Российская газета,
7 марта 2024 г.
Авария без касания
270 просмотров
Кто ответит за аварию, в которой не было столкновения машин? В последнее время на различных автомобильных интернет-ресурсах активно обсуждаются так называемые бесконтактные ДТП. Это когда один водитель подрезал или просто напугал другого, его машина вылетела с дороги, а подрезавший просто уехал. Или когда в салоне автобуса по такой же причине упал пассажир.
В конце прошлого года в Ярославле один водитель не уступил дорогу другому. В результате второй, чтобы избежать столкновения, резко изменил траекторию и врезался в столб. Первый, конечно, уехал. Ведь его автомобиль не пострадал. Однако сотрудники ГИБДД его отыскали и обвинили в том, что он скрылся с места ДТП. Сам он утверждает, что не видел, как другой автомобиль попал в ДТП. Но в ГИБДД это ставят под сомнение, поскольку авария произошла сразу. Теперь суд будет решать, лишать ли водителя прав за оставление места ДТП. Впрочем, судебная практика по таким делам уже давно наработана.
Что любопытно, страховой компании виновника ДТП, пусть даже и бесконтактного, придется возмещать ущерб по ОСАГО пострадавшему.
Тут главное обратиться для выплаты именно к страховщику виновника авариии, а не к своему. Такие разъяснения Верховный суд давал еще в 2017 году. Тогда некто Сызранов ехал по дороге и вдруг перед ним начала разворот машина, которой управляла некая Ермоленко. Чтобы избежать столкновения, Сызранов резко крутанул руль, но не справился с управлением, слетел с дороги, перевернулся и врезался в дерево.
ГИБДД установила, что в аварии виновата Ермоленко. Тогда Сызранов обратился в свою страховую компанию за выплатой по прямому возмещению ущерба. Однако страховщик ему в этой выплате отказал, сославшись именно на то, что столкновения двух машин не было.
Но все суды встали на сторону пострадавшего автовладельца. Кроме Верховного, который и постановил, что собственник машины обращался за выплатой не к тому страховщику. Он напомнил, что под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия. Даже если не было непосредственного контакта (столкновения) в ДТП. Ответственность за причинение вреда все равно лежит на виновнике аварии. Но в то же время закон об ОСАГО строго регламентирует, когда водитель может обращаться за выплатой к своему страховщику. Законом установлен четкий перечень таких случаев.
А именно, когда в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам. При этом авария произошла в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО. То есть авария по всем параметрам была, но автовладелец обратился за выплатой не в ту страховую компанию.
А теперь рассмотрим другую историю. Водитель выезжал из двора, уступал дорогу всем, но в какой-то момент не заметил автобус, отъезжавший от остановки. Впрочем, он успел затормозить и столкновения не произошло.
Однако водитель автобуса испугался и резко нажал на тормоз. В результате женщина в салоне автобуса упала и получила травму головы. Автобус остановился, перекрыв дорогу, поэтому водитель легковушки не смог никуда уехать. Прибывшие на место сотрудники ГИБДД признали его виновным в аварии. А врачи установили, что женщина получила легкий вред здоровью. И это стало основанием для суда, чтобы лишить водителя легковой машины прав на год.
Но есть и еще одна ситуация. О ней стало известно после решения Конституционного суда о сроках привлечения к ответственности. Тогда некая гражданка Мельникова на своем автомобиле подрезала автобус. Автобус затормозил, столкновения не произошло, но в автобусе упал пассажир и получил травму, признанную, как средний вред здоровью. А Мельникова уехала. Она же не могла знать, что в автобусе кто-то упал. В ГИБДД посчитали не только, что произошло ДТП, но и то, что девушка оставила место аварии. За это потом суд и лишил ее прав.
Водительница обжаловала это решение, но не на том основании, что не могла знать о происшествии, поскольку оно случилось в салоне автобуса, а по срокам привлечения к ответственности. Кстати, именно благодаря ей и решению Конституционного суда теперь эти сроки исчисляются непосредственно со дня происшествия, а не со следующего дня.
Но проблема осталась. Дело в том, что попасть в такую историю может любой водитель. Как он узнает, что в салоне автобуса, трамвая, троллейбуса упал пассажир?
В постановлении Пленума ВС № 20 от 2019 года говорится, что за оставление места ДТП может быть привлечен водитель, допустивший нарушение требований Правил, которое стало причиной аварии с участием других транспортных средств, вне зависимости от того, вступила ли управляемая им машина в механическое взаимодействие с другими транспортными средствами, физическими лицами или материальными объектами. Но при условии, что этот водитель был осведомлен о факте ДТП, однако умышленно оставил место происшествия.
Как поясняет юрист Лев Воропаев, на практике доказательством умысла никто не занимается. Водитель должен был предвидеть возможность того, что кто-то в результате его действий получит травму. Суды проверяют жалобы в полном объеме и могут прекращать дела. Но именно отсутствие умысла труднодоказуемо. Равно как и сам умысел. А поскольку идет серьезная борьба с авариями на дорогах, то достается и тем, кто даже не догадывался, что совершил ДТП.
Владимир БАРШЕВ
Вся пресса за 7 марта 2024 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Выплаты, Суды и расследования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
15 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 января 2025 г.
LMA представляет структуру, помогающую страховщикам Ллойда управлять менее известными киберрисками
|
|
ПРАЙМ, 15 января 2025 г.
Названы хитрости, помогающие страховщикам не возмещать убытки по ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 января 2025 г.
California FAIR Plan, страховщик штата Калифорния последней инстанции, может стать неплатежеспособным из-за последствий пожара
|
|
Интерфакс, 15 января 2025 г.
«Автоподставщики» стали фигурантами уголовных дел в Красноярске
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 января 2025 г.
Лесные пожары в Калифорнии вряд ли повлияют на рейтинги перестраховщиков P&C: Fitch
|
|
Ведомости онлайн, 15 января 2025 г.
Акционеры UnitedHealth ждут прогноза на 2025 год после убийства руководителя
|
|
cbr.ru, 15 января 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
cbr.ru, 15 января 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
Аргументы и факты, 15 января 2025 г.
Аферисты из Красноярска заработали 2,7 млн рублей на подставных ДТП
|
|
Правда УРФО, Екатеринбург, 15 января 2025 г.
Жители Свердловской области потратили на страховки 38 миллиардов
|
|
IT Channel News, 15 января 2025 г.
Авито Работа: за 2024 количество вакансий с ДМС выросло в 2,7 раза
|
|
Autonews.ru, 15 января 2025 г.
Хитрости, помогающие страховщикам не возмещать убытки по ОСАГО. Топ-3
|
|
Финмаркет, 15 января 2025 г.
Сборы агростраховщиков РФ выросли в январе-сентябре на 4,2%, выплаты удвоились - ЦБ
|
|
Интерфакс, 15 января 2025 г.
Страховщики рассказали о наиболее частых причинах обращений туристов в каникулы
|
|
ТагилСити, 15 января 2025 г.
Страховая компания отказалась выплачивать 230 тысяч за разбитый груз свердловчанина
|
|
Коммерсантъ-Челябинск, 15 января 2025 г.
В Кургане на организаторов инсценировок ДТП завели новое дело о мошенничестве
|
|
РИАМО, 15 января 2025 г.
Страхование спасает: как природные катаклизмы влияют на оформление полисов
|
 Остальные материалы за 15 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|