Агентство нефтегазовой информации,
26 декабря 2024 г.
Константин Симонов: Конец 2024 года или начало 2025 года могут быть ознаменованы жесткими санкциями от США 18 просмотров
Москва. Мировой нефтегазовый рынок претерпевает ежегодные изменения. Наблюдается дисбаланс в установленных правилах торговли. Ключевые игроки отрасли пытаются избавиться от сильных конкурентов, вводя новые санкции, реализуя идею диверсификации поставок, а также ища новые подходы для развития собственного производства и смены траектории рынка.
Руководитель Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов в интервью Агентству нефтегазовой информации рассказал о том, что ждет мировую экономику с приходом к власти Дональда Трампа, а также отметил с какими проблемами столкнутся европейские страны после отмены транзита газа в 2025 году.
- 2025 год будет ознаменован завершением поставок газа по территории Украины. Что ждет страны при остановке транзита?
- Чуть раньше, до заявления Владимира Зеленского о полном прекращении транзита газа через территорию Украины, я бы сказал, что шансы на сохранение все-таки есть. Потому что были технические схемы, которые позволяли газ через Украину поставлять. Они заключались в том, что европейские компании могли бы покупать «голубое топливо» на границе России и Украины, покупать на Украине мощность, а далее поставлять газ как европейский. Но президент Украины отверг возможность применения такой схемы. На самом деле это достаточно рискованный шаг, в том числе для самого Киева. Но мы теперь можем практически точно говорить, что действительно транзит через Украину будет остановлен. Также не будет и азербайджанской схемы. И здесь, конечно, вопрос довольно серьезный, к каким последствиям это приведет. Почему? Потому что на самом деле сама Украина оказывается в зоне риска. Остановка транзита приведет к снижению давления в газотранспортной системе, и не исключено, что страна просто не сможет перебрасывать газ с Запада на Восток. Также зима станет еще более проблемной, она, итак, по известным причинам дается непросто, а так будет еще более сложной.
Также не совсем понятно как Украина собирается переживать без поставок газа, но несмотря на это Владимир Зеленский продолжает идти на обострение, и, конечно, Европа тоже будет в списке пострадавших. В первую очередь, это проблемы с физическими объемами газа. Для Словакии это также вопрос потери транзитных денег. Австрию в Брюсселе уговаривать не боятся, рассчитывают на запуск нового СПГ-терминала в Италии, что далеко не гарантированно.
- Можно предположить, что помимо Украины без поставок газа и европейские страны могут столкнуться с суровыми условиями зимы, которые им сложно будет преодолеть?
- Речь, конечно, не идет о замерзании Вены, Зальцбурга, или Братиславы. Это все тоже чрезмерные страшилки.
Конечно, газа на коммунальный сектор хватит, но, тем не менее, промышленность столкнется с новыми ограничениями, а вся Европа - с очередным повышением цен, которое уже началось сразу после заявлений Владимира Зеленского.
И здесь есть парадокс, на который Владимир Путин указывал в своей пресс-конференции, что Украина сегодня субсидируется на западные, в том числе и на европейские деньги, а с приходом Дональда Трампа, судя по всему, вообще полностью окажется на плечах Европы. Урсула фон дер Ляйен заявила, что 42 млрд евро - дефицит украинского бюджета следующего года. Европа намерена его покрыть.
Получается, что президент Украины берет деньги у Европы, но наносит ей дополнительный экономический ущерб своей политикой в области транзита газа. Почему он так поступает? У меня только одно объяснение.
Владимир Зеленский панически боится, что он перестанет быть нужным Западу и Дональд Трамп, очевидно, сократит финансирование. Зеленскому необходимо, чтобы Европа не поступила также. Для этого он делает все для ухудшения отношений Европы и России, чтобы ни у кого даже не возникало мыслей на тему возвращения к мирным переговорам. А для этого ситуация должна обостряться.
Поэтому, несмотря на те проблемы, которые создает Украина, срывая транзит газа, страна делает это сознательно для повышения уровня кризиса в отношениях Европы и России.
Мы понимаем, что совместный бизнес всегда располагает и к поиску компромиссов в других сферах. Нет транзита - нет компромисса, вот это главная проблема.
