Генеральный директор страховой компании "РОСНО" Леонид Меламед рассказал "Ведомостям" о своих отношениях с акционерами, уходе из компании Кургина и планах "РОСНО" по развитию бизнеса.
Ведомости,
29 октября 2003 г.
Леонид Меламед: "РОСНО" в скором времени будет готова к IPO". 2261 просмотр
Новый генеральный директор компании "РОСНО" Леонид Меламед проработал в компании 12 лет. Как говорит он сам, его назначение было ожидаемым. Теперь ему вместо бывшего генерального директора компании Евгения Кургина, ставшего президентом Российского союза страховщиков, приходится плотно работать со своим немецким акционером - гигантом мировой страховой индустрии компанией Allianz. О своих отношениях с акционерами, об уходе из "РОСНО" Кургина и о планах компании по развитию бизнеса Леонид Меламед рассказал "Ведомостям".
- Вы были назначены на должность генерального директора около месяца назад. Как вы восприняли назначение? - Мне долгие годы казалось, что если это назначение когда-то произойдет, то воспримется мною очень естественно и легко. Это родная компания, я участвовал во всех решениях, которые принимались. Я знаю очень много о всех ее достоинствах и о том, что нуждается в совершенствовании. Но в тот момент, когда на закрытом обсуждении с акционерами стало ясно, что [основатель и руководитель компании] Евгений Анатольевич [Кургин] уходит в Российский союз автостраховщиков (РСА) , а акционеры сказали: "Раз так, значит, Меламед", я, как ни странно, ощутил некоторую растерянность. В этот момент я понял, что есть разница между вторым и первым. На то, чтобы преодолеть это ощущение, ушло ровно три дня. Через три дня все встало на свои места, разложилось по полочкам. Формально вопрос был решен чуть позже, когда я уже был готов к обязанностям руководителя.
- Что изменилось в работе, в графике? - Я бы сказал, стало интереснее. Я стал заниматься полноценно тем, что меня интересует. Например, вопросами развития рынка и вопросами позиционирования "РОСНО" на вновь формируемых рынках. Я знаю, что происходит в системе регулирования рынком, и пытаюсь влиять на эти процессы.
- Вы работали в компании 12 лет, и 10 из них - в должности первого заместителя. Никогда не хотелось уйти, заняться чем-нибудь еще, не было ли интересных предложений? - Все было. 12 лет - очень большой срок. Я менялся как человек, мир менялся вокруг. Что такое Москва и Россия 12 лет назад и сегодня? Огромная разница. Это совсем не то, что 12 лет в Америке и 12 лет в Германии. Менялись акционеры в компании, менялось мое положение как акционера, как менеджера. Менялись политика, стратегия компании. На каждом этапе я задавал себе вопрос: "Играешь ты в эту игру или нет? " Поэтому если бы я сказал, что никогда не думал уйти, то был бы не прав. Были предложения и из страховой индустрии, и из другого бизнеса. Никогда их не было много, потому что в сознании очень многих людей я ассоциируюсь с "РОСНО". Слухов о моем переходе куда-либо за 12 лет было гораздо больше, чем почвы под этими слухами.
- Об уходе Кургина из "РОСНО" стало известно за два месяца до вашего назначения. Была информация, что взгляды Кургина и Allianz на развитие компании, что называется, разошлись. Это правда? - Я уже не раз говорил, что не знаю о такого рода противоречиях. Уход Кургина связан с тем, что к нему обратились крупнейшие страховые компании и, как я понимаю, государственные органы, заинтересованные в реализации автогражданки. Надо было решать ситуацию в РСА накануне 1 июля - введения закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Кроме того, я предполагаю, что у Евгения Анатольевича были собственные представления о своей карьере. Ему хотелось, быть может, сделать что-то более масштабное. И мне, и Евгению Анатольевичу хотелось бы, чтобы там, где будут вырабатываться важные для страхового рынка решения, были профессионалы, а не случайные люди, которые не нашли места в бизнесе, поэтому нашли место в политике. Кургин не такой человек. С ним любая компания и любой чиновник могут разговаривать на одном языке. Он изнутри знает проблемы страховщика, бизнесмена, акционера, менеджера. У него хороший политический опыт работы - в профсоюзах, например. Такого рода фигура будет очень полезна и страховому, и финансовому рынку в целом.
