Российская газета онлайн,
28 августа 2024 г.
Банки усомнились в целесообразности новых участников платежного рынка 131 просмотр
Банки в очередной раз усомнились в инициативе ввести новых участников платежного рынка. Банк России предлагает усилить конкуренцию - дать возможность принимать платежи не только банкам, но и, например, микрофинансовым организациям, страховщикам, финтеху. Кредитные организации, в свою очередь, отмечают, что спрос на такие услуги небольшой, а затраты на внедрение нового института высокие, как и риски для безопасности, говорится в письме Национального совета финансового рынка (НСФР), которое изучила «РГ».
Законопроект, внесенный на рассмотрение в Госдуму в июле, предлагает создать институт небанковских поставщиков платежных услуг (НППУ) - в дополнение к банкам и небанковским кредитным организациям. Как отмечается в пояснительной записке, нововведение усилит конкуренцию на рынке платежных услуг. Но конкретные цели там не указаны, как и примеры негативных практик на рынке в отношении розничных клиентов, и недостатки действующего регулирования, говорят специалисты НСФР совместно с финансовыми организациями.
ЦБ получил письмо НСФР и рассмотрит его, рассказали «РГ» в пресс-службе регулятора. Введение института НППУ, как отмечают там, широко обсуждалось с участниками рынка, и большинство из них поддержало эту инициативу.
«Банк России не раз подчеркивал, что ее реализация будет способствовать развитию конкуренции на платежном рынке. Кроме того, развитие института НППУ будет содействовать повышению качества и доступности услуг для граждан, снижению их стоимости, а также упростит клиентский путь», - объяснили в ЦБ. И добавили: бизнес благодаря новому закону сможет создавать собственные платежные сервисы, интегрировать их в предоставляемые клиентам услуги и при этом уменьшать расходы на платежи. То есть юрлица - нефинансовые организации - смогут совмещать свою деятельность с деятельностью НППУ.
Банк России ранее отмечал, что бизнес благодаря новому закону сможет создавать собственные платежные сервисы, интегрировать их в предоставляемые клиентам услуги и при этом уменьшать расходы на платежи. То есть юрлица - нефинансовые организации - смогут совмещать свою деятельность с деятельностью НППУ. И ключевое, на что указывал регулятор, - развитие конкуренции и внедрение инноваций.
В свое время ЦБ ввел понятие платежных агрегаторов, которые работали от имени кредитных организаций. Идея заключалась в повышении конкуренции на рынке эквайринга: платежные агрегаторы могут выходить к магазинам и предлагать более выгодные условия. Но рынок все же остается банкоцентричным. К тому же понятие платежных агентов, работающих только с наличными, устарело.
Регулятор планирует создать реестр таких участников рынка, вести надзор. НППУ с чистыми активами от 5 млн руб. смогут инициировать денежные переводы по поручению клиентов, от 10 млн руб. - агрегировать платежи, то есть могут быть эквайерами для бизнеса. Игроки с капиталом от 50 млн руб. получат возможность открывать электронные кошельки и проводить платежи через них.
Как отмечается в письме НСФР, предлагаемые функции НППУ фактически выполняются несколькими видами отдельно лицензируемых финансовых организаций. «При этом участники финансового рынка не находят в своей практике подтверждений наличия потенциального спроса со стороны потребителей платежных услуг на сервисы НППУ в предлагаемой законопроектами конструкции», - говорят авторы. По их мнению, основными кандидатами на получение статуса НППУ являются, прежде всего, ритейлеры, маркетплейсы и операторы услуг ЖКХ.
Клиент продолжит использовать браузер или мобильное приложение для совершения переводов. «Собственно клиентский путь для потребителя фактически никак не изменится, - отмечают участники финансового рынка, - а лишь усложнится и станет дороже вследствие появления новых регуляторных требований».
Оценить издержки для новых субъектов предварительно сложно, говорят в НСФР. Четкие требования к НППУ пока отсутствуют. По их оценкам, только внедрение и поддержание создаваемыми НППУ минимально необходимых элементов антифрод-систем и комплаенс-процедур потребует инвестиций в сотни миллионов рублей.
«В связи с этим предлагаемый законопроектом минимальный размер чистых активов для новых участников не позволит обеспечить такие инвестиции, что несет риски внедрения новыми институтами формальных, бессодержательных процедур и распространения недобросовестных практик», - полагают там.
Понести затраты придется всем участникам платежной системы, Банку России и федеральным органам исполнительной власти, - на операционную, технологическую и регуляторную интеграцию.
Одновременно в платежной системе появятся новые риски, связанные с возникновением дополнительного посредника между клиентом и обслуживающей его кредитной организацией, добавили в НСФР.
Как объяснил «РГ» Виктор Достов, председатель Совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов АЭД, институт НППУ достаточно многофункциональный. И наибольшую озабоченность вызывают именно компании-посредники, которые получают доступ к банковским счетам населения (разумеется, с согласия клиентов) для управления средствами - для платежей, анализа информации, создания новых продуктов.
