О развитии институтов саморегулирования страхового рынка в России
Экономика и жизнь,
3 ноября 1996 г.
Проблемы могут и объединять
2428 просмотров
Существуют различные оценки состояния, в котором находится национальный рынок. Хотя разброс мнений не очень широк: от «плохо» до «очень плохо». О своем видении ситуации в беседе с нашим специальным корреспондентом Дмитрием Суетиным рассказывает один из самых авторитетных страховщиков, к тому же в соответствии со своей должностью призванный отстаивать интересы всего страхового рынка России.
- Владимир Петрович, как бы вы охарактеризовали одним словом, если это возможно, ситуацию в страховании?
- Говоря коротко о главных отличительных чертах сегодняшнего страхового рынка, можно выделить следующее. Во-первых, происходит хотя и медленный, но все-таки рост. Во-вторых, рынок становится все более цивилизованным. И в-третьих, большинство страховщиков осознало единство интересов, ту мысль, что их можно отстоять, только объединившись.
В то же время в сфере страхования по-прежнему множество проблем. Конкуренция в среде страховщиков довольно жесткая.
Хотелось бы остановиться на главном, на мой взгляд, событии за последний год. В ноябре прошлого года страховщики приняли решение о создании единого союза, вокруг которого сплотилось большинство компаний, формирующих национальный рынок. Причем объединились люди, имевшие подчас противоположные интересы. Случилось это потому, что все поняли: самостоятельно решить проблемы, стоящие перед отдельной компанией, невозможно. Поэтому и возникла сама потребность организационного объединения.
В марте этого года был создан единый Всероссийский союз страховщиков (ВСС). И началась, может быть, незаметная, но необходимая работа по формированию структуры союза, которая к настоящему времени завершена. Намечены планы работы комитетов ВСС по наиболее важным направлениям. Таким образом, процесс объединения завершился, несмотря на конкурентную борьбу, на различие во взглядах страховщиков и существующие противоречия. Скажу больше, даже страховщики, не входящие в ВСС, тесно контактируют с нами, мы вместе решаем существующие проблемы, с согласованными позициями выходим на правительство, в Государственную Думу. Словом, нынешнее состояние рынка, взаимоотношения на нем страховщиков я бы охарактеризовал одним словом: «Вместе».
- Трудно рассчитывать на успехи в какой-либо отдельной сфере, зная общее кризисное состояние экономики. Но все-таки, есть ли возможность поправить положение в страховании?
- Важнейшей причиной медленного развития национального рынка нужно признать нестабильность экономической ситуации в стране: у предприятий и населения просто нет средств на страхование, а государство по-прежнему не считает нужным стимулировать страховой способ защиты имущественных интересов.
Государство должно быть заинтересовано в создании условий для страхования, а, именно, добровольного. Ведь ни у кого не возникает сомнений: обезопасить свою квартиру можно, поставив на двери замок, но почему-то мало кто понимает, что страхование выполняет сходные функции. Необходимо добиться законодательных льгот для страхователей, повышать страховую культуру населения.
Страхование должно стать жизненной необходимостью, для чего нужно выработать концепцию развития этой сферы в России, причем на государственном уровне. Конкретная работа в этом направлении уже ведется. По поручению правительства специалистами нескольких ведущих страховых компаний был разработан проект «Федеральной программы развития и поддержки страхования в Российской Федерации». С этим документом пока рано выходить в правительство, необходима его тщательная доработка с учетом мнения большинства страховщиков. В связи с этим большая ответственность ложится на ВСС. Необходимо провести серьезную работу в комитетах Союза по согласованию позиций страховщиков и сделать это в кратчайшие сроки.
- Развитый страховой рынок невозможно представить без формирования мощных, устойчивых компаний. Важнейшую роль в этом призвано сыграть государственное регулирование их деятельности. Все ли устраивает страховщиков?
- Одним из главных факторов, мешающих укреплению страховщиков, является система налогообложения. Во-первых, она постоянно меняется и страховщики вынуждены под нее подстраиваться, во-вторых, при существующей системе полностью игнорируется специфика деятельности страховой компании. Наши законодатели никак не могут понять, что страхование - особая форма предпринимательства и, следовательно, нельзя строить систему ее налогообложения по общей мерке. Ведь у страховщика вполне реальна ситуация, когда три, пять и более лет «прибыльной» работы могут быть перечеркнуты одним катастрофическим страховым случаем.
На Западе итоги страхового года, как это ни парадоксально звучит для нормального человека, подводятся через два, а то и три календарных года. Для России такие «революционные» меры, может быть, и не совсем приемлемы, но долг наших законодателей - избавить страховщиков от ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль. В разработке системы налогообложения страхования необходимо участие специалистов этой сферы, нужно, чтобы к их мнению прислушивались.
Исполнительная власть практически не использует возможности страховых компаний как поставщиков значительных инвестиций в экономику страны. Нужны заинтересованность и элементарные гарантии государства, чтобы страховщики стали вкладывать деньги в отрасли, которые можно определить как наиболее социально значимые. Например, освободить от налогов тех, кто инвестирует в здравоохранение, сельское хозяйство и так далее. Такая система будет выгодна всем, а уж дело государства - определить приоритеты.
К тому же реальные инвестиции страховщиков появятся при развитии долгосрочного страхования жизни, а чтобы это произошло, необходимо прежде всего решить проблему компенсации по договорам Госстраха СССР, вернуть доверие граждан к этому виду. Кроме того, необходимо создать налоговые стимулы для граждан, приобретающих долгосрочные (свыше пяти лет) полисы по страхованию жизни.
Вся пресса за 3 ноября 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат, Страховое право, Тенденции, Лица, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование, Страхование жизни
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|