Банковское обозрение,
18 декабря 2023 г.
Шестеренки маркетплейса 235 просмотров
Операторы финансовых платформ в 2023 году продолжают активное развитие — модернизируют имеющиеся сервисы, запускают новые решения, расширяют продуктовые линейки. «Б.О» заглянул «под капот» этих процессов
В реестре операторов финансовых платформ на ноябрь 2023 года состоят девять участников. У каждого сложилась своя специализация: предоставление вкладов, выдача кредитов, выпуск ценных бумаг, страховые услуги. По данным «Медиалогии», наибольшее внимание публики в январе — июне 2023 года получили маркетплейсы «Банки.ру», «Сравни» и «Выберу.ру». К опыту этих игроков обратился «Б.О» в вопросе развития финансовых маркетплейсов на российском рынке.
Топ финансовых маркетплейсов — I Полугодие 2023
Финансовый маркетплейс / МедиаИндекс
1. Банки.ру - 42 871,4 2. Сравни.ру - 19 203,2 3. Выберу.ру - 18 398,2 4. Финуслуги - 11 541,5 5. Финмир.рф - 8 448,1 6. ВТБ Регистратор - 407,5 7. Открытый финансовый маркетплейс - 214,2
Источник: Медиалогия
Взаимодействие на грани необходимости
В зависимости от специфики в процессе встройки новых предложений для клиентов каждая платформа проходит различные этапы. О процессах внутри «Банки.ру» рассказала гендиректор маркетплейса Динара Юнусова: «Для внедрения нового банковского продукта “Банки.ру” как оператор финансовой платформы проводит работу одновременно по двум направлениям: ведет переговоры с банками на предмет их интереса, технологической составляющей и экономики проекта, а также создает клиентский путь для физических лиц. Часть процессов мы берем из действующих продуктов, а часть — выстраиваем с нуля». Сейчас на платформе можно дистанционно оформить вклад и потребительский кредит, в проработке находятся кредитные карты, следом будет реализована возможность оформить ипотеку, добавила представитель «Банки.ру». «При этом нет определенной последовательности, в которой банки запускают продукты; в первую очередь мы отталкиваемся от интересов пользователей (физических лиц), партнеров (банков) и опираемся на нашу стратегию развития», — пояснила эксперт.
Кредитные организации и другие финансовые учреждения уже практически вынуждены взаимодействовать с маркетплейсами. «Банки.ру», например, ежемесячно посещают 23 млн пользователей, которые ищут наилучшее финансовое предложение под свой запрос. «Сегодня пользователям удобнее выбирать финансовые продукты на маркетплейсах, поэтому для финансовых компаний присутствие на этих площадках — не столько вопрос выгоды, сколько необходимость, диктуемая потребительским спросом, — считает Григорий Бурденко, генеральный директор финансового маркетплейса «Выберу.ру». — Так, мы видим, что у банков доля клиентов, которые выбирают финансовые продукты онлайн на маркетплейсах, растет изо дня в день. На текущий момент на “Выберу.ру” количество заявок на банковские продукты составляет больше 60% общей суммы заявок».
Помимо этого маркетплейсы берут на себя роль первой линии при работе с клиентами и проводят часть предварительной работы с пользователями — информирование о финансовом продукте, сбор первичных документов, сегментирование и отбор клиентов. «Маркетплейс выполняет не только сравнительную, но и рекомендательную функцию, потому что мы понимаем, какой продукт подойдет лучше тому или иному клиенту и какие клиенты нужны банку. Таким образом, в финансовую организацию приходит проверенная целевая аудитория», — рассказал представитель «Выберу.ру».
Продукты на вес прибыли
Важно, что финансовые маркетплейсы не увеличивают стоимость того или иного предложения для клиента, весь доход в виде комиссий площадки получают от партнеров. По видам продуктов разнится доля прибыли. Как сообщил на пресс-завтраке в октябре 2023 года Сергей Леонидов, генеральный директор «Сравни.ру», больше всего маркетплейс зарабатывает на продуктах с самым высоким спросом — кредиты, займы, страховые продукты, в частности ОСАГО.
«Выберу.ру» в 2023 году наибольший комиссионный доход фиксирует в категории кредитных продуктов, в частности микрозаймов. «Доля займов в комиссионной выручке выросла с 20% в 2022 году до 35% в 2023-м. Согласно результатам нашего исследования, 98% микрофинансовых организаций представлены как минимум на одном топовом финансовом маркетплейсе. При этом 37% МФО публикуют информацию о продуктах на пяти топовых финансовых площадках. На втором месте в структуре выручки — потребительские кредиты», — рассказал Григорий Бурденко.
