ЮГ Times, Краснодар,
30 июля 2024 г.
К чему приведет формальная отмена обязательного страхования автогражданской ответственности 185 просмотров
К чему приведет формальная отмена обязательного страхования автогражданской ответственности.
В начале июля полис ОСАГО исключили из списка обязательных документов при регистрации автомобиля. Согласно новым правилам, автовладельцы смогут получить государственные регистрационные знаки для своего транспортного средства без приобретения страхового полиса.
Нововведение вступит в силу с 1 марта следующего года.
- Обязанность владельца транспортного средства иметь полис ОСАГО не отменяется, поскольку для совершения регистрационных действий необходимо прибыть на автомобиле в регистрирующее подразделение. То есть все равно необходимо приобрести полис ОСАГО. Не для регистрации авто, а потому что без полиса нельзя передвигаться. Но в целом, поскольку законопроектом предусмотрено исключение контроля за наличием полиса ОСАГО при совершении регистрационных действий, необходимы дополнительные механизмы надзора, - сообщили в Российском союзе автостраховщиков (РСА). По данным РСА, количество автовладельцев без страховых полисов ежегодно сокращается. В Краснодарском крае по итогам первых шести месяцев текущего года количество заключенных договоров ОСАГО выросло на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (до 802 тысяч договоров).
Упрощение процессов
Адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Матюнины и Партнеры» Олег Матюнин отмечает, что сейчас полис ОСАГО необходимо предъявлять в Госавтоинспекции в двух случаях: при постановке транспорта на учет, а также в связи со сменой владельца.
- Главное положительное последствие - снятие очередного административного барьера для совершения регистрационных действий. Они станут быстрее и легче. Ведь пока что покупка ОСАГО стоит на первом месте. Без полиса невозможно обратиться в Госавтоинспекцию: купили машину в автосалоне - сначала получите полис, а затем езжайте в инспекцию, - говорит эксперт. - Собственникам транспортных средств будет предоставлена возможность немного экономить на страховке - как правило, в краткосрочных ситуациях. Например, вы выставили автомобиль на продажу, практически не пользуетесь им, страховка закончилась. Находится покупатель, и вы продаете автомобиль, страховка по которому истекла. Ее отсутствие не станет препятствием для совершения регистрационных действий в Госавтоинспекции.
По словам руководителя департамента по работе со страховыми компаниями проекта Exodrive Юрия Иванова, суть нового закона - минимизация количества бумаг, которые требовали в Госавтоинспекции при регистрационных действиях с авто.
- Предполагаем, что целью данного изменения стало желание ускорить и упростить саму процедуру регистрации транспортного средства в органах Госавтоинспекции. Во всем этом есть явные нестыковки и нюансы. Автовладелец может купить автомобиль, поставить его на учет, а начать ездить через полгода. Согласитесь, данная ситуация - исключение из правил. Обычно происходит иначе: купил авто, поставил на учет и сразу эксплуатирую, - поясняет собеседник. - Согласно законодательству, ездить без ОСАГО нельзя. То есть автовладелец обязан иметь полис уже на пути в Госавтоинспекцию и, конечно же, после всех завершенных регистрационных операций.
Основатель компании «Страховой брокер AMsec24» Антон Мельцов считает, что ранее требование наличия ОСАГО для регистрации автомобиля выглядело нелогичным.
- Возможность зарегистрировать автомобиль без полиса ОСАГО позволяет владельцам выполнять регистрацию, однако вождение без ОСАГО по-прежнему наказывается штрафом. Новый закон просто устранил существовавшую ранее правовую несогласованность, приведя законодательство в более логичное состояние, - объясняет спикер. - Изменения не приведут к значительному снижению продаж полисов ОСАГО, поскольку водители все равно обязаны иметь полис для законного использования автомобиля на дорогах.
Отток клиентов
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что новый закон может нанести серьезный удар по страховым компаниям.
- Ежегодно у нас в стране перерегистрируются около 8 миллионов автомобилей. Предполагаю, что каждый четвертый владелец авто не будет покупать полис ОСАГО. Раньше это было обязанностью при регистрации транспортного средства, которая выступала мощным драйвером для системы ОСАГО, - рассказал эксперт.
Страховой агент «РЕСО-Гарантия», автор телеграм-канала «Твое Страхование» Елена Копышева согласна с тем, что отмена обязательного ОСАГО при регистрации машины заметно снизит объем продаж полисов автострахования.
- В первую очередь откажутся страховать машины те, кто делал это вынужденно - только для постановки машины на учет. К сожалению, уровень ответственности наших автолюбителей крайне невысок. Когда для государственной регистрации автомобиля нужна была страховка ОСАГО, автовладельцы ее покупали, а затем она ежегодно автоматически продлевалась. Нужно быть готовым к тому, что если человек не застраховал машину до регистрации, скорее всего, вообще этого не сделает, надеясь на удачу. Тем более он не купит полис через год или несколько лет, - уверена Елена Копышева.
Доля нарушителей
В связи с нововведением может вырасти риск попадания в ДТП с виновником, у которого не будет полиса ОСАГО, предполагает Юрий Иванов.
- По итогам 2023 года доля водителей, которые передвигаются по дорогам без полиса ОСАГО, составила около 8,3% (по данным РСА). При этом в некоторых регионах цифра значительно выше средней, - напоминает эксперт. - Если Госавтоинспекция не будет проверять наличие ОСАГО в момент регистрации автомобиля или смены собственника, есть риск роста автовладельцев, которые не купят полис, - элементарно могут забыть. Это, в свою очередь, может привести к разборкам на дорогах.
По данным РСА, в регионе с 2019 по 2023 год доля водителей без ОСАГО составила 17,9%.