По его словам, банки опасаются перехода клиентов в такие организации, проблем с безопасностью в этих компаниях, непонимания клиентами разделения ролей между банками и НППУ. «Такие же опасения высказывались при введении НППУ во второй платежной директиве Европейского союза много лет назад, они не оправдались», - говорит Достов. Но эти компании ожидаемой революции в финансовом секторе и какой-то фурор не произвели, хотя их популярность в ЕС и заметна.
В России предлагаемый институт НППУ ставился под сомнение не раз. Например, в прошлом году Ассоциация банков России в письме регулятору предупредила, что создание новых игроков может снизить качество услуг по переводу денег и темпы развития электронной торговли. Появление НППУ грозит нарушением прав граждан и организаций, отмечали тогда банки. Нет у них и тех систем для борьбы с отмыванием денег, которые есть у кредитных организаций.
В современной ситуации ряд задач НППУ уже решены другими средствами, считает председатель Совета ассоциации АЭД. Это и СБП, и прямые договоры между банками. «Тем не менее, при принятии продуманного закона, НППУ могут дать толчок развитию российского рынка», - добавил он.
В НСФР считают, что потенциальную выгоду от принятия законопроектов получит небольшое число новых компаний, в том числе не поднадзорных Банку России в настоящее время. Они смогут воспользоваться ослабленными регуляторными требованиями, забирая «клиентскую ценность», которую продолжат создавать существующие участники платежного рынка. Как раз последние несут основные издержки и повышенное «регуляторное бремя», говорят финансовые организации.
«Реализация такого подхода, очевидно, никак не будет способствовать равной и справедливой конкуренции на платежном рынке, а, напротив, приведет к искусственному сегментированию и повышению уязвимости платежного рынка, к повышенным рискам кибербезопасности, дистанционного мошенничества, ПОД/ФТ и другим», - делается такой вывод в письме.
Нужно совершенствовать регулирование существующих институтов, без выделения и нормативного закрепления новых обособленно регулируемых видов деятельности на платежном рынке, считают в НСФР.
В 2021 году, когда и были впервые озвучены планы внедрения НППУ, глава ЦБ Эльвира Набиуллина отмечала, что некоторые платежные системы и банки используют свое монопольное положение или большую долю рынка. Они «зарабатывают сверхдоходы на стандартных платежных операциях, которые уже технологически стоят и могут стоить гораздо дешевле», говорила она тогда.
Представить все отзывы, предложения и замечания к законопроекту депутаты должны были 27 августа 2024 года. Рассмотрят его уже в осеннюю сессию, говорится на информационном ресурсе Госдумы.
Кирилл КАШТАНОВ
Вся пресса за 28 августа 2024 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
18 декабря 2024 г.
|
|
ТАСС, 18 декабря 2024 г.
Более 3,5 млн жителей Донбасса и Новороссии оформили полисы ОМС
|
|
Новые Известия, 18 декабря 2024 г.
Илья Баланин: более 3,5 млн жителей новых российских регионов оформили полисы ОМС
|
|
Вечерний Орел, 18 декабря 2024 г.
Жители Орловской области начали экономить на страховании
|
|
Saratovnews, Саратов, 18 декабря 2024 г.
Страхование жизни защитят системой гарантирования
|
|
110km.ru, Санкт-Петербург, 18 декабря 2024 г.
Кроссоверы Cadillac и Ford провалили краш-тест в США
|
|
За рулем, 18 декабря 2024 г.
Арест до 15 суток: в РФ протестируют новые виды борьбы с любителями езды без ОСАГО
|
|
За рулем Кубань, Краснодар, 18 декабря 2024 г.
Краснодар стал третьим в России по мошенничеству в сфере ОСАГО
|
|
Ведомости-Санкт-Петербург, 18 декабря 2024 г.
Петербург вошел в первую пятерку регионов по числу мошенничеств с ОСАГО
|
|
За рулем Кубань, Краснодар, 18 декабря 2024 г.
Камеры начнут выписывать штрафы за отсутствие ОСАГО в конце 2026 года
|
|
ПРАЙМ, 18 декабря 2024 г.
Эксперты рассказали, кто лидирует по страхованию авто в России
|
|
Агроэксперт, 18 декабря 2024 г.
Ставки франшизы для агрострахования в России снизят до 30%
|
|
ТАСС, 18 декабря 2024 г.
Мишустин рассказал о выгодах долевого страхования жизни граждан
|
|
ПРАЙМ, 18 декабря 2024 г.
Назван лидер по объёму страховых премий за первые девять месяцев 2024 года
|
|
ТАСС, 18 декабря 2024 г.
ГД приняла закон о совершенствовании механизма сельхозстрахования
|
17 декабря 2024 г.
|
|
cbr.ru, 17 декабря 2024 г.
Страхование жизни будет защищено системой гарантирования
|
|
Frank Media, 17 декабря 2024 г.
РНПК ужесточает подходы к перестрахованию крупных объектов
|
|
Костромские ведомости, 17 декабря 2024 г.
Страховщики выплатили костромичам 1,5 млрд рублей
|
 Остальные материалы за 17 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|