То, что после вступления в ВТО Россия откроет рынок страхования для полноценных филиалов иностранных компаний, - дело решенное. Правда, не сразу, а через 9 лет. Однако уже сейчас ходит немало разного рода разговоров о том, что выигрыш для потребителя будет от этого мнимый, пишет газета.
Новые Известия,
7 декабря 2006 г.
Полис от варяга
1886 просмотров
То, что после вступления в ВТО Россия откроет рынок страхования для полноценных филиалов иностранных компаний, - дело решенное. Правда, не сразу, а через 9 лет. Однако уже сейчас ходит немало разного рода разговоров о том, что выигрыш для потребителя будет от этого мнимый. Говорят, в частности, что «варяги» разденут россиян своими тарифами. Что управу на них придется искать в Парижах да Нью-Йорках. Что в страну хлынут не монстры страхования, а мелкие проходимцы, которые в итоге обрушат рынок. Как выяснили «Новые Известия», опасения эти напрасны. Напротив, уверяют эксперты, цена полиса понизится, а во многих сферах, в частности, в страховании жизни и добровольном медицинском страховании произойдут радикальные изменения к лучшему.
Как рассказал "НИ" аналитик рейтингового агентства Павел Самиев, к нам действительно придут не только американцы и европейцы. Виды на необъятный российский страховой рынок имеют еще и китайцы, японцы и даже компании из Индии и Бразилии. Руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев также подтвердил "НИ" такой прогноз. "Наивно полагать, что к нам придут лучшие из лучших", - отметил он. Отечественные специалисты, правда, предрекают, что такие компании вряд ли смогут конкурировать не только с мировыми монстрами, но даже с российскими коллегами. Тем не менее толкотня на рынке начнется такая, что у наших граждан могут разбежаться глаза.
Отечественные компании готовятся к этому загодя. "У российских страховщиков есть 9 лет, чтобы окрепнуть, капитализироваться и стать реальными конкурентами тем, кто сюда, честно говоря, не очень спешит, - рассказал "НИ" генеральный директор крупной отечественной страховой компании Олег Тишкин. - В России давным-давно работают "дочки" 77 иностранных страховых компаний, однако больших успехов у них не видно". Топ-менеджер другой страховой компании Александр Варенцов настроен не так оптимистично. "Я думаю, что они просто начнут нас покупать, - сказал он "НИ". - Сначала мелкие компании, а потом доберутся и до монстров".
Наш страховой рынок по западным меркам слаб и не развит. "Если у самого крупного российского страховщика бюджет - 20 млн. долларов, то для хорошей иностранной компании это в сущности гроши, - рассказал "НИ президент Агентства массовых страховых коммуникаций Николай Николаев. - Они могут себе позволить потратить сотни миллионов долларов на рекламу и агитацию. К тому же у них шире горизонты планирования: если наши страховщики смотрят на 3 года вперед, то они - на 30 лет".
Стой, кто идет
Самый массовый вид страхования в России - "автогражданка". Разумеется, не потому что "хочется", а потому что "надо". Для страховщиков это подарок, для граждан - головная боль. Как рассказали "НИ" в ФССН, больше всего жалоб россиян в эту надзорную службу приходит на действия, а точнее - бездействие страховщиков в вопросах ОСАГО. Так, за последние 9 месяцев с претензиями обратилось 2185 человек. Из них 1220 недовольны "автогражданкой". Жалуются и на несоблюдение сроков выплат, и на их размер, и на то, что страховщики могут вообще отказать в законном возмещении.
Эксперты разочаровывают автомобилистов: прекратить их страдания "варяги" вряд ли помогут. Прежде всего потому, что ОСАГО им скорее всего просто не отдадут. По крайней мере, закон в его нынешнем виде не разрешает иностранцам заниматься обязательными видами страхования. Документ, правда, постоянно переписывается и дополняется, но посягнуть на "святая святых" страховое лобби вряд ли допустит. Впрочем, напоминает Александр Варенцов, "ВТО - это не только финансовые интересы, но и политика", а ради нее можно поменять любой закон.
