Авто.ру,
23 октября 2023 г.
Изменения ОСАГО: страховщики против депутатов 881 просмотр
Депутаты Госдумы обсудили с руководством Центробанка ряд важных поправок в закон об ОСАГО. Речь идёт о расширении компенсации со стороны дорожных служб, закреплении обязательной страховки за водителем и введении общего полиса для России и Белоруссии. Предложения были поддержаны регулятором, однако это не значит, что они будут реализованы — против сами страховщики. Вместе с экспертами оценили жизнеспособность предложений и почему страховым компаниям не нравятся такие новшества.
Возмещение по ОСАГО ущерба от ям и сосулек
Идея депутатов расширить компенсацию вреда по ОСАГО, согласно которой полис должен покрывать повреждения автомобиля от дорожных ям, сосулек и упавших деревьев, уже оформлена в законопроект и ждёт резолюции правительства и профильных ведомств. Законодатели хотят, чтобы повреждённые по вине коммунальщиков машины можно было ремонтировать по «автогражданке», а уже после выплаты страховщики смогут взыскивать деньги с коммунальщиков.
«Мы хотим, чтобы вред, причинённый гражданину в результате незаконных действий (или бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежал возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком, который в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществлённого потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса», — указано в пояснительной записке к законопроекту.
Сегодня, если машину повредили дерево, сосулька, упавший с крыши снег или ямы на дорогах, собственники идут в суды, где ответчиками выступают органы власти и самоуправления. «Это создаёт излишнюю нагрузку на судебную систему, а также снижает уровень доверия и интереса к полису ОСАГО. Во втором полугодии 2022 года общий уровень машин без полиса превысил 25%, а по некоторым данным — 32%», — указывают авторы документа.
Страховое сообщество, однако, эту инициативу не поддерживает и намерено препятствовать её реализации. Потому что сама идея противоречит гражданской ответственности, а все перечисленные риски должны покрываться другим видом страхования — каско.
«ОСАГО — это страхование ответственности за вред третьим лицам, то есть оно в принципе не может покрывать ущерб автомобилю от ям и прочего, связанного с плохой работой коммунальных служб. Потому что тогда должно быть страхование их ответственности. Сейчас ущерб от ям, сосулек и прочего включается в каско», — объяснили в РСА.
Закрепление ОСАГО за водителем
Второе предложение, которое также поддержали в ЦБ, — закрепление обязательной автостраховки за водителем, а не только за автомобилем, как это происходит сейчас. Предполагается, что собственники смогут выбрать: привязать ОСАГО к автомобилю или к водителю.
Предложение будет скоро рассмотрено в первом чтении. По словам главы Российского автомобильного союза Антона Шапарина, привязка полиса к водителю была бы правильной и более удобной, чем существующая сегодня система.
«Сейчас учитываются ненужные вещи. Зачем-то при формировании стоимости полиса учитывается мощность автомобиля, хотя это линейно не влияет на безопасность дорожного движения. А уже с мощности в 100 лошадиных сил идёт повышающий тариф. Хотя аварийность нужно считать исключительно по водителю, по его КБМ — неважно, на каком транспорте он ездит. Это будет полезно и тем, у кого несколько машин, и тем, у кого машины в сезонном вождении. В целом такая мера работала бы на водителей», — считает Шапарин.
Похожее мнение высказал и руководитель рабочей группы ОНФ «За права автомобилистов» Пётр Шкуматов. По его словам, такой формат «автогражданки» был бы удобен, например, для тех, у кого в собственности несколько машин. Им не придётся покупать несколько полисов ОСАГО, а будет достаточно одного, где перечислят все автомобили.
«Цель введения страховки на водителя в том, чтобы одному человеку не приходилось платить за страховку дважды, если, например, в семье не одна машина. Или если взял машину у друга на пару дней. Мало кто хочет вписывать ещё одного человека в страховку, и поэтому в таких ситуациях просто ездят без ОСАГО», — пояснил Шкуматов.
Однако сразу несколько опрошенных нами юристов посчитали такую инициативу нереализуемой, потому что она сделает невозможным контроль за наличием полисов ОСАГО у водителей с помощью камер. Штрафы за езду без страховки, выписанные с помощью дорожных комплексов, должны появиться до конца года, а РСА и ГИБДД уже отчитались о доступах к базам друг друга. Также непонятно, как, например, будет работать полис на водителя, который ездит на корпоративном автомобиле.
Поэтому, по мнению Шапарина, страховое лобби будет сопротивляться привязке полиса ОСАГО к водителю, ссылаясь на рост рисков и повышение тарифов. В РСА уже выступили с критикой инициативы. По словам представителей организации, индивидуализация ОСАГО уже осуществляется за счёт новых тарифов, а наибольшее влияние на стоимость обязательной страховки оказывает потенциальная аварийность водителя, а не то, какую именно машину он водит.
«Поправки, предлагающие привязать полис ОСАГО к водителю, а не к автомобилю, вносятся в Госдуму уже не в первый раз. Подобные законопроекты ранее вносились в Госдуму в 2012 и 2017 годах и после тщательного анализа предложения экспертами, правительством и депутатами отклонялись. Так, в 2017 году Минфин отклонил эту инициативу из-за того, что это навредило бы юридическим лицам, владеющим автопарками. Такое новшество сделает невозможным отслеживание по камерам наличия полиса ОСАГО на автомобиль. Это приведёт к проблемам у добросовестных водителей, которые рискуют чаще оказаться потерпевшими в ДТП с незастрахованным виновником», — прокомментировали свою позицию страховщики.
Общий полис ОСАГО для России и Белоруссии
Ещё летом власти России и Белоруссии подписали документы об объединении страхования гражданской ответственности и запустили процесс формирования новой системы общего полиса. Заработать нововведения должны в 2024 году. Это Журналу Авто.ру официально подтвердили в РСА.
«Процесс реализации не нуждается в дополнительных импульсах извне. Буквально на прошлой неделе прошло заседание правительственной комиссии по этому вопросу. Министерства финансов обеих стран подготовили проекты изменений в национальные законодательства для приведения их в соответствие с общими положениями. РСА и Белорусскому бюро по транспортному страхованию предписано подготовить к 1 ноября проект Правил системы страхования Союзного государства», — объяснили в пресс-службе Российского союза автостраховщиков.
Данные проекты планируется рассмотреть на следующем заседании комиссии в ноябре. Следующий этап — расчёт тарифов. Сейчас страховщики обеих стран обмениваются информацией для расчётов. В окончательном виде их представят после утверждения всех законодательных актов.
Екатерина ДЕМИШЕВА
Вся пресса за 23 октября 2023 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
13 марта 2025 г.