- Незадолго до появления идеи о том, что Кургин возглавит РСА, Allianz пыталась реализовать опцион на продажу своих 45% акций "РОСНО". Вы не прольете свет на эту историю? - Да, такая информация была опубликована - очевидно, что у компании есть недоброжелатели, которые хотели сообщить заведомо неверные данные, дискредитирующие компанию в глазах клиентов. Попытка убедить людей в том, что и на солнце бывают пятна. Успеха эта информация не имела, но тема для обсуждения с клиентами появилась - публикации вызвали у наших клиентов вопросы.
- Насколько сейчас гендиректор "РОСНО" независим от акционеров? Какие решения приходится согласовывать с ними? - Ни одного решения, которое по уставу относится к компетенции генерального директора, я не должен согласовывать ни с кем. Акционеры наши в этом вопросе вели и ведут себя исключительно лояльно. Они, конечно, могут интересоваться, почему принято то или иное решение, если им не ясно. Но они никогда не говорят: "Прежде чем принять решение, спросите нас". Если же их, к примеру, интересует порядок инвестирования средств, то мне, как менеджеру, полезно было бы узнать их мнение. Я раз в год выношу этот вопрос на заседание совета директоров.
- То есть вы с ними советуетесь? - Я с ними советуюсь и хочу советоваться. И АФК "Система", и Allianz в разных отраслях обладают неоценимым опытом. Зачем же я буду набивать себе собственные шишки? Я советуюсь по многим вопросам, когда хочу узнать, а как это сделано у них. Я вообще любопытный человек. Могу спросить, например, у "Системы": "А можете удешевить наши расходы на банковские услуги? " Или узнать, как осуществляются покупки компаний, скажем, на Украине. У меня такого большого опыта покупки региональных компаний нет. Так почему бы мне не спросить их? Профессиональные вопросы, которые мы задаем Allianz, можно не перечислять. У сотрудников "РОСНО" есть бесплатный доступ к огромному количеству информации. Причем контакты уже прямые. Не так, что все вопросы сначала генеральному директору, а тот решает, у кого что спрашивать. Сотрудники сами общаются. Компанию не узнать: за два года профессионально люди выросли на тысячи процентов.
- Нынешний менеджмент "РОСНО" сейчас владеет 3% акций компании. А еще 3% осталось у Кургина. Что будет с этими акциями? Allianz их будет выкупать? Ведь этот пакет позволит немцам увеличить свой пакет до контрольного. - Да, это так: руководству "РОСНО" принадлежит пакет акций. И такая расстановка сил является эффективной, поскольку обеспечивает правильное стимулирование руководства. Как поступят наши акционеры "Система" и Allianz в будущем, я сказать не могу. Спросите их сами напрямую.
- Если 47% акций "Системы" и 45% Allianz проголосуют по-разному, то за менеджментом будет последнее слово? - Ну да, такой вариант тоже возможен, но он исключительно гипотетический. До настоящего времени мы всегда могли прийти к решению, с которым все заинтересованные стороны - руководство, главные акционеры - соглашались. Я не вижу причин, почему в будущем это может измениться.
- Что будет меняться в "РОСНО" под вашим руководством? - Мое мнение полноценно учитывалось при руководстве компанией Кургиным и при разработке основных направлений развития. И сказать, что я вынашивал какую-то тайную идею, которую сейчас реализую, неверно. "РОСНО" находится на правильном пути. Поэтому радикальных перемен не произойдет. Компания за счет ожидаемого увеличения уставного капитала получит весьма серьезные инвестиции двух акционеров, которые пойдут на дальнейшее повышение конкурентоспособности.
