О дальнейшем развитии ситуации с "автогражданкой" и перспективах страхового рынка в целом журналу "Кворум" рассказал президент Ассоциации страховщиков России Алексей Зубаков.
Кворум,
30 октября 2003 г.
Страхованию - статус президентской программы 1828 просмотров
Отгремели думские баталии вокруг закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. 252 депутата в первом чтении проголосовало за то, чтобы нынешний закон отменить. Что же произошло, и что будет дальше? Над этими вопросами размышляет руководитель группы экспертов секции Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению Алексей ЗУБАКОВ.
Q: Алексей Алексеевич, похоже, Ваш прогноз относительно того, как сложится ситуация с автогражданкой, сбывается? - Я уже неоднократно предупреждал, и на страницах вашего издания в том числе, что мы идем в тупик. Эйфория у страховщиков пройдет, и они увидят реально то, к чему пришли. Чисто технически тот вариант закона, который сейчас прошел в первом чтении, не будет принят. И с 1-го января начнутся штрафные санкции, которые никто не успеет отменить. Совет Федерации закон в том виде, в котором он принят сейчас, пропустить не намерен. Об этом уже сказал Председатель Совета Федерации Сергей Михайлович Миронов, и я с ним полностью согласен. Действительно, закон в нынешнем варианте никаких проблем не решает. И что же мы получим? В начале января по некоторым данным за полисами обратятся 80-90% владельцев автомобилей. Ведь штрафы начнут действовать, и как страховщики справятся с таким наплывом? На что расчет, на массовую продажу полисов в палатках? Значит, появится масса подделок, и проверять подделку реально будет некому. Разве можно этого требовать от сотрудников ГИБДД?! Значит, появится масса обманутых, и какую это вызовет реакцию у людей - предугадать нетрудно. В разгар президентской кампании это недовольство непременно будет использовано определенными силами против президента. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы такой сценарий развития событий через два месяца предугадать. Поэтому у тех, кто мыслит по-государственному, должно быть только одно желание: собраться, выбрать наилучший вариант действий по закону об автогражданке и как можно быстрее его реализовать. Тут нужен широкий консенсус и органов федеральной власти, и страхового бизнеса, и общественных организаций. Я как Президент Ассоциации Страховщиков России подтверждаю, что АРС готов предпринять все, что необходимо в интересах скорейшего разрешения конфликтной ситуации вокруг автограждаки. Q: Как же этого избежать? - Я предлагаю создать специализированные офисы в городах и населенных пунктах, в которых могли бы разместиться несколько (и даже несколько десятков) представительств страховых компаний, относительно которых население было бы уверено, что их полисы - не подделка. А такие гарантии взял бы на себя Российский Союз Автостраховщиков. Другой вариант - разрешить продажу полисов работникам ГИБДД. Это может показаться неожиданным, но зато гарантирует защиту от подделок. Если для этого необходимо принять какой-то нормативный акт, то это нужно срочно сделать. Давайте подумаем об этом сейчас, а не в январе, когда начнется настоящий хаос. Q: Таковы меры, которые Вы предлагаете, в случае, если закон об автогражданке вступит в полную силу с 1 января 2004 года. А может быть еще не поздно как-то разумно скорректировать сам этот закон? - Да, время для разумной корректировки пока еще осталось. Страховая секция Совета Федерации предлагает в действующий закон внести всего одну поправку, состоящую из двух пунктов. Отложить введение штрафных санкций за отсутствие полиса обязательного страхования гражданской ответственности до 1 июля 2004 года. На эту же дату перенести требование о наличии полиса ОСАГО при прохождении техосмотра автомобиля. Все-таки надо смотреть правде в глаза: не готовы и страховщики, и население к такому полномасштабному охвату этим видом страхования всех автовладельцев в такие короткие сроки. Законодатели должны это учесть и принять эту поправку в Госдуме сразу в трех чтениях. Совет Федерации этот вариант может поддержать, и к концу декабря ситуация разрешится к выгоде всех. Но я опасаюсь, что у нас пойдет как по крылатой фразе Черномырдина - "как всегда". И офисную продажу полисов не наладят, и поправку к закону не примут. Q: Как Вы полагаете, если бы существовал Страховой кодекс, то такая ситуация с автогражданкой могла бы возникнуть? - Я уже неоднократно говорил, что страхование держится на "трех китах" - на страховом законодательстве, страховом образовании и страховой культуре. Они все взаимосвязаны, и, например, отсутствие полноценного страхового законодательства обусловливает отсутствие страховой культуры. Вот прошло полтора года с момента подписания закона об автограждаке президентом. А до сих пор не существует никакого к нему комментария, который бы ориентировал и страховщиков, и органы власти, и страхователей. Ведь до сих пор многие люди просто не понимают, что они страхуют и полагают, что полис ОСАГО - это страховка собственного автомобиля, а не ответственности за ущерб, причиненный другому. И в случае ДТП обращаются в страховые компании с требованием о возмещении ущерба собственной машине. Q: Вы уже представляете себе, как Страховой кодекс должен строиться? - Страховой кодекс - это не только свод законов, но и учебник права и принципы формирования законодательства в страховой сфере. Его структура должна быть такова - в первой части помещается закон об организации страхового дела. Госдума во втором чтении новую редакцию закона приняла, но у нас есть много поправок. И мы в Совете Федерации будем рекомендовать продолжать согласительную работу, чтобы многие дельные замечания и поправки учесть. Тут же должны быть сформулированы основные принципы, на которых строится страховая деятельность в России. И обязательно введено и описано понятие ответственности. Это значит, что по каждому закону должен быть четко определен круг ответственных инстанций, лиц и органов власти, которые обеспечивают действие закона и несут ответственность за его пробуксовывание. То есть обеспечивают надежную работу механизма исполнения закона. На конкретном примере поясню, зачем это нужно. Вот Департамент страхового надзора почти больше года трудился над определением размера тарифов по ОСАГО. И чем все кончилось? Сегодня недовольство размерами тарифов вылилось в стремление депутатов вообще закон отменить. Конфликт налицо, ущерб для всего общества очевиден. Авторитет власти в глазах населения подорван. А ответственности никто не несет! Вот почему четкое указание в первой части Страхового кодекса субъектов ответственности по каждому закону жизненно необходимо. Во второй части кодекса будет описание основных понятий и определений участников рынка: кто такие страховщики, актуарии, операторы, брокеры и т.