Президент и председатель правления группы "Спутник" Борис Йордан рассказал о принципах построения своего бизнеса и о том, почему он решил сам возглавить компанию "Ренессанс Страхование".
РБК, журнал,
6 декабря 2006 г.
Основатель группы "Спутник" Борис Йордан рассказывает, почему он свое будущее связывает с Россией 2275 просмотров
Американец Борис Йордан принимал непосредственное участие в разработке механизмов приватизации и многое сделал для становления российского бизнеса. Несмотря на русские корни, он приехал в нашу страну случайно, но именно здесь заработал состояние. "Все мои сбережения - в бизнесе", - говорит он. Однако о размере личного капитала предпочитает умалчивать, ссылаясь на наставления отца: "Если человек появляется в списках Forbes - он поступает неправильно". В интервью журналу "РБК" президент и председатель правления Группы Спутник Борис Йордан рассказал о принципах построения своего бизнеса и о том, почему он решил сам возглавить компанию "Ренессанс Страхование". "Я очень люблю создавать бизнес с нуля" - До сих пор руководство компанией "Ренессанс Страхование" осуществляли наемные менеджеры. С чем связано ваше назначение на пост гендиректора страхового бизнеса Группы Спутник? - В последнее время "Ренессанс Страхование" растет в среднем на 50-60% в год. Такой бизнес нуждается в сильном управляющем, и в этом главная причина моего назначения. Цель моего прихода в компанию - создание и развитие инвестиционной составляющей страхового бизнеса. Группа Спутник занималась и будет заниматься западными инвестициями и консалтингом, а российские инвестиции пойдут через "Ренессанс Страхование".
- В последние два года вы были сосредоточены на управлении группой. Когда родилось решение ввернуться к оперативной деятельности? - Я всю жизнь занимался оперативной деятельностью в московском представительстве Credit Suisse First Boston, в "Газпром-Медиа", на НТВ, в "Ренессанс Капитале". Последние восемь лет только и делал что строил бизнес. Я очень люблю это - создавать бизнес с нуля. Сейчас мой уровень энтузиазма безмерно высок. Я испытываю дополнительный драйв, поскольку имею возможность работать на фактически только зарождающемся страховом рынке, вижу его огромный потенциал и у меня есть все шансы создать мультимиллиардную компанию. Вчера, например, работал до трех ночи, и так, в принципе, каждый день.
- Как вы оцениваете работу предыдущего руководства "Ренессанс Страхования"? - С моим приходом сменился лишь генеральный директор. Николай Клековкин остался в совете директоров "Ренессанс Страхования" и занимается стратегией. Мы с ним очень близки и работаем вместе уже 15 лет. Но сейчас компания вступила в новый этап своего развития, когда для управления ею необходим опыт строительства финансового бизнеса, то есть мой опыт.
- В прошлом году ваша группа заявила о намерении вложить 100 млн долларов в страховой бизнес. Тогда сообщалось, что эти средства пойдут на покупку новых компаний. Есть ли достойные кандидаты помимо приобретенной вами компании "Прогресс-Нева"? - Наша стратегия регионального развития предполагает как открытие собственных филиалов, так и покупку компаний. Мы сейчас ведем ряд переговоров, и хотелось бы, чтобы хотя бы одни из них завершились до конца года сделкой. Но пока таких гарантий нет: переговоры сложные, а компании в регионах не всегда прозрачны и не все еще отошли от серых схем. Что касается использования средств, полученных от размещения облигаций, то много мы вкладываем не только в покупку, но и в развитие IT-систем, открытие филиалов. Также в этом году было вложено 15 млн долларов в нашу компанию по страхованию жизни "Ренессанс Жизнь" и 8 млн - в недавно созданную на Украине Renaissance Life.
- По вашим словам, Группа Спутник стремится сделать страховое направление ядром бизнеса. Какие конкретные цели вы ставите? - Будет агрессивный рост. В ближайшие пять лет страховой бизнес вырастет в 5 раз, причем это наши консервативные оценки. В достижении такого результата у нас нет никаких сомнений, если только в стране не произойдет каких-то макроэкономических потрясений. К 2011 году страховая деятельность, включая страхование жизни, будет приносить группе уже порядка 1,5 млрд долларов.