- Каков размер инвестиций? - Будут выделены значительные инвестиции. Они связаны со страхованием жизни и другими видами страхования как в регионах, так и в Москве. Кроме того, эти инвестиции будут связаны с проектами по участию наших акционеров в пенсионной реформе, бизнесу по управлению активами. ..
- Расскажите об этом поподробнее. - Мы договорились с нашими акционерами о расширении целой совокупности бизнесов. Это страховой бизнес, пенсионные услуги - через страховую компанию и НПФ, управление пенсионными фондами и управление активами. Сейчас они заканчивают переговоры о сотрудничестве: кто и сколько денег, в какой проект, под какие доли вкладывает. Некоторые направления уже утверждены, например амбициозный план по страхованию жизни. Компания намерена гораздо больше внимания уделять своим программам в области медицинского страхования, страхования автомобилей, финансовых рисков. Все решения будут приняты до конца года.
- Около 50% сборов "РОСНО" приходится на страхование жизни, которое называют зарплатными схемами. Как акционеры "РОСНО" относятся к этому бизнесу? - Я не хочу комментировать слухи по поводу природы этих денег, как, впрочем, и любые другие слухи. Это страхование жизни, как это записано в нашей лицензии и нашем балансе. Мы платим по нему соответствующие налоги. Никому на рынке мы зарплатных схем не предлагаем. У "РОСНО" однозначная репутация, к нам обращаться с предложением по поводу зарплатных схем или каких-либо иных "схем" страхования бессмысленно.
- Почему и как было принято решение о том, что "РОСНО" не будет активно заниматься обязательным страхованием автогражданской ответственности? - Сначала такое решение было принято правлением компании, менеджментом, а затем было поддержано акционерами. Менеджмент принял решение доложить акционерам три варианта: агрессивный, средний и осмотрительный, как мы его назвали, вариант. Менеджмент считает, что необходим осмотрительный, осторожный сценарий, который подразумевает обслуживание по ОСАГО своих клиентов.
- Почему вы приняли именно осмотрительный вариант? - Менеджмент "РОСНО" не уверен, что этот бизнес будет прибыльным при существующей структуре тарифов. По данному вопросу у нас есть договоренность с нашими акционерами. Ситуация была бы иной в случае либерализации тарифов по ОСАГО, когда каждая компания устанавливает их, как пожелает. Это в любом случае в России неизбежно. Но вопрос - как к этому идти: мягким путем или через банкротство некоторых компаний. Когда государство само определяет тарифы, у страховщиков всегда существует соблазн на каком-то этапе перестать исполнять свои обязательства и свалить всю вину на государство - оно же приняло решение. Социальная и экономическая ответственность лежит на тех, кто эти тарифы установил. Давайте посмотрим, как это происходило в Восточной Европе. После первого банкротства страховщика начинаются серьезнейшие катаклизмы, население кричит, что его государство обманывает. Либеральный тариф, которого все равно не избежать, снимает с государства ответственность и перекладывает на плечи конкретных страховщиков и клиентов. Если ты застраховался в какой-либо компании по крайне низким тарифам, то кто в этом виноват?
- Но ведь все равно все шишки посыпятся на страховщиков. .. - Это уже вопрос финансовой прозрачности компании и PR.
- Сейчас закон об обязательном страховании автогражданки оказался заложником предвыборной ситуации. Депутаты Госдумы, которым в декабре предстоит переизбрание, приняли в первом чтении популистский законопроект, откладывающий вступление закона в силу на год. Насколько возможны изменения или отмена закона? - Если вы интересуетесь моей политической оценкой ситуации, то я тут не эксперт. Ну не политик я. Понятно, что есть силы "за", есть - "против".
- И все же... - Существует вероятность того, что правительство пойдет навстречу политическим желаниям депутатов. Как существует вероятность того, что действия правительства последовательны и подобного рода требования не найдут поддержки. Но ситуация непростая. Действительно, предвыборный год, политический популизм. .. Я думаю, что тем, кто против изменения закона, может помочь то, что слишком многие его хотят изменить. Изменения потом будет трудно персонализировать. Нельзя будет потом сказать народу: это я, депутат Меламед, принес вам отмену закона. Потому что есть еще целая армия таких Меламедов. Политические дивиденды теряются.