Как отмечалось ранее, каждая финансовая платформа имеет уникальную продуктовую линейку и свою специализацию, что влияет на уровень комиссионного дохода по тем или иным продуктам. «Мы прогнозируем, что в четвертом квартале в связи с повышением ключевой ставки увеличится доля банковских депозитов и вклады выйдут на второе место в структуре выручки. Монетизация по потребительским кредитам снизится из-за роста стоимости заемных средств для клиентов», — заметил представитель «Выберу.ру». Гендиректор «Банки.ру» солидарна с тезисом: «В первой половине года преимущество было на стороне кредитов и микрозаймов. Во втором полугодии на фоне роста ключевой ставки и улучшения предложений от банков растет доля вкладов», — подтвердила Динара Юнусова.
На прибыль естественным образом влияют издержки, их крупной частью у маркетплейсов становится стоимость привлечения клиентов (customer acquisition cost — CAC). В 2023 году показатель CAC значительно изменился. «Самыми большими каналами привлечения раньше были Google и “Яндекс”. Сейчас остался, по сути, один игрок. Соответственно стоимость привлечения сильно выросла для всех игроков на рынке не только в финансовой и страховой сфере, — рассказал руководитель «Сравни.ру» Сергей Леонидов.
CAC зависит и от других факторов: вида продуктов, текущего спроса, уровня конкуренции, а также от непосредственно канала привлечения (органический, SEO-трафик, реклама и др.), пояснил Григорий Бурденко. «Мы в первую очередь работаем над органическим трафиком, поэтому стоимость привлечения низкая относительно рекламных каналов, — поделился подробностями представитель «Выберу.ру». — В этом году существенно выросла конкуренция на рынке микрофинансовых продуктов, что повлияло и на рост маркетинговых затрат кредиторов в онлайн-каналах». Над органическим приростом работают и в «Сравни.ру»: «В каких-то продуктах мы можем привлекать клиентов достаточно недорого. Конечно же, один из самых больших каналов — это когда пользователи приходит к нам самостоятельно. У них есть финансовая потребность, и они знают о нашем сервисе. Здесь мы достаточно много инвестируем в телевизионную рекламу, для того чтобы прокачать знание бренда. Это дорого, но мы считаем, что в долгосрочной перспективе это окупится для нас».
Маркетплейсы работают и над сервисами, которые не приносят дохода напрямую. «У нас есть информационный контент, который мы не монетизируем, но развиваем соответствующие разделы для привлечения и удержания аудитории. Смежные информационные продукты помогают пользователям в выборе основного продукта», — рассказали в «Выберу.ру». Маркетплейс «Сравни.ру» в июле 2023 года запустил бесплатный сервис для клиентов «Кредитный рейтинг», который не только показывает пользователю его шанс на одобрение кредита, но и может дать советы по улучшению и поддержанию кредитной истории на необходимом уровне. Затраты площадки на работу сервиса планируются на уровне 100 млн в год.
Свой «Кредитный рейтинг» запустил в октябре 2023 года и «Выберу.ру», однако этот сервис включает и платные услуги: «В бесплатном пакете система определяет количество баллов и предоставляет общую информацию по повышению персонального кредитного рейтинга (ПКР). В тарифе за 149 рублей кроме показателя ПКР вы получите персональные рекомендации по улучшению кредитной истории. В тариф за 499 рублей включены помощь специалистов по повышению кредитного рейтинга и сопровождение клиента в течение трех месяцев».
Средства на дистанции
Новой для рынка маркетплейсов стала услуга онлайн-кредитования. Пока доля этого вида займов мала: по данным ЦБ, на конец 2022 года объем подобных сделок составил 83 млн рублей с начала деятельности платформ. «Большинство известных игроков взаимодействуют с клиентом до определенного этапа, но последний шаг сделки и выдача денежных средств проходят на стороне финансовой организации», — подчеркнул Григорий Бурденко.
В ноябре 2022 года маркетплейс «Банки.ру» выдал первый дистанционный кредит банка «Центр-инвест». «Сравни.ру» запустил пилотную функцию по выдаче онлайн-кредитов в мае 2022 года. За период с мая по ноябрь клиенты оформили более 120 кредитов на 50 млн рублей, указано в сообщении маркетплейса. Оформление кредита проходит полностью на сайте. Авторизация происходит через портал «Госуслуги». Как сообщал генеральный директор Сергей Леонидов, «Сравни.ру» планирует к концу 2023-го достичь отметки 10 тыс. выдаваемых онлайн-кредитов в месяц.
«Сегодня динамика спроса на онлайн-кредитование подвержена влиянию макроэкономической повестки — в периоды нестабильности на финансовом рынке клиенты сдержаннее подходят к новым долговым обязательствам, — рассказал представитель «Выберу.ру». — В частности, в прошлом году мы фиксировали снижение онлайн-спроса на кредиты — заемщики переключились на сберегательную модель поведения и интересовались кредитными продуктами на 20% меньше, чем в 2021 году. В 2023 году спрос восстановился. При этом в первом полугодии в сегменте микрофинансирования большая доля займов (73%) была выдана онлайн».