Проходите, вас ждут
Зато, полагают аналитики, иностранцам дадут разгуляться в добровольных видах страхования. Сейчас они популярны только в кругах зажиточных россиян, да и то не очень. Полисы на машины, квартиры, дачи, здоровье и жизнь стоят немало, и наши граждане, не отличающиеся в массе своей высоким уровнем правовой культуры, зачастую просто не понимают, зачем за все это платить.
Специалисты надеются, что иностранцы помогут прежде всего изменить менталитет потенциальных страхователей. У них в этом деле колоссальный опыт, а главное - огромные деньги. Вот тут-то как раз и пригодятся сотни миллионов долларов на разъяснительную работу и рекламу. По прогнозам экспертов, едва ли не самый сильный импульс получит страхование жизни. Американцы и европейцы знают в этом толк, поэтому российские компании скорее всего уступят им место на рынке, иначе их вытеснят либо просто скупят вместе со страховыми портфелями. Потребитель скорее всего этого и не заметит - ему важно качество услуги и ее цена, а и то, и другое его будет устраивать.
Правда, и здесь есть одно "но". "80% тех, кто, кроме ОСАГО, страхует еще и собственную жизнь, работают в крупных компаниях, таких, как "ЛУКойл", "Газпром", РАО ЕЭС, - утверждает Александр Варенцов. - Во всех этих корпорациях есть свои пенсионные фонды, свои страховые компании. Поэтому все эти потенциальные клиенты будут застрахованы по договору корпоративного страхования". Остальные же 20%, по его словам, в финансовом отношении не представляют особого интереса даже для российских страховщиков, учитывая, что доля страхования жизни в объеме всего рынка не превышает 2%. Другие аналитики, впрочем, полагают, что иностранцы, пришедшие в Россию всерьез и надолго, как раз и будут этот рынок развивать, поэтому и пропорции уже в обозримом будущем станут совсем иными. Еще одна "засада" для зарубежных компаний - это бедность населения. В страховании жизни договор заключается на 10-20 лет, все эти годы человек делает взносы и лишь потом может получить выплаты. Минимальный взнос - около 50 долларов, а у нас даже тот, кто гордо относит себя к среднему классу, имеет месячный доход по 15 тыс. руб. на члена семьи. В таком семейном бюджете 50 баксов лишними не бывают никогда, и убедить людей тратить их на полис будет очень трудно.
По прогнозам экспертов, иностранцы могут совершить революцию в добровольном медицинском страховании. Сейчас наши компании, занимающиеся ДМС, заключают договоры с поликлиниками и больницами. Чем дороже полис, тем "круче" медучреждение и обслуживание в нем. Однако хороших клиник мало даже в Москве, а в средних и плохих - практически то же, что в обычной районке: очереди и, мягко говоря, ненавязчивый сервис. Чтобы решить проблему, страховщики стали вкладываться в медицину, но с их бюджетами эффекта ждать долго. Как полагают аналитики, пробел восполнят иностранцы, которые поначалу будут привлекать в Россию классных медиков, а потом, вполне возможно, займутся и строительством своих клиник. Выиграет, разумеется, клиент.
Страшные сказки
Несмотря на очевидные преимущества, которые дает нам приход "варягов", ходит немало мифов и страшилок о том, какие ловушки готовит нам коварный Запад. Чаще всего вспоминают о том, что филиал иностранной компании, в отличие от существующих "дочек", не является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрированным в РФ. Это значит, что он не обязан ни отчитываться перед Росстрахнадзором, ни исполнять требования российского законодательства, ни реагировать на жалобы клиентов. То есть, если купить полис в английской компании, в спорном случае придется искать правду в суде Великобритании. А Лондон не Малаховка - не наездишься.
