Известия,
5 сентября 2024 г.
Выше ставки: для кого вскоре подорожает ОСАГО
811 просмотров
Банк России намерен пересмотреть страховые тарифы для отдельных категорий транспортных средств, а также изменить в ряде регионов территориальные коэффициенты, влияющие на итоговую стоимость ОСАГО. Тарифный коридор расширится для мотоциклов, грузовиков и общественного транспорта. Кому придется платить за «автогражданку» больше, а кто сможет сэкономить на полисе, выясняли «Известия».
Мотоциклы в зоне риска
Центробанк разработал проект указания об изменении тарифов ОСАГО на некоторые виды транспорта, а также о пересмотре территориальных коэффициентов в ряде регионов страны. Документ опубликован на официальном сайте регулятора. Предполагается, что тарифный коридор будет расширен на 20% в обе стороны для мотоциклов и грузовиков с разрешенной максимальной массой до 16 т включительно, а также на 11,57% для общественного транспорта — троллейбусов, трамваев, автобусов, совершающих регулярные перевозки пассажиров.
В частности, для мотоциклов «вилка» тарифа составит 259–3043 рубля (сейчас 324–2536 рублей), а для грузовиков до 16 т — 930–11 921 рубль (сейчас 1163–9934 рубля). На автобусы коридор увеличится до 2700–10 202 рублей (вместо 3053–9144 рублей), на троллейбусы — до 1475–5575 рублей (сейчас 1668–4997 рублей), а на трамваи 921–3477 рублей против существующих 451–3198 рублей.
В Центробанке отмечают, что владельцы мотоциклов сейчас платят за ОСАГО меньше остальных страхователей, но размер ущерба, причиняемого по их вине, за последние два года вырос на 32%. Что касается небольших грузовиков, то они чаще других становятся виновниками ДТП с максимальным ущербом 400 тыс. рублей. Количество таких выплат по их полисам в два раза больше, чем в среднем среди всех автомобилистов, подчеркивают в регуляторе.
— Анализ статистических данных по полисам для мотоциклов также выявил необходимость пересмотра порядка тарификации для них. Проект указания предусматривает изменение шкалы возраста-стажа мотоциклистов, а также введение нового коэффициента, зависящего от мощности мотоцикла, — отмечают в пресс-службе ЦБ РФ.
В Центробанке и Российском союзе автостраховщиков (РСА) подчеркивают, что базовые ставки по ОСАГО для автомобилистов, которые оформляют полис на личные легковые автомобили, не изменятся.
— Расширение тарифного коридора ОСАГО позволит продолжить курс на либерализацию и справедливые тарифы для аккуратных водителей. Это уже не первое расширение, и практика показывает, что проводимая реформа по индивидуализации тарифов в среднем не повысила цены на ОСАГО. На данный момент тарифный коридор не менялся более двух лет, несмотря на изменения на рынке автозапчастей и новое, анонсируемое Банком России, расширение тарифного коридора ОСАГО позволит точечно скорректировать проблемные зоны, — заявили «Известиям» в пресс-службе РСА.
Мощность «коня» и стаж «наездника»
Сейчас для байков коэффициент мощности рассчитывается по единой таблице, наравне с другими транспортными средствами. В ЦБ РФ предполагают ввести для мотоциклов отдельную градацию мощности. Согласно проекту указания, для мототехники с мотора мощностью до 50 л.с. коэффициент составит 1; при мощности 50–60 л.с. — 1,11; 60–70 л.с. — 1,22; 70–80 л.с. — 1,36; 80–90 л.с. — 1,5; для мотоциклов мощнее 90 л.с. он будет равен 1,66.
Также для байкеров планируется ввести отличные от других водителей коэффициенты «возраст-стаж». «Известия» проанализировали их.
Мотоциклетные коэффициенты, согласно предложению Центробанка, для людей четырех возрастных групп от 16 до 34 лет в целом выше, чем у других транспортных средств. Так, группе от 16 до 21 года коэффициент при нулевом стаже одинаковый — 2,27, но при стаже до одного года у мотоциклистов он выше — 2,23 против 1,92 у автомобилистов. При стаже до двух лет —2,02 (для байкеров) против 1,84 (для других водителей). И только при стаже пять-шесть лет мотоциклисты имеют преимущество в коэффициенте — 1,5 против 1,62. С возраста 35 лет мотокоэффициенты становятся ниже, чем у водителей других транспортных средств. В возрастной группе «35–39 лет» у водителя с нулевым стажем коэффициент равен 1,51 (против 1,54 у остальных). А у мотоциклистов старше 59 лет — всего 1,15 (против 1,43). Практически у всех возрастных групп мотоциклистов коэффициенты нулевого стажа и стажа менее одного года одинаковы.
Также для физических лиц изменится значение «коэффициента ограничения», который учитывает число водителей, допущенных к управлению ТС, — он вырастет с 2,32 до 3,16.
Регион региону рознь
В ЦБ планирует пересмотреть и территориальные коэффициенты в ряде регионов страны. В 21 субъекте федерации их намечено снизить (максимальное сокращение составит 6%), а 18 регионах, где его текущее значение не соответствует возросшим убыткам, — наоборот, поднять (максимум на 10,5%). К примеру, в Крыму (за исключением Севастополя и Симферополя) он увеличится с 0,68 до 0,75, в Удмуртии (за исключением ряда городов) он вырастет с 0,84 до 0,92, в Чувашии (также кроме некоторых населенных пунктов) вместо нынешних 0,88 он поднимется до 0,97. Снизятся коэффициенты в Уфе, Краснодаре и Новороссийске (с 1,64 до 1,56), также в ряде других регионов и отдельных населенных пунктах.
При этом из пяти регионов, где, по данным Российского союза автостраховщиков, отмечается наибольшая частота страховых случаев по ОСАГО, коэффициенты вырастут только в Дагестане (с 0,9 до 0,99). В Ингушетии, Чечне, Приморском крае и Якутии они останется низменными. Сохраняются действующие «ставки» также в Москве и Санкт-Петербурге.
«Мотоциклистов с ОСАГО придется поискать»
Опрошенные «Известиям» эксперты неоднозначно оценили инициативы Банка России. По мнению главного редактора журнала «Мото» Ивана Владимирова, подорожание полисов не окажет влияния на доступность ОСАГО для мотоциклистов.
— Я всегда плохо отношусь к подорожаниям, но я объективно понимаю, что тарифы ОСАГО на мотоциклы были реально низкими и давно не менялись. Было ощущение, что про них просто забыли, оставив на прежнем уровне. У меня стоимость полиса лет 10 держится на уровне 1,7 тыс. рублей. За это время все цены изменились. Обещают увеличить цену полиса на 20%: ну будет стоить страховка около 2 тыс. рублей. Думаю, что всё останется так же, как и было прежде, — рассказал он «Известиям».
При этом эксперт осторожностью относиться к заявлению ЦБ о росте ущерба от ДТП с мотоциклистами на 32%.
— В эту цифру мне не верится, он реально ниже, — считает Иван Владимиров.
Иной точки зрения придерживается мотоэксперт Роман Ситников. По его мнению, с учетом расширения тарифного коридора, а также введения для мотоциклистов отдельных коэффициентов мощности и «возраст/стаж», число байкеров, оформляющих страховку, заметно сократится.
— У нас стране стоят на учете 2,2 млн мотоциклов, из них по статистике полис ОСАГО оформлены только на 1 млн байков. Каждую весну с открытием сезона мотоциклисты сталкиваются с трудностями в покупке страховки — страховщики всеми правдами и неправдами стараются уклониться от заключения договора. Я не говорю даже по страховку на три-четыре месяца, пока длится сезон: на год бы купить. После повышения стоимости ОСАГО байкеров с полисом на дороге еще придется поискать, — считает он.
Цена — на потолке
Традиционно расширение тарифного коридора предусматривает как рост верхней планки вилки, так и снижение нижней. При этом, как показывает практика, при определении тарифа в каждом конкретном случае страховые компании берут потолок коридора или близкие к нему значения, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
— Любое расширение тарифного коридора, по сути, означает только одно — полис станет дороже, — заявил он «Известиям».
Решение поднять тарифы для грузовиков, автобусов, троллейбусов и трамваем транспорта он считает отчасти правильным. Но при этом эксперт подчеркивает, что это предложение далеко не полностью отражает картину с аварийностью тех или иных видов транспорта.
— Мы видим, что аварийность каршеринга и такси снижается — об этом свидетельствует статистика МВД. Значит, логично было бы снизить тарифы на ОСАГО для этих автомобилей. Но этого не предлагается, — отмечает вице-президент НАС.
Кирилл САЗОНОВ, Евгений БАГДАСАРОВ
Вся пресса за 5 сентября 2024 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регулирование, Тарифы
| В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
24 октября 2025 г.