|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 13 марта 2025 г.
Эксперт рассказала, на что обратить внимание при выборе страхового полиса для турпоездки

|
|
Финам.Ru, 13 марта 2025 г.
Акции UnitedHealth актуальны на покупку после просадки

|
|
КонсультантПлюс, 13 марта 2025 г.
Страховая компания не рассмотрела протоколы разногласий – больнице не удалось оспорить штраф

|
|
Новости Армении-NEWS.am, 13 марта 2025 г.
Пашинян пожаловался на «ушлых» фермеров

|
|
ТАСС, 13 марта 2025 г.
В ГД скоро внесут законопроект о налоговых льготах по долевому страхованию жизни

|
|
ПРАЙМ, 13 марта 2025 г.
Минфин внесет проект о налоговых льготах для долевого страхования жизни

|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 13 марта 2025 г.
Новосибирская область потратит больше денег на медпомощь по ОМС

|
|
korins.ru, 13 марта 2025 г.
Законопроект о налоговых льготах по ДСЖ подготовлен, скоро будет внесен в ГД

|
|
78.ru, Санкт-Петербург, 13 марта 2025 г.
«Чёрные дыры» ОСАГО: как страховщики обманывают водителей и что с этим делать

|
|
Новости Армении-NEWS.am, 13 марта 2025 г.
Министр: Правительство Армении возьмет на себя часть рисков по сельхозстрахованию

|
|
cbr.ru, 13 марта 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

|
|
Региональный информационно-аналитический центр (РИАЦ), Волгоград, 13 марта 2025 г.
В Волгограде осуждён член ОПГ, промышлявший мошенничеством в страховой сфере

|
|
Национальное аграрное агентство, 13 марта 2025 г.
НСА разработал «калькуляторы агрострахования» для аграриев

|
|
Комсомольская правда-Волгоград, 13 марта 2025 г.
Волгоградский мошенник получил срок за инсценировки ДТП и кражу металлолома

|
|
Sputnik Армения, 13 марта 2025 г.
Власти Армении утвердили льготное страхование виноградников, но с одним «но»

|
|
Business FM Санкт-Петербург, 13 марта 2025 г.
Фальшивый ОСАГО: в Петербурге судят аферистов, обманувших почти сотню водителей

|
|
Главагроном, 13 марта 2025 г.
Фермер назвал ситуацию с агрострахованием информационным провалом

|
 Остальные материалы за 13 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|