- Нельзя также не отметить ситуацию в двух крупных регионах страны - Краснодарском крае и Ростовской области (доля водителей без ОСАГО - 16,2%). Несмотря на то что по формальным признакам оба субъекта не попадают в топ-10 по доле незастрахованных, эти значения носят весомый характер. Важно учитывать: регионы входят в первую восьмерку по числу заключенных договоров ОСАГО по итогам 2023 года (1,7 миллиона и 1,1 миллиона), - рассказали РСА.
Как напомнил Олег Матюнин, управление автомобилем при отсутствующем страховании карается штрафом в размере 500-800 рублей, что значительно ниже стоимости ОСАГО. По данным финансового маркетплейса «Сравни», в крае средняя цена полиса за первое полугодие составила 6,6 тысячи рублей, среднероссийский показатель достигает 6,9 тысячи рублей.
- Не исключаю, что в скором времени на фоне снятия административных барьеров размер этого штрафа может существенно вырасти, - предполагает Олег Матюнин. В пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр» напомнили, что к концу текущего года в России власти планируют ужесточить наказание за езду без страховки. Это будет способствовать росту спроса на полисы ОСАГО, уверены эксперты. Депутаты Госдумы поддерживают инициативу Центробанка, МВД и автостраховщиков о выявлении и штрафах автомобилистов без ОСАГО с помощью дорожных камер.
Мнение
Азат Булатов, автомобильный журналист, автор проекта «Автосправочная»
- Страховое сообщество уже неоднократно сообщало, что видит риски увеличения количества водителей без полиса ОСАГО после новых поправок. Якобы сейчас многие водители вынуждены покупать полис страховки хотя бы при постановке авто на учет. Чтобы минимизировать эти риски, были ускорены работы по запуску фиксации водителей без ОСАГО при помощи камер Госавтоинспекции. Также обсуждается вариант увеличения штрафов за отсутствие полиса - с нынешних 800 рублей до 5 тысяч рублей.
К резкому росту водителей без ОСАГО федеральный закон не приведет. Во-первых, в 2024 году уже заработали поправки, согласно которым оформить полис ОСАГО можно даже на один день. То есть человек и так может оформить ОСАГО только для постановки на учет, в дальнейшем игнорируя требования закона и передвигаясь без действующего полиса. Во-вторых, мало кто почему-то обратил внимание на то, что этим же федеральным законом, помимо исключения полиса ОСАГО из перечня предъявляемых в Госавтоинспекции документов, исключается и 10-дневный срок, в течение которого сейчас после покупки авто можно законно ездить без страховки. Иными словами, получается, что эти поправки - не смягчение требований к водителям, а наоборот - ужесточение. Полис при регистрации в Госавтоинспекции предъявлять необязательно, а вот доехать даже до Госавтоинспекции без полиса законно нельзя.
При этом некоторые водители новости об изменениях воспринимают некорректно - якобы полис ОСАГО вообще теперь не нужен и стал добровольным. Однако таких все же немного.
Считаю, что количество водителей без ОСАГО не только не вырастет, но и снизится. Кроме того, если к моменту вступления в силу нового закона запустят камеры, фиксирующие авто без полиса, как обещают страховщики, передвижение законопослушных водителей по дорогам станет безопаснее. Сегодня количество водителей без ОСАГО оценивается в 8-10%, а это порядка 5 миллионов нарушителей. Если в водителя с ОСАГО въедет один из таких «бесполисников», выплату придется выбивать только через суд, а это долго, дорого и без всяких гарантий положительного исхода.
Юг Times, Виталий ВОЙНОВИЧ
Вся пресса за 30 июля 2024 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 января 2025 г.
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 17 января 2025 г.
Суд арестовал адвоката по делу о мошенничестве со страховыми выплатами
|
|
Газета.Ru, 17 января 2025 г.
Рынок страхования в России увеличился в 1,5 раза по итогам III квартала 2024 года
|
|
Финмаркет, 17 января 2025 г.
За 9 месяцев 2024 г. объем страховых сборов в Москве увеличился на 41,9% - ЦБ
|
|
Реальное время, Казань, 17 января 2025 г.
В России введут налоговый вычет по договорам страхования жизни
|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 17 января 2025 г.
Адвокат из Кузбасса и его мать обвиняются в страховом мошенничестве
|
|
РБК (RBC.ru), 17 января 2025 г.
Что такое ДСЖ и как будет работать в России
|
|
Петербургский дневник, 17 января 2025 г.
Юрист рассказал, почему изменились тарифы по ОСАГО
|
|
Известия онлайн, 17 января 2025 г.
Названы распространенные причины обращений в страховую в новогодние праздники
|
|
Udm-Info.ru, Ижевск, 17 января 2025 г.
Тарифы на ОСАГО вырастут в Удмуртии
|
|
Волга Ньюс, Самара, 17 января 2025 г.
Юрист объяснил изменение тарифов по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 17 января 2025 г.
«Надеемся, что Центробанк не охладит рынок до «заморозков»
|
|
РИАМО, 17 января 2025 г.
Три четверти москвичей пожаловались на агрессивных водителей в столице
|
|
Новороссийский рабочий, 17 января 2025 г.
В Новороссийске снизят территориальный коэффициент ОСАГО
|
|
Forbes, 17 января 2025 г.
Рассмотрение проекта о контроле за рынком техосмотра перенесли из-за споров ведомств
|
|
Новости транспорта, 17 января 2025 г.
В Госдуме не смогли договориться о передаче контроля за техосмотром
|
|
РБК.Новосибирск, 17 января 2025 г.
Регион вошел в топ субъектов РФ по жалобам на агрессивных водителей
|
|
РБК.Ростов, 17 января 2025 г.
Ростовскую область включили в топ-5 территорий с агрессивными водителями
|
 Остальные материалы за 17 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|