраля 2025 г.
Информацию о поездках казахстанцев в такси будут фиксировать
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Финмаркет, 17 февраля 2025 г.
Доля легковых автомобилей физлиц в общем объеме договоров ОСАГО составляет 84,8%
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 17 февраля 2025 г.
Страховщики видят рост эффективности благодаря GenAI
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Деловой квартал-Екатеринбург, 17 февраля 2025 г.
Страхование жизни в России за 2024 год выросло на 161%
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 17 февраля 2025 г.
Глобальное финансирование InsurTech упало до семилетнего минимума в 2024 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
 Остальные материалы за 17 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|