- Расскажите подробнее о ваших планах по развитию инвестиционной деятельности в рамках страхового бизнеса. - Страховой бизнес в классическом понимании имеет две составляющие: непосредственно страховую и инвестиционную. Привлекая средства от продаж страховых продуктов, мы формируем резервы, которые не должны лежать мертвым грузом: деньги должны работать, во что-то вкладываться. Если посмотреть на мировой рынок страхования, то в лучших компаниях до 90% доходов приносят инвестиции, а не продажа полисов. Наша цель - добиться схожих результатов. Для этого мы на базе "Ренессанс Страхования" создаем подразделение, которое будет управлять прямыми и портфельными инвестициями в России и страховыми резервами группы. Мы будем использовать наши сети продаж для продвижения продуктов по управлению личными инвестициями. Уже в будущем году средства управляющей компании достигнут порядка 800 млн долларов. Еще около миллиарда мы надеемся в течение пяти лет привлечь с рынка.
- Но я не знаю ни одной страховой компании в России, которая бы строила бизнес на базе своего инвестиционного дохода. Кроме того, вы делаете ставку на развитие страхования жизни, которое у нас пока находится в зачаточном состоянии... - Такого рода скепсис меня всегда преследовал. Когда я занимался "ВымпелКомом", мне говорили, что сотовая связь в России никому не нужна, что на это у людей нет средств. Когда создавал "Ренессанс Капитал", твердили, что я опоздал. Тем не менее сегодня "Ренессанс Капитал" объективно является одним из лучших инвестиционных банков в стране. В России постепенно появится культура пользования life-продуктами, появятся налоговые льготы. Я очень верю в такой продукт, как страхование жизни. Уже сегодня он продается, причем даже активней, чем мы ожидали. Сборы за первый год работы составили около 5 млн долларов. В будущем году они увеличатся втрое. Сейчас у нас 25 региональных офисов и 1 тыс. агентов. Через год же будет 50 офисов и 4 тыс. агентов. Никто не сможет переубедить меня, что потребности россиян отличаются от потребностей жителей развитых стран. Я готов это каждый раз доказывать. Во всем мире страхование жизни в общем объеме страховых сборов превышает 50%. В России пока меньше 2%. Чтобы достичь этих 50%, России нужно лишь 5-10 лет. И я думаю, что в нашей компании страхование жизни будет стремительно догонять сборы по иным видам страхования.
"Я хочу быть абсолютным лидером. И я им буду" - На Россию приходится только половина ваших инвестиций. На какие страны распространяется оставшаяся часть? В какие отрасли Спутник сейчас инвестирует? - В России большие перспективы построения масштабного бизнеса в короткие сроки. На Западе такого потенциала уже почти нет, но инвестиции доходные и более легкие. Мы и за границей находим интересные проекты. Например, в Англии приобрели после кризиса доткомов 2000 года Redbus Interhouse (это бизнес по размещению и обслуживанию серверов) за 6 млн фунтов стерлингов. Подобного рода компании создавались для обслуживания работающих с Интернетом мелких фирм. После кризиса такие, как Redbus Interhouse, обанкротились. Было понятно, что работа с мелкими компаниями - это неправильная стратегия, но было совершенно очевидно, что в будущем услуги по размещению и обслуживанию серверов потребуются крупным корпорациям, желающим снизить свои расходы на компьютерные системы. Мы сменили маркетинговую стратегию, сделали еще три покупки в этом секторе, и сегодня TelecityRedbus - компания номер один стоимостью примерно 500 млн долларов. Мы уделяем большое внимание диверсификации бизнеса, поэтому ищем любые интересные инвестиции. Сегодня к числу западных инвестиций Группы Спутник можно отнести канадскую нефтяную компанию Irmova и три высокотехнологичных компании: уже упомянутую TelecityRedbus, английскую фармацевтическую Oxford BioMedica и немецкую авиационную Thielert AG.
- У вас есть планы инвестиций в странах СНГ? - В СНГ, как и в России, мы решили сфокусироваться на страховом и инвестиционном бизнесе.
- Как вы отбираете отрасли для своих проектов? На какой срок традиционно строите прогнозы? - Подходы у нас разные. Скажем, в Германии инвестировали в Thielert AG - компанию, которая производит авиадвигатели. Сейчас она уже публичная, мы провели ГРО. Мы пришли в этот бизнес потому, что его создатель, инженер, изобрел новую технологию, которая абсолютно изменила конъюнктуру рынка авиадвигателей для пропеллерных самолетов. Это так называемая разрушающая технология. Мы очень любим такой подход и часто использовали его в отношении разных компаний, в том числе "ВымпелКома". Другой подход - покупать компании в самые трудные времена. Входить, реструктурировать, а потом зарабатывать на приросте стоимости. Мы так делаем, когда понимаем, что происходит лишь временный кризис из-за изменения глобальной конъюнктуры, но рынок не исчезает. Пример третьего подхода - покупка в Канаде нефтяной компании Innova. Из-за того, что месторождение находится на границе с самым большим потребителем нефти в мире - с США, это очень легкая нефть. Так что в каждой ситуации смотрим на обстановку и делаем оценку на долгий срок.
