В сообщении антимонопольного ведомства указывалось: "Поводом для возбуждения дела послужило обращение страховых компаний, которые указывали на факт организации ценового сговора дилеров компании при определении единых тарифов на послепродажный ремонт автомашин".
Как уточняется в статье газеты "Ведомости", "Ниссан Мотор Рус" разослала дилерам и страховым компаниям письмо о введении единой стоимости запчастей и нормочасов для расчетов страховщиков с дилерами, что объяснялось необходимостью "искоренить конкуренцию" между дилерами. Именно эта фраза и привлекла внимание ФАС. Татьяна Натарова, пресс-секретарь "Ниссан Мотор Рус", заявила, что в компании пока не получали от ФАС уведомления о возбуждении дела и хотят понять ситуацию, прежде чем комментировать ее.
Справка: В 2005 г. компания "Ниссан" продала 3 569 295 автомобилей. Выручка в финансовом году, закончившемся 31 марта 2006 г., составила $83,21 млрд, чистая прибыль - $4,57 млрд. Крупнейший акционер - компания Renault, ей принадлежит 44,33% акций. "Ниссан Мотор Рус" в первом полугодии 2006 г. реализовала 28 642 машины.
В результате устранения конкуренции между дилерами стоимость ремонта может подорожать, сообщает Росбалт со ссылкой на интернет-издание "Финмаркет". По словам Андрея Кашеварова, замруководителя ФАС, жалоба на "Ниссан" поступила от страховых компаний, назвать которые он отказался. Газета "Коммерсант" приводит мнение, что новая ценовая политика "Ниссан" "представляет опасность для страховщиков, поскольку они будут нести дополнительные расходы по техобслуживанию автомобилей". По данным "Коммерсанта", разбирательство в ФАС инициировано с подачи страховой компании "Рекон", которую возглавляет Юрий Бугаев, бывший председатель правления Госстраха РСФСР и бывший замглавы Российского союза автостраховщиков.
Действительно, ранее на страховом рынке ходили слухи, что одновременно с введением единых тарифов "Ниссан" "поднял расценки на ремонт на 70%". В письме "Ниссан Мотор Рус" цена нормочаса при ремонте автомобилей, заказчиком которого выступает страховая компания, установлена на уровне 1250 руб. Кроме того, зафиксированы цены на запчасти и расходные материалы, используемые при кузовном ремонте. До этого стоимость нормочаса у столичных дилеров "Ниссан" колебалась от $35 до $55, вспоминает "Коммерсант". Это позволяло страховым компаниям направлять пострадавшие в ДТП автомобили к дилерам, предлагавшим более дешевые услуги.
По сложившейся практике договор страхования оставляет за страховщиком право выбора дилера, у которого будет ремонтироваться автомобиль. По словам директора проекта auto-dealer.ru Олега Дацкива, в Москве у большинства автомобильных марок очередь на ремонт по направлению страховщиков достигает полугода, при этом качество работ зачастую "оставляет желать лучшего". У "дорогих" дилеров, принимающих машины в ремонт за наличный расчет, очередей нет. С введением единых расценок страховым компаниям уже не удастся сэкономить на ремонте автомобилей "Ниссан", однако автовладельцы от этого только выиграют: ремонт можно будет сделать у любого официального дилера.
Кстати, "Ниссан" не первый автопроизводитель, решивший ввести единые расценки на ремонт и техобслуживание. Аналогичные программы действуют у Ford и Renault. Известно, что претензий ФАС эти компании не получали, а эксперты сочли претензии ФАС нелепыми: "В Европе цены на техобслуживание и ремонт автомобилей регулирует автопроизводитель", - возмущается Игорь Пономарев, гендиректор Genser, крупнейшего дилера "Ниссан" в России. Игорь Моржаретто, руководитель отдела безопасности и права журнала "За рулем" с ним согласен: "Бывали разбирательства, касающиеся цен на ТО в разных странах (Евросоюза) или разницы в ценах у официальных и неофициальных дилеров, но везде в мире цены регулирует производитель". Согласен и независимый эксперт автомобильного рынка Валерий Тараканов: "Ford и Renault уже несколько лет как установили единую тарифную сетку на ТО. За ТО напрямую отвечает производитель, и он вправе регулировать рынок". В Ford подтвердили, что устанавливают "рекомендованные" цены на запчасти и ТО.
Тем не менее, по российскому законодательству автоконцерны не могут диктовать продавцам ни розничные цены на автомобили, ни расценки на их обслуживание.
В том случае, если выяснится, что "Ниссан" нарушает антимонопольное законодательство, то ему грозит как минимум предписание об устранении нарушения, то есть об отмене единых цен на техобслуживание, в случае же отказа выполнить его: штраф от 200 тыс. до 500 тыс. рублей, пишет "Коммерсант".
Между тем, совсем недавно ФАС заявляла о подозрении сговора на рынке ОСАГО (обязательного страхования автогражданской ответственности).
Речь шла о выявлении договоренностей между страховщиками, страховыми брокерами и страховыми агентами, которые при продаже полисов ОСАГО предоставляют различные скидки. По данным ФАС, размер скидок находится в диапазоне 5-20% стоимости полиса, причем в основном их предоставляют именно посредники.
Теоретически у страховщика есть возможность снижать стоимость полиса в рамках 20%, отметили тогда специалисты ФАС. 20% в структуре тарифа приходится на расходы по организации ОСАГО. Таким образом, страховщик может снизить свои расходы и предоставить скидку при продаже полиса.
В связи с этим, ФАС заявляла о возможном взаимодействии с Российским союзом автостраховщиков (РСА), поскольку самостоятельно не имела возможности провести расследование.
***