Ведомости,
4 июня 2024 г.
Страховые компании стали меньше обжаловать решения финомбудсмена
379 просмотров
Количество оспариваний в суде решений службы финансового уполномоченного со стороны организаций снизилось за последние три года в 2 раза: с 13 351 в 2021 г. до 6057 в 2023 г., посчитали «Ведомости» на основе отчетов о деятельности финомбудсмена за последние несколько лет. Больше всего сократились оспаривания со стороны страховщиков – в 2,4 раза до 5299. С 2021 г. служба начала принимать жалобы от клиентов всех финансовых организаций – до того момента взаимодействие было только со страховщиками и микрофинансовыми организациями (МФО).
Доля оспаривания вынесенных омбудсменом требований в судах со стороны организаций уменьшается год от года, как и количество самих решений. В 2021 г. из 38 550 шт. банки, страховщики, МФО и НПФ обжаловали 34,63% (13 351), в 2022 г. уже 27,4% – из 36 112 оспорено 9895. В прошлом году из 28 943 положительных решений финомбудсмена оспорено 20,93% (6057).
Число отмененных и измененных решений финансового уполномоченного в результате обжалования также сокращается: в 2021 г. суды пересмотрели 5034 решения, или 37,71% от всех оспариваний, в 2022 г. – 2575 (26%), а год назад всего 1131 (18,67%).
Страховые организации чаще других финансовых институтов не согласны с решением службы омбудсмена, но за три года их жалобы сократились в 2,4 раза – с 12 793 до 5299 в 2023 г. Снижение количества исков происходит за счет их отказа от обжалования типовых категорий дел, по которым сложилась единообразная судебная практика правоприменения, совпадающая с подходами службы финансового уполномоченного, говорится в отчете. Еще одним фактором сокращения является низкая эффективность обжалования решений финомбудсмена: количество полностью или частично удовлетворенных судами требований страховщиков за три года снизилось почти в 5 раз – с 4904 (38,33%) до 987 (18,63%).
У банков, напротив, число несогласий с решениями финансового уполномоченного за последние три года выросло на 40%: в 2021 г. они оспаривали 530 случаев, а в 2023 г. уже 742. Растет и показатель полностью или частично удовлетворенных судами требований кредитных организаций, но доля таких дел от общего числа обжалований сокращается. Если три года назад банки добились в суде изменения и отмены 120 решений финомбудсмена, то в прошлом году – 139, но доля от всех рассмотренных жалоб составила 22,64 и 18,73% соответственно. Эта категория судебных дел пока характеризуется высокой степенью сложности и в ряде случаев отсутствием судебной практики правоприменения – она формируется только при обжаловании решений финансового уполномоченного, указано в отчете.
Количество оспариваний решений финомбудсмена со стороны МФО и НПФ в общем числе споров незначительное. Если в 2021 г. МФО пытались через суд обжаловать 24 случая, то в прошлом году – лишь девять. В итоге три года назад отмены и пересмотра изначального решения удалось достичь только по восьми делам (33,3% от общего числа жалоб МФО), а в 2023 г. – по двум (22,2%). Число обжалований со стороны НПФ выросло за три года с четырех до семи, но доля положительных решений незначительно сократилась – с 50% (два решения) до 42,9% (три решения) соответственно.
Двукратное снижение количества обжалований решений финансового уполномоченного за последние три года связано с тем, что служба финомбудсмена накопила значительный опыт работы и за счет этого повысила качество и обоснованность принимаемых решений, снизив тем самым мотивацию сторон к их оспариванию, рассуждает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Улучшение компетенций и профессионализма финансового уполномоченного ведет к более справедливому рассмотрению споров, а это, в свою очередь, способствует снижению количества обжалований, так как стороны более удовлетворены решениями, согласна директор юридической группы «Яковлев и партнеры» Мария Яковлева.
Управляющий партнер «ВМ – право и консалтинг» Владимир Чувашов также связывает сокращение числа оспариваний с тем, что постепенно нарабатывается судебная практика, связанная с деятельностью финансового уполномоченного, и дальнейшие правила игры становятся более понятны. Это дает возможность участникам рынка лучше прогнозировать исход разбирательств и отказываться от необоснованных обжалований, согласен Жарский.
За последние годы были введены различные законодательные и регуляторные изменения, направленные на повышение прозрачности продаваемых услуг, – это также способствует уменьшению конфликтов и, соответственно, снижению числа обжалований, добавляет Яковлева. Также страховые компании, например, повсеместно вводят собственные программы медиации и мирного урегулирования конфликтов, отмечает она.
Тенденция сохранится
В 2024 г. тенденция к снижению количества обжалований продолжится, полагает Жарский. Этому будут способствовать дальнейшая адаптация игроков рынка к сложившейся практике, общее сокращение числа конфликтных ситуаций за счет насыщения рынка и повышения финансовой грамотности населения, а также продолжение тренда на укрепление доверия к институту финансового уполномоченного, перечисляет он. Но динамика может различаться в зависимости от сегмента, добавляет Жарский: если в сфере страхования и банковских услуг снижение количества обжалований продолжится, то в секторе НПФ возможен рост на фоне увеличения активности граждан по переводу пенсионных накоплений.
134 213 обращений прислали граждане в службу финансового уполномоченного в 2023 г. Из них финомбудсмен принял решение по 95 563 жалобам, в том числе удовлетворил полностью или частично требования граждан в 30,29%, или 28 943 случаях
Яковлева также считает, что количество обжалований со стороны страховых компаний продолжит снижаться. Но она не уверена в этой тенденции относительно оспариваний со стороны банков и МФО, так как с ростом ключевой ставки условия кредитования ужесточаются и количество неплатежеспособных заемщиков в условиях экономической турбулентности становится больше.
Несмотря на то что в прошлом году количество обжалований страховщиков на решения финомбудсмена сократилось, в текущем году дальнейшего снижения ждать не стоит, возражает вице-президент Всероссийского союза страховщиков Сергей Ефремов. Он это объясняет тем, что в IV квартале 2023 г. и I квартале 2024 г. увеличилось число несогласий со стороны страховых компаний с решениями финуполномоченного по ОСАГО, где выплаты превышают установленный законом лимит в 400 000 руб.
Ожидать снижения количества жалоб по итогам 2024 г. не стоит, согласен Чувашов. Сейчас обсуждаются корректировки налоговой системы, которые могут заставить финансовые институты искать дополнительную доходность и, как следствие, новые грани допустимого поведения на рынке, поясняет он. К тому же сегодня банки активно используют такой инструмент, как комиссия за снижение ставки по кредиту, добавляет Чувашов: эта практика может стать предметом рассмотрения у финансового уполномоченного, что точно увеличит количество обращений к нему и, следовательно, подачу жалоб на его решения.
Наталья ЗАРУЦКАЯ
Вся пресса за 4 июня 2024 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Тенденции, Финансовый уполномоченный (омбудсмен)
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
WTW сообщает, что в энергетическом секторе наблюдается ускорение рынка
|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2024 г.
Что такое страховой полис и для чего он нужен
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
|
Право.Ru, 28 ноября 2024 г.
ВС выпустил обзор практики по делам, связанным с ОМС
|
|
Российская газета онлайн, 28 ноября 2024 г.
Страховщики настаивают на ремонте машин бывшими в эксплуатации запчастями
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|