|
|
Коммерсантъ-Ульяновск, 24 октября 2025 г.
В Ульяновске задержаны члены ОПГ автоинсценировщиков

|
|
Подмосковье сегодня, 24 октября 2025 г.
Новые платежи за лечение могут появиться за пределами ОМС

|
|
Подмосковье сегодня, 24 октября 2025 г.
Азиатские марки автомобилей заимели популярность среди отечественных водителей

|
|
Амител, Барнаул, 24 октября 2025 г.
Как оформить полис ОСАГО без ошибок и лишних трат?

|
|
ТАСС, 24 октября 2025 г.
ВТБ планирует продать «Росгосстрах» с прибылью

|
|
РИА Новости, 24 октября 2025 г.
ВТБ не ставит перед собой задачу продать «Росгосстрах» к определенной дате - Пьянов

|
|
Интерфакс, 24 октября 2025 г.
Продажа «Росгосстраха» идет непросто из-за сложностей у покупателя с поиском финансирования под сделку

|
|
Ветеринария и жизнь, 24 октября 2025 г.
Минсельхоз обновляет перечень болезней рыб для господдержки при страховании

|
|
МК в Оренбурге, 24 октября 2025 г.
Суд взыскал с виновника ДТП более 2,6 млн рублей в пользу страховой компании

|
|
Business FM Кубань, 24 октября 2025 г.
Власти Кубани хотят усовершенствовать выдачу субсидий на агрострахование

|
|
За рулем, 24 октября 2025 г.
Страховой парадокс: каско на китайские авто дороже, чем на европейские

|
|
СеверПост.ru, Мурманск, 24 октября 2025 г.
В Мурманской области участники 20% аварий несут миллионные убытки

|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 октября 2025 г.
Рост убытков делает страхование от незаконного присвоения грузов всё более ограниченным и требует новых подходов

|
|
СеверПост.ru, Мурманск, 24 октября 2025 г.
Северянка отсудила у организации более 300 тысяч за поврежденную машину

|
|
NEWS.ru, 24 октября 2025 г.
Миронов призвал реформировать российскую систему здравоохранения

|
|
Аргументы и факты-Ульяновск, 24 октября 2025 г.
Ульяновские полицейские задержали группу автоподставщиков из 7 человек

|
|
Neva.today, Санкт-Петербург, 24 октября 2025 г.
Автобусы, «Лады» и тракторы: «Пассажиравтотранс» застрахует автопарк на 34 млн

|
 Остальные материалы за 24 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|