Коммерсантъ,
5 февраля 2024 г.
Ответят ли роботы за ДТП
223 просмотра
“Ъ” ознакомился с проектом закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС), который Минтранс доработал после общественного обсуждения. Документ впервые подробно раскрывает, кто будет нести ответственность за ДТП с беспилотниками, которым уже в 2025 году разрешат ездить по дорогам без человека в салоне. Основным ответчиком предлагается сделать владельца беспилотной машины, который, впрочем, сможет переложить вину на производителя, диспетчера или дилера. Также закон запрещает оформлять аварии с ВАТС без ГИБДД, а страховщики при возмещении ущерба получат право запрашивать у владельцев беспилотников информацию из «черных ящиков».
Напомним, что беспилотные легковые автомобили и грузовики с 2018 года тестируются на дорогах рядом компаний («Яндекс», «Сберавтотех», КамАЗ, «Магнит») в рамках экспериментального правового режима, когда на водительском сиденье обязательно находится инженер-испытатель. Пилотные проекты показали, что ВАТС позволяют сократить аварийность на 90%, а затраты на грузоперевозки — на 30%. В 2021 году правительство решило допустить на дороги беспилотные авто и без человека в салоне, но для этого нужен отдельный закон. Как сообщал “Ъ”, первые два проекта закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах» Минтранс представлял в 2021-2022 годах, но затем документ был отправлен на доработку.
На прошлой неделе министерство представило третью версию закона на заседании рабочей группы «Безопасность дорожного движения» в рамках регуляторной гильотины. “Ъ” изучил этот проект. В нем сохранилась общая концепция, заложенная в первой версии. Закон описывает условия допуска таких машин на дороги, включая обязательное наличие «бортового устройства регистрации событий» и системы, позволяющей дистанционно перевести машину в «состояние минимального риска» (когда автопилот отключается, а машина останавливается в безопасном и разрешенном месте для выхода пассажиров). Все беспилотники должны стоять на учете в ГИБДД и проходить регулярное техобслуживание.
Однако в документе появился ряд новых норм и ограничений. К примеру, вводится запрет использования ВАТС на участках дорог, входящих в маршруты перевозок опасных грузов (к примеру, по маршруту движения бензовозов). Также беспилотникам разрешат ездить только по тем дорогам, у которых есть «цифровой двойник» (план и карта трассы, данные о состоянии дороги, ДТП, метеоусловиях и т. д., которые будут передаваться машине в режиме реального времени). К примеру, такой «двойник» уже есть у трассы М-11, и Минтранс потратил 300 млн руб. на его создание.
Еще документ запрещает эксплуатировать беспилотную машину, если на ней не установлены последние обновления софта. А после принятия закона правительство должно будет установить отдельные правила «информационной безопасности» для беспилотников и их учета.
Но главное отличие от прошлых версий законопроекта — Минтранс подробно описал, кто будет отвечать за ДТП по вине беспилотника. Основную гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу «третьих лиц, среде», будет нести владелец ВАТС, если он не докажет, что вред возник вследствие «непреодолимой силы или умысла потерпевшего». Также можно будет переложить ответственность на производителя автомобиля, если будет доказано, что вред был причинен в связи «с конструктивными особенностями (недостатками) системы управления или ВАТС в целом». Если же авария произошла в связи с «неосуществлением диспетчерского контроля», то ответственность будет лежать на диспетчере (речь идет о сотруднике, который должен будет дистанционно мониторить состояние машины и при необходимости выключать автопилот). Если авария произошла из-за плохого техобслуживания, то ответственность ляжет на дилера.
Оформлять ДТП с ВАТС нужно будет только при участии сотрудника ГИБДД, европротокол будет запрещен (соответствующая поправка вносится в закон об ОСАГО). При возмещении убытка от ДТП с участием беспилотника страховщик сможет запросить у владельца ВАТС сведения, зафиксированные на «бортовое устройство», а тот обязан будет их предоставить. Также страховщики получат право регрессного иска к владельцу ВАТС, если тот вовремя не обновил софт в машине. Это нормы были внесены в законопроект по инициативе Российского союза автостраховщиков, рассказал “Ъ” глава союза Евгений Уфимцев. Работа по законопроекту ведется давно, заявил он, добавив: «Принципиальных замечаний к тексту проекта не имеем». ***
Иван БУРАНОВ
Полную версию статьи см. в «Коммерсанте»
Вся пресса за 5 февраля 2024 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
29 апреля 2025 г.

|
|
РИА Новости, 29 апреля 2025 г.
Страховые убытки от стихийных бедствий в мире могут достичь $145 млрд в 2025 г - Swiss Re

|
|
Агентство городских новостей Москва, 29 апреля 2025 г.
Около 10,5 тыс. процедур ЭКО по обязательному медстрахованию проведено в РФ в январе – марте

|
|
Казахстанский портал о страховании, 29 апреля 2025 г.
Искусственный интеллект в страховании: вызовы регулирования и новые требования к корпоративному управлению

|
|
VADEMECUM (Иди со мной), 29 апреля 2025 г.
В Духовном собрании мусульман России отметили нехватку исламского медстрахования

|
|
РБК (RBC.ru), 29 апреля 2025 г.
В АТОР рассказали о состоянии пострадавших в ДТП в Турции россиян

|
|
НТВ, 29 апреля 2025 г.
17 россиян остаются в больницах после аварии в Анталье

|
|
Тамбовская жизнь, 29 апреля 2025 г.
В Тамбове обсудили методы борьбы со страховым мошенничеством

|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 29 апреля 2025 г.
Полиция Кургана возбудила 37 уголовных дел с участием группы сестер Камшиловых

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 29 апреля 2025 г.
У жителей РФ появится новый способ покупки полиса ОСАГО

|
|
Деловой квартал-Челябинск, 29 апреля 2025 г.
«Может вырасти до 40%». Эксперты оценили перспективы рынка страховых услуг

|
|
Прецедент ТВ, Новосибирск, 29 апреля 2025 г.
Audi Q5 загорелась на ходу вскоре после покупки в новосибирском автосалоне

|
|
PrimaMedia, Владивосток, 29 апреля 2025 г.
Страхование имущества: почему соседи не должны оставаться вне поля зрения

|
|
Московский комсомолец, 29 апреля 2025 г.
Страховать жизнь выгоднее всего станет в молодости

|
|
Известия, 29 апреля 2025 г.
От зарплаты до доплаты: покупателям полисов НСЖ готовят софинансирование

|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 29 апреля 2025 г.
Страхование грузов адаптируется к новым условиям

|
28 апреля 2025 г.

|
|
Стерлеград, г. Стерлитамак Республики Башкортостан, 28 апреля 2025 г.
В России хотят продавать ОСАГО через «Госуслуги»: эксперты предупредили о рисках

|
|
Сибирское информационное агентство, Иркутск, 28 апреля 2025 г.
Продажа ОСАГО через Госуслуги лишит работы сотни тысяч автостраховщиков

|
 Остальные материалы за 28 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|