- Можете привести примеры успешных и неуспешных инвестиций? - Если говорить о портфельных инвестициях, то сегодня наиболее перспективны финансовый сектор и ритейл. В первом наша успешная инвестиция - это страхование, во втором - сеть "Пятерочка", где мы являемся портфельным инвестором. Очень интересный бизнес - Oxford BioMedica. Компания использует генные технологии производства лекарственных средств и сейчас приближается к гигантскому прорыву - созданию лекарства от рака кишечника. Я думаю, что в конце года будет объявлено об очень большой сделке с одним из крупнейших производителей лекарственных средств - размером, я думаю, почти миллиард долларов. Мы - самый крупный инвестор в этой компании. Сложной инвестицией можно назвать Национальную лесоиндустриальную компанию. В России из-за отсутствия крупных игроков в этой отрасли нет сильного лесопромышленного лобби, поэтому трудности в основном связаны с несовершенством законодательства. И мы, пожалуй, единственная такая компания на Северо-Западе, которая находится на плаву.
- Насколько вам было тяжело налаживать работу в России? - На Западе строить бизнес легче. Там проще заключать сделки, выходить из них, более прозрачная налоговая ситуация. В России труднее, причем трудно все. Но все-таки очевидна положительная тенденция. Главная проблема - квалифицированные управленцы. В Англии, Канаде и других странах я в течение трех недель могу найти руководителя компании, а если он мне не понравится, еще через три недели отыскать другого, хорошего. В России можно искать годами.
- Набираться терпения вас заставляют перспективы рынка? - Разумеется. В США, к примеру, я бы не смог построить мультимиллиардную страховую компанию. Последняя страховая компания такого размера была создана в Штатах в 1973 году, это Progressive Insurance. Сегодня она мультимиллиардная, но создать такой же бизнес там в текущей ситуации невозможно из-за очень жесткой конкуренции.
- Ваша цель - стать абсолютным лидером в страховом секторе? - Я не гонюсь за объемом - важнее прибыльность и рентабельность. Но в секторе страхования жизни хочу быть абсолютным лидером. И я им буду.
- У вас есть опыт по восстановлению СИДАНКО, реорганизации НТВ, вы предлагали свое посредничество в урегулировании ситуации вокруг ЮКОСа. А готовы ли вы и в будущем помочь в разрешении конфликтов с властными структурами? - Консультирование в области М&А - одно из направлений деятельности Группы Спутник, которое возглавляет мой партнер Дмитрий Бакатин. Он консультирует в том числе и государственные структуры, но мы никогда не ставили перед собой отдельной целью работу с госорганами. Кстати, это заблуждение, что государство нас позвало работать на НТВ. Нас пригласил держатель 5% акций НТВ - американская группа Capital International, которая находилась в центре конфликта между Гусинским и государством. Она была клиентом Группы Спутник и попросила нас стать посредником в этом конфликте. Через это посредничество нам предложили быть управляющими. Вообще, по-моему, чем меньше контактов бизнес имеет с государством, тем лучше. Это относится не только к России, но и к любой стране мира. Тем не менее для участия в организации приватизации вас пригласили за два месяца до декабрьского Съезда народных депутатов 1992 года. Это было очень давно. Мне было 26 лет. Яне думаю, что выбор пал на меня благодаря моим исключительным талантам - мне просто повезло. Дело в том, что тогда в России не было экономистов и финансистов, которые понимали бы экономические принципы и имплементацию таких процессов, как приватизация. У меня были соответствующие знания, и я говорил по-русски. Сегодня таких людей в Москве уже тысячи. Я очень рад, что мог поучаствовать в этом процессе. Это не принесло денег, но позволило создать в России рынок капиталов, капиталистическую экономику.
- Вам помогло это в дальнейшем? - Конечно! Мы играли ключевую роль в создании процесса приватизации. В частности, разработали процесс покупки ваучеров, систему депозитариев. Благодаря тому, что участвовали в этом процессе, мы глубоко понимали его. Разумеется, мы стали инвестировать в ваучеры. Были сообщения, что вы приобрели для Credit Suisse First Boston 17 млн ваучеров. Мы купили более 17,5 млн ваучеров для клиентов Credit Suisse First Boston. И надо сказать, что покупатели очень сильно разбогатели, в разы. Но нужно понимать, что это была абсолютно рискованная инвестиция, и я считаю, что те заработки, которые они получили, вполне обоснованны. Я не имел возможности купить ваучеры себе, поскольку был сотрудником банка. Это одна из причин моего ухода из него.