"Опасения, что в случае разногласий между филиалом западной компании и страхователем последнему придется ехать в страну, где расположена материнская компания, очень сомнительны, - рассказал "НИ" председатель комитета по страховому мошенничеству Всероссийского союза страховщиков Евгений Потапов. - Западные страховщики имеют историю, насчитывающую сотни лет, и их гарантии весьма и весьма надежны". Подмочить репутацию просто, восстанавливать ее нужно годами. Это закон бизнеса, и говорить об исключениях для России нет никаких оснований.
Другой миф. В Россию на первых порах хлынут проходимцы, которые "снимут сливки" и скроются, подорвав доверие населения и разрушив рынок. Специалисты на это отвечают, что для того и есть у нас 9 лет, чтобы хорошо подготовиться. И сами отечественные компании должны подсуетиться, чтобы капитализироваться и стать конкурентоспособнее, и государство дремать не должно. В Китае, например (члене ВТО), компания, желающая прийти в страну, должна обладать собственным капиталом в 5 млрд. долларов. Заметим, что в мире таких менее 90. Кроме того, у нее должен быть как минимум 30-летний опыт работы в страховании. Еще она должна инвестировать не менее 24 млн. долларов в китайскую дочернюю структуру. При этом 5 млн. долларов из начального капитала замораживаются на весь период работы компании в КНР на депозите в банке, который укажет госрегулятор.
Еще одна распространенная страшилка. В Европе и Америке, где человек без страховки даже на улицу не выйдет, цены на то же страхование жизни в разы выше, чем в России, где этот вид практически не востребован. Иностранцы, придя к нам, не захотят терять деньги и, вытеснив с рынка наших "родных" страховщиков, навяжут нам свои тарифы.
То, что цены на страховки снизятся, не вызывает сомнения ни у одного серьезного аналитика. Это признают и руководители отечественных компаний. Главные факторы - конкуренция, приток новых капиталов, иные финансовые возможности "варягов". Мало того, иностранцы, как уверяют специалисты, готовы те же минимальные взносы за страхование жизни опустить с 50 долларов до 40, а то и 30. Вот только антимонопольные органы не позволят. На вопрос, в чем смысл западным "акулам" работать по нашим тарифам, "НИ" ответил заместитель гендиректора Агентства массовых страховых коммуникаций Алексей Фатеев: "Иностранные страховщики адаптируются под возможности российских потребителей, сделав ставку на большое количество потенциальных страхователей. Ведь на сегодняшний день в России застраховано лишь 20-30% того, что теоретически возможно застраховать. Именно поэтому мировые игроки страхования готовы вкладывать средства и развивать свой бизнес в России".
Вы бы поменяли свою страховую компанию на иностранную?
Мария БУТЫРСКАЯ, фигуристка:
- Это зависит от того, какие иностранцы придут к нам и как они себя зарекомендуют. Но, скорее всего, я останусь с той компанией, в которой сейчас застрахована моя машина. Я работаю с ней несколько лет, и у меня не было никаких проблем.
Антон КОМОЛОВ, телеведущий:
- Если западные страховые компании предложат условия интереснее, чем отечественные, то почему бы не перейти. Признаюсь честно, я покупаю кроссовки импортного производства именно потому, что они удобнее, лучше и по сочетанию "цена-качество" превосходят отечественные. То же самое и машины. Другое дело, пока нет уверенности в том, что западные страховщики волной сюда польются и что они смогут предложить более интересные условия, чем наши.
Владимир ВИНОКУР, актер:
- Я не готов поменять российского страховщика на иностранного. Во-первых, в страховании есть свои нормы, которые одинаковы и для наших, и для западных компаний, если они работают в России. А во-вторых, мне проще обращаться к своим и с ними решать вопросы.
Анастасия ВОЛОЧКОВА, балерина:
- Я думаю, что не стану спешить со сменой страховой компании. На личном опыте я убедилась, что финансовые институты нашей страны совсем не уступают западным. Кроме того, я верю в успех России и в то, что приход иностранцев только усовершенствует наше страховое сообщество.
Эмилия КАЗУМОВА
Вся пресса за 7 декабря 2006 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иностранцы в России, Тенденции
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|