- А как с точки зрения PR? Около $800 000 страховые компании собираются потратить на PR автогражданки. - Страховщики сетуют, что недостаточно правильно сформирован их образ в глазах населения. Я слышал, что страховым компаниям хотелось быть более привлекательными в глазах населения, чтобы покупатели лучше относились к бизнесу по автогражданке. Я уверен в том, что в эпоху открытых средств массовой информации и существующих политтехнологий пренебрегать общественным мнением не может никто. Я не вижу в стремлении страховщиков объясниться ничего зазорного.
- Почему российские страховые компании так и не могут догнать банки по оборотам, по активам? - Есть много причин, но правильный ответ следующий: к покупке страховой услуги приводит наличие запланированного бюджета организации или семьи на год и более длительный срок. Люди покупают страхование, когда начинают планировать свой бюджет, осознают, что в этом бюджете есть брешь, связанная с незащищенностью тех или иных активов. Потом люди начинают задумываться, что с ними будет через 10 лет, и идут в страховую компанию покупать страхование жизни. В любом случае это вопрос времени. А работа с банком подразумевает более краткосрочные отношения. Кроме того, если тебе нужно где-то хранить деньги, без банка ты не обойдешься - по крайней мере, тебе потребуется сделать транзакцию. То есть ты всегда привязан к банку. И он о себе все время напоминает. К страховой компании ты так не привязан. Почему сторонники закона об ОСАГО говорят, что он повышает страховую культуру? Потому что он примерно так подвязывает клиента к страховой компании, как к банку. Ты не пройдешь мимо компании, ты хотя бы раз в год должен с нею заключить страховой договор. И тем самым создается поле для общения, для того чтобы возникло внимание к страховой услуге.
- Почему ни одна страховая компания до сих пор не реализовала план по выходу на фондовый рынок? Вы не собираетесь провести IPO? Есть какие-то планы? - Преимущества, связанные с IPO, хорошо известны: это прежде всего дает инвестиции и повышает ликвидность акций компании, создает реальное представление о ее стоимости. IPO будет зависеть от конъюнктуры фондовых рынков, от эффективности деятельности компании. "РОСНО" в скором времени будет готова к IPO. У нас семь лет международного аудита, и те некоторые технологии, которые должны быть приведены к требованиям SEC [Комиссии по ценным бумагам и биржам США], мы и так будем приводить, потому что 45% акций принадлежат Allianz. Пока выходить на международные биржевые площадки не имеет смысла. Но мы шаг за шагом набираем необходимый объем бизнеса.
- Всероссийский союз страховщиков недавно обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой не поддерживать поправку в страховое законодательство, открывающую рынок для страховщиков из стран ЕС. Но поправка была принята Госдумой во втором чтении. Как вы считаете, депутаты поступили правильно? - Я, как член ВСС, в данном случае поддержу корпоративное решение. Не хочу высказывать мнение компании - это было бы неэтично. Я обращу внимание на то, что, открывая рынок для иностранцев, необходимо создать условия, препятствующие выводу страхового капитала из России иными способами, кроме выплаты дивидендов акционерам. Я имею в виду, что особое внимание страхового надзора должно быть приковано к лимитам на перестрахование за границей. Их нужно снизить в 2 - 3 раза, что станет большим стимулом для повышения капитализации отечественного рынка.
- А как вы оцениваете систему регулирования страхования? Как по-вашему, страховой надзор должен обладать политическим весом и развивать рынок или осуществлять исключительно технические функции контроля за отчетностью? - На этом этапе - и то и другое. А иначе кто будет развивать [рынок]? С моей точки зрения, страховой надзор находится в трудном положении. Я вижу результаты работы: рынок стабильный, на рынке нет банкротств. Но с таким сжатым ресурсом, который у них есть, руководство и сотрудники департамента - просто герои.