д. Третья часть кодекса - особенная. Тут будут перечислены все конкретные виды страхования, от страхования жизни до страхования имущества, автостранспорта, жилища, морское страхование и пр. А четвертая часть - свод всех законов, относящихся к сфере страхования. Q: Не кажется ли Вам, что такая работа, как и развитие страхового рынка в целом, нуждается в едином координирующем центре? - Я в этом уверен! Нужно, чтобы органы государственной власти всех уровней, члены страхового бизнес-сообщества, общественные организации страховщиков, наука да и сами страхователи понимали, что развитие страховой отрасли - это общественно значимая задача государственной важности. Именно поэтому такой координирующий орган было бы разумно создать в качестве совета или комиссии при Президенте Российской Федерации. Этот орган обеспечивал бы мониторинг ситуации на страховом рынке, достоверную статистику и качественную аналитику, на основе которой можно делать правильные прогнозы. Ситуация с автогражданкой наглядно показала, насколько слаба у нас страховая аналитика. Q: А что в качестве первоочередных задач такой аналитики Вы бы выделили? - Нам нужно хорошо проанализировать собственный опыт. Земская реформа Александра II оказалась успешной в том числе и потому, что страхование жилья было передано Обществам взаимного страхования. И сегодня можно передать на муниципальный уровень обязательные виды страхования - страхование жилья, скажем. Затем подключить коммерческих страховщиков. И привлечь иностранных страховщиков. Это нужно, потому что сами мы страхование жилья не вытянем. По поводу иностранцев уже пошли всякие мифы - будто бы именно они заблокировали закон об автогражданке, чтобы потом туда прийти самим. Я вижу, что автогражданка ввиду непроработанности механизма закона им не интересна. И их нужно привлекать именно к страхованию жилья, поскольку у них в этом деле огромный опыт. Сейчас то, что делается в Москве, реально страхованием называться не может. Люди платят по тридцать рублей в месяц, а в страховых случаях получают максимум 4000 долларов за квартиры стоимостью 30 тысяч и более. Так пусть лучше люди платят страховку больше, но и получают возмещение полностью. Q: А почему такой орган должен быть создан именно при Президенте? - Я считаю, что страхование у нас явно недооценивается. Сравните, какое внимание уделяется банкам и какое - страхованию. На банковских форумах обязательно присутствуют вице-премьеры, министры, спикеры обеих палат парламента. И даже премьер-министр. А кто ходит на форумы страховщиков? На последний форум даже начальник Департамента страхового надзора не пришел! Не воспринимает пока государство страховщиков, и это - большая ошибка. А если Совет по страхованию при Президенте РФ будет создан, то следующий страховой форум мы сможем провести уже в совсем другом статусе. Ведь страхование на Западе - это главный рычаг финансового благосостояния и страны, и людей. А что у нас? Вот сейчас доллар падает, и как основная масса их держателей может их сохранить? При развитом страховом рынке такого вопроса бы даже не возникало! Хочу подчеркнуть: создание такого Совета - вопрос не конъюнктурный. Я направил письмо Президенту с соответствующим предложением. Надеюсь, что мои аргументы окажутся убедительными. Если мы хотим достойно выйти из ситуации, в которую поставили сами себя с автогражданкой, если хотим нормально организовать страхование жилья, если, наконец, реально хотим добиться в этом десятилетии удвоения ВВП, страхованию необходимо придать статус приоритетной президентской программы. И Совет при Президенте должен обеспечить ее выполнение. Ведь страхование, не боюсь повториться, - это нереализованный потенциал экономического развития России. Без страхового рынка мы не обеспечим притока инвестиций в страну. Россия до революции была четвертой страной в мире по уровню развития страхования, а сегодня мы плетемся по этому показателю в конце сотни! Так давайте не терять время, которое, как известно, - деньги.
Вся пресса за 30 октября 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Динамика рынка
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
|
РИАМО, 21 ноября 2024 г.
Стало известно, сколько россияне готовы тратить на защиту здоровья питомцев
|
|
РИА Новости, 21 ноября 2024 г.
ЭКСАР помогли ростовской компании выйти на рынки Армении и Грузии
|
|
Дума ТВ, 21 ноября 2024 г.
«Новые люди» проведут широкую дискуссию о необходимости присутствия страховых медицинских организаций в системе ОМС
|
|
Орловские новости, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области автомобильная ОПГ вместе с организатором пойдет под суд
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
«Велес Капитал» подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
МК в Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Житель Черногорска потерял 290 тыс. руб. при мошенничестве с медполисом
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
Сотрудники Минфина первыми массово застраховали свои автомобили и жилье
|
|
Пульс Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Черногорца обманули мошенники, представившиеся сотрудниками страховой компании
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
В Кыргызстане сохраняется тенденция роста доходов страховых компаний
|
|
мвд.рф, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области завершено расследование многоэпизодного уголовного дела о мошенничестве в сфере автострахования
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|