Российская газета онлайн,
14 ноября 2023 г.
Самый сложный этап для российской экономики уже позади
132 просмотра
Среди новостей последнего времени мое внимание привлекли три. Первая - про падение стоимости фрахта на перевозки в российские порты, вторая - про то, что уже в 2024 году Россия получит первую партию из 24 полностью отечественных, прошедших окончательное импортозамещение SJ100. И третья - про то, что в России впервые за много лет прекратилось падение численности научных кадров.
Почему эти разнородные новости в сумме очень важны для нас? Я прекрасно помню, как весной прошлого года начиналась санкционная война коллективного Запада против России. Пакеты рестрикций выходили один за другим. И народ, и эксперты встречали санкционные новости с опаской и недоумением. Прекрасно помню вопросы журналистов: как мы будем теперь жить без боингов и аэробусов? А как же скоростные поезда, а автомобили? Это же все импортное, привозное… И потребительский ажиотаж, когда из магазинов баулами выносили предметы женской гигиены и туалетную бумагу. Сегодня это все уже подзабылось, но тогда ежедневные новости об уходе из России хорошо известных, привычных брендов просто подавляли психику людей.
У профессиональных сообществ были свои опасения. Страховщики, например, всерьез рассматривали возможность эпидемии автомобильных краж, когда машины будут угонять для разборки на запчасти, которые скоро станут большим дефицитом. А всеобщий ажиотаж вокруг SWIFT, от которого нас отключат, после чего финансы развалятся?
Да, импортозамещение - это здорово, но на него нужны время и деньги, причем непонятно, сколько требуется того и другого. Хорошо помню, как я сам определял самые тяжелые, проблемные периоды для экономики. Первый - спустя два-три месяца после введения санкций, когда закончатся расходные материалы на складах, а поставок новых не будет. Второй - в конце 2022 года, когда встанет во весь рост проблема обновления оборудования, то есть когда мы не сможем купить новые машины и станки.
Однако российская экономика преподнесла всем большой сюрприз. Оказалось, что ее ресурсы для выживания и развития намного больше, чем могло показаться на первый взгляд. Оказалось, что за старым фасадом засилья англоязычных вывесок и брендов есть новые предприятия, способные заместить импорт. Что и произошло. Номенклатура товаров на полках магазинов на пике импортозамещения сократилась не более чем на 5%, так что практически никто этого сокращения и не заметил.
Были опасения, что ширпотреб и продукты питания заместить легко, а вот как быть, когда самолеты не смогут летать без запасных частей? И вот теперь мы получили ответ, причем даже раньше, чем планировалось. В 2024 году у нас появятся свои самолеты, которые будут постепенно замещать стареющую западную технику.
А еще нас пытались задушить, используя недостаток собственного флота для вывоза российской продукции. Отсюда те самые запреты на страхование грузов, введение нефтяных ценовых потолков. И это действительно была серьезная проблема. Ведь мало продукт произвести, его надо вывести на мировые рынки, а по дороге застраховать. А как это сделать, если основные мировые страховщики - западные и не хотят с нами работать? И вот ответ: буквально за полтора года России удалось создать собственный флот, к тому же есть возможности сочувствующих нам государств, которые не желают участвовать в западных санкциях.
Как итог: экономический рост в этом году составит около 3%, в следующем году развитие продолжится. И ещё - удалось сдвинуть с места проблему, которая не поддавалась много лет: российская наука получила импульс к развитию.
В итоге можно сказать, что независимая, суверенная российская экономика состоялась и выстояла, и ушло на это всего лишь полтора года, если, конечно, не считать предыдущих усилий.
Какова цена такой перестройки? Разумеется, ничего бесплатного не бывает. Издержки, связанные с развитием производства и изменением логистики, были, и они легли на потребителей. Но издержки оказались все-таки не такими значительными: накопленная инфляция к 2021 году составила около 20%, реальные доходы населения растут, зарплаты тоже. Экономические испытания не закончены, но самый тяжелый этап позади.
Вся пресса за 14 ноября 2023 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Кризис и страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|