- В рамках административной реформы предполагается повысить статус надзора до отдельного комитета при Минфине. Это оправданно? - Я думаю, что должен быть отдельный комитет под кураторством министра финансов, который является первым вице-премьером. Сейчас страховой надзор - один из 16 департаментов Минфина. Это затягивает процесс принятия решений, за это время люди тысячи сделок заключают. Даже с точки зрения бизнес-процессов его стоит выделять в отдельный комитет, потому что страховой рынок требует гораздо более оперативной поддержки и регулирования. Биография: Леониду Меламеду 36 лет. Родился в Москве. В 1992 г. окончил Московскую медицинскую академию им. И. М. Сеченова. Кандидат медицинских наук. С февраля по июнь 1992 г. являлся директором Центра медицинского страхования "РОСНО". С июня 1992 г. по 1993 г. - заместитель председателя правления "РОСНО", с 1993 г. - первый заместитель председателя правления, затем - первый заместитель генерального директора компании. С марта 2001 г. - еще и исполнительный директор "РОСНО". На должность генерального директора компании назначен 15 сентября 2003 г. Женат, воспитывает двух дочерей. О компании: Страховая компания "РОСНО" создана в 1991 г. предприятиями Москвы и профсоюзами. На протяжении многих лет компания входит в первую десятку страховщиков по объемам поступлений. В 2001 г. один из крупнейших мировых страховых концернов - Allianz - купил 45% акций "РОСНО". Еще 47% акций принадлежат АФК "Система" и около 6% - менеджменту. По итогам 2002 г. компания собрала 10,7 млрд руб. (4-е место среди 1300 российских страховых компаний). Павел МИЛЕДИН
Вся пресса за 29 октября 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Лица
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Business FM Новосибирск, 23 декабря 2024 г.
С 2025 года в Новосибирске ОСАГО могут начать проверять по камерам
|
22 декабря 2024 г.
|
|
car.ru, 22 декабря 2024 г.
В России взлетят цены на ОСАГО
|
|
UzDaily.uz, 22 декабря 2024 г.
Потребителей освободят от уплаты госпошлины за иски к страховщикам
|
20 декабря 2024 г.
|
|
Финмаркет, 20 декабря 2024 г.
Автостраховщики начали заключать договоры ОСАГО на новых территориях РФ с конца декабря 2024 года
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Lockton запустил работу новой глобальной команды параметрического страхования
|
|
Мурманский вестник, 20 декабря 2024 г.
Директор ТФОМС Мурманской области Сергей Маган рассказал об итогах 2024 года и изменениях в 2025 году
|
|
Агентство городских новостей Москва, 20 декабря 2024 г.
Сенаторы одобрили закон о штрафах за повторное вождение без полиса ОСАГО
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил поправки в закон о господдержке сельскохозяйственного страхования
|
|
Уралинформбюро, Екатеринбург, 20 декабря 2024 г.
Стало известно, когда за отсутствие полиса ОСАГО начнут штрафовать по камерам
|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 20 декабря 2024 г.
Курултай Башкирии внес проект о страховании инспекторов рыбоохраны в ГД РФ
|
|
Рязанские новости, 20 декабря 2024 г.
Рязанцы стали больше страховать жизнь и здоровье
|
|
Молодежная газета, Уфа, 20 декабря 2024 г.
Башкирия внесла в Госдуму законопроект о страховании инспекторов рыбоохраны
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Защиту прав при заключении договоров страхования жизни усилят
|
|
Независимая уральская газета, 20 декабря 2024 г.
Госсобрание Башкирии внесло в Госдуму проект о страховании инспекторов рыбоохраны
|
|
Тренд, Баку, 20 декабря 2024 г.
В Азербайджане произведены страховые выплаты по лимонным, мандариновым и апельсиновым садам
|
|
ТАСС, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил законопроект о совершенствовании механизма сельхозстрахования
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
Средства застраховавших свою жизнь обезопасят на случай банкротства страховщиков
|
 Остальные материалы за 20 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|