- Продолжаете ли вы дружить с Владимиром Потаниным, Борисом Немцовым, Альфредом Кохом? - Во время приватизации и работы на НТВ у меня была возможность познакомиться почти со всеми, кто сейчас руководит страной. Это, безусловно, помогало мне в дальнейшем. Со многими мы общаемся и дружим до сих пор. Но в основном мои друзья - те, с кем я близок с детства.
- Во сколько вы оцениваете свое состояние? - Деньги - это мерило успеха, но о размере личных средств говорить неприлично. Все мои сбережения - в бизнесе.
- Вопрос о том, как вы заработали первый миллион, тоже неэтичный? - Я заработал его очень неинтересно: получил бонус банка. А первые 10 млн - на торговле акциями. "Я люблю здесь жить" - В одном из интервью вы рассказывали, что впервые оказались в России в 1987 году. Желание здесь жить и работать к вам пришло уже тогда? - Да. Тогда, в 1987-м, я оказался в России случайно. Направлялся в Японию, но самолет аварийно приземлился в Москве, и я был вынужден здесь переночевать. Поселили меня в бывшей гостинице "Интурист". Я увидел один из первых парадов горбачевского периода: шел по Тверской и смотрел на трехцветные флаги, на людей. Именно тогда у меня появилось желание жить и работать здесь.
- После 15 лет жизни в России вы по-прежнему связываете свое будущее с ней? - Я русский человек, мне нравится здесь жить. Как у каждого русского, у меня, конечно, бывают дни, когда я Россию очень люблю, а бывают, когда ненавижу. Я собираюсь здесь жить и дальше, а где же еще? Мои дети до недавнего времени были со мной - сейчас они учатся в Лондоне. Но и там они воспитываются в русской среде, у них русские преподаватели. А почему вы решили создать благотворительный фонд для поддержки кадетских корпусов? Это касается истории моей семьи. Мой отец старался вернуть кадетские традиции в Россию, потому что и он, и мои деды учились в кадетских корпусах. Это абсолютно русское образование, которое прививает правильные жизненные ценности. И, честно говоря, я поражен успехом современных кадетских корпусов. Мы уже переросли дореволюционный уровень. Сейчас таких школ 120, а до революции было всего 36. Изначально они предназначались для сирот, а сейчас родители стоят в очередях, чтобы записать в них своего ребенка. Поддержка кадетов для меня - участие в построении общества, основанного на уважении к правам человека.
Марина БОЖКО
Вся пресса за 6 декабря 2006 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Компании и капиталы, Маркетинг, Игроки
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 декабря 2024 г.
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Рекомендации Банка России: как продавать финансовые продукты в дистанционных каналах
|
|
AK&M, 28 декабря 2024 г.
Китайская фармацевтическая компания BGM приобрела ИИ-платформу AIX
|
|
Regnum, 28 декабря 2024 г.
«На абордаж!». Финны открыли охоту за «теневым флотом» в Балтийском море
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон об усилении контроля ФАС за сделками крупных банков и финорганизаций
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Власти РФ снизили до 30% максимальную франшизу при страховании урожая в России
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон, усиливающий контроль за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Приказ от 28.12.2024 г. № ОД-2378
|
|
Газета.Ru, 28 декабря 2024 г.
На Пхукете у россиянки требуют 9 млн рублей на лечение после ДТП, где ей насквозь пробило ногу
|
|
Интерфакс, 28 декабря 2024 г.
Самолет Шарм-эль-Шейх - Москва экстренно сел в Каире из-за болезни пассажира
|
|
МВД Медиа, 28 декабря 2024 г.
Двоих мужчин, инсценировавших кражу иномарки для получения страховки, задержала полиция Красноярска
|
|
ИркутскМедиа, 28 декабря 2024 г.
Родственники погибших в ДТП в Братском районе смогут получить выплаты в 2 млн рублей
|
|
Говорит Москва, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон о дополнительном контроле за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
МК в Калуге, 28 декабря 2024 г.
Калужане сократили расходы на страховки
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 28 декабря 2024 г.
В России начинает действовать обязательное электронное урегулирование убытков по ОСАГО
|
|
Радио Sputnik, 28 декабря 2024 г.
Страховщик рассказал о том, что такое долевое страхование жизни
|
|
Report.Az, Баку, 28 декабря 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 11 месяцев
|
|
Финмаркет, 28 декабря 2024 г.
«Финам» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхование» с целью 140 руб
|
 Остальные материалы за 28 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|