Банки.ру наблюдает у пользователей высокую потребность в дистанционном оформлении, это касается не только кредитов, но и других продуктов: вкладов, банковских карт, микрозаймов.
«Доля онлайн-кредитов зависит не только от желания пользователя, но и от технологических возможностей наших партнеров: не все банки готовы принимать решение о выдаче кредита в онлайн-режиме. Тем не менее рынок активно развивается в этом направлении», — пояснила Динара Юнусова.
Планы предложения
В 2024 году финансовые маркетплейсы планируют развивать и расширять линейки своих продуктов: «Одна из наших ключевых целей — расширение продуктовой линейки, чтобы на нашей платформе было как можно больше представленных на рынке предложений», — отметили в «Банки.ру». Расширить линейку продуктов для бизнеса и развивать направления лизинга, факторинга, эквайринга планирует и «Выберу.ру». Также у площадки в планах развитие финграмотности клиентов, «ведь у маркетплейса есть еще и просветительская функция», отметил Григорий Бурденко.
А вот в сторону цифровых финансовых активов маркетплейсы пока не смотрят, хотя 13 июня 2023 года Госдума приняла законопроект, в соответствии с которым финансовые маркетплейсы могут совмещать свою работу с деятельностью блокчейн-платформы, которая выпускает или обменивает ЦФА. Как отметил в начале года заместитель гендиректора «Сравни.ру» Алексей Грибков, инвестиционные продукты являются «логичным продолжением для развития рынка платформ, а ЦФА выглядят перспективным механизмом». По его мнению, снятие ограничения по совмещению деятельности в первую очередь интересно группам, которые уже имеют оператора платформы и инвестиционный бизнес.
В «Выберу.ру» также верят в цифровые финансовые активы. При этом Григорий Бурденко отметил, что ключевой вопрос — в том, когда критическая масса аудитории будет готова к инновациям. «На данный момент у нас в приоритете развитие текущих продуктов», — заключил эксперт.
Дария НОВИКОВА, Обозреватель «Б.О»
Вся пресса за 18 декабря 2023 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Технологии, Маркетинг, Хайтек и инновации
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
18 декабря 2024 г.
|
|
AK&M, 18 декабря 2024 г.
Американская Stone Point приобрела долю в британском страховом брокере Ardonagh
|
|
ABIREG.RU, Воронеж, 18 декабря 2024 г.
Онлайн-страховщик судится с партнером за «лицо»
|
|
5 колесо, 18 декабря 2024 г.
В России дешевеет ОСАГО, а выплаты по страховке растут: что происходит?
|
|
Лента.Ру, 18 декабря 2024 г.
Проверки ОСАГО с дорожных камер запустят в трех российских регионах
|
|
Европейско-Азиатские новости, Екатеринбург, 18 декабря 2024 г.
В Свердловской области видеокамеры подключат к проверке ОСАГО
|
|
Tazabek, Бишкек, 18 декабря 2024 г.
Жогорку Кенеш принял законопроект о страховании в первом чтении
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 декабря 2024 г.
Новые юрисдикции оказывают влияние на ситуацию на европейском сегменте кэптивного страхования: AM Best
|
|
Вечерний Орел, 18 декабря 2024 г.
Орловские автовладельцы купили полисов каско на 410 млн рублей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 декабря 2024 г.
Лидеры в области данных в сфере страхования считают внедрение ИИ решающим фактором для сохранения конкурентоспособности
|
|
РИА57, Орел, 18 декабря 2024 г.
Орловцы стали реже страховать жизнь и здоровье
|
|
Сургутская трибуна, 18 декабря 2024 г.
Жители Югры вложили в страхование 14 млрд рублей
|
|
korins.ru, 18 декабря 2024 г.
Госдума изменила Закон о господдержке сельхозстрахования: поправки коснутся растениеводов и животноводов
|
|
Российская газета онлайн, 18 декабря 2024 г.
«ДМС становится частью базового соцпакета»: ВСС рассказал об основных тенденциях на рынке страхования
|
|
Агентство городских новостей Москва, 18 декабря 2024 г.
Почти 3 млн полисов электронного ОСАГО продано в Москве в январе – ноябре
|
|
РБК.Татарстан, 18 декабря 2024 г.
В Татарстане снижается число уголовных дел о мошенничествах в страховании
|
|
Интерфакс, 18 декабря 2024 г.
ВСС инициировал законодательное расширение полномочий страховщиков для борьбы с мошенниками
|
|
ТАСС, 18 декабря 2024 г.
Более 3,5 млн жителей Донбасса и Новороссии оформили полисы ОМС
|
 Остальные материалы за 18 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|