- 2024 год принес в нефтяную отрасль новые санкции со стороны ЕС. С какими сложностями сталкивается отрасль при новых ограничениях? Как на Ваш взгляд, отрасль справилась с этими трудностями? Будет ли 2025 год богат на подписание новых документов об ограничении?
- В целом, по итогам года, мы видим, что с санкционными ограничениями нефтяная отрасль справляется очень неплохо. Напомню, прошло два года с введения потолка эмбарго на поставки в Европу.
За это время были найдены новые покупатели, завоеван рынок Индии, увеличены поставки в Китай. В этом году очевидно, что Россия все-таки немножко сократит уровень экспорта нефти, но это связано не с санкциями, а с нашим участием в сделке ОПЕК+, которая сдерживает добычу, а значит и экспорт одновременно. Все, что у нас есть на продажу, мы все продаем - нефть и нефтепродукты.
И с точки зрения дисконтов, если мы берем разницу в ценах Urals FOB с ценами Dated Brent, то на самом деле дисконты достигли достаточно низкого уровня с учетом геополитической ситуации, и в последние месяцы составляют приблизительно $12-13 за баррель. Но при этом, естественно, цена нефти в порту покупателя выше намного, чем стоимость Urals FOB, это просто некий маркер, который показывает, что дисконты вошли в какой-то приемлемый интервал. Когда вводили потолок цен в начале 2023 года, эти дисконты переваливались за $40. Вот это действительно был такой серьезный шок. Но нефтяные компании нашли клиентов, схемы поставок, настроили новую логистику и страхование. Получилось реально построить новую систему торговли нефтью без западных институтов.
В общем-то это надо было делать раньше. Сейчас, по крайней мере, хотя бы мы осознали, что можно торговать нефтью без британского страховщика, без швейцарского трейдера, без греческого судовладельца. Все можно сделать самостоятельно. И если бы мы это сделали раньше, мы бы просто еще больше заработали.
Сейчас, конечно, из-за давления, часть денег мы теряем, но тут тоже довольно сложно сказать, сколько стоила бы нефть без всех этих геополитических кульбитов.
- Насколько продолжительным будет давление фундаментальных макроэкономических факторов на нефть?
- На самом деле, давление на нефть будет расти и уже растет. Я не исключаю, что 2024 год может быть закончен какими-то жесткими санкционными решениями. Или же это будет сделано в начале 2025 года. Блумберг делал сливы относительно того, что уходящая администрация Джо Байдена запустит еще одну парфянскую стрелу и введет санкции по иранскому сценарию.
На самом деле, это уже серьезный ход по дестабилизации всей мировой торговли, потому что все-таки Россия гораздо более заметный участник мирового рынка нефти. И самое главное наша страна все-таки обладает довольно серьезным военно-морским флотом, который в таком случае, конечно, должен быть использован для предотвращения совершенно разрушающих мировую торговлю санкций, а главное нарушающих международное право.
На самом деле пикантность ситуации в том, что Россию сейчас с точки зрения экспорта нефти защищает две вещи, первая - это рынок, как ни странно. На Западе очень часто рассуждали, что они являются рыночниками, а РФ не рыночники. Но в итоге мы оказались рыночниками. Потому что Запад поступил с нами абсолютно не рыночными методами, когда ввел жесткое регулирование поставок. Но рынок показал, что есть гибкость и поставки из Европы перешли в Азию, а нефтепродукты из Азии, произведенные из российской нефти, стали активно поставляться в Европу. Здесь следует отметить известные поставки из Индии в Европу. Рынок показал, что он как растение через асфальт все равно дорогу пробивает.
- А какой второй фактор защиты экспорта нефти из РФ?
- Международное право, в том числе морское, которое позволяет функционировать так называемому теневого флоту. Но это тоже такой термин, который все выучили, но не все понимают вообще, что за этим стоит.
Что значит теневый флот? Это не пиратские танкеры с черным флагом, и не суда невидимки. Этот флот имеет морской флаг, морской реестр регистрации, у судов есть страховка. И в этом плане можно, конечно, расширять число судов, которые попадают в санкционное ограничение, но это особо ничего не дает.
Вот Европейский Союз завершает год пятнадцатым пакетом санкций. На самом деле там не танкеры фигурируют, а 52 судна, из них семь газовозов, один балкер, то есть в этом плане самих нефтяных танкеров там заметно меньше. Но ЕС не может применять принципиально новую методологию борьбы с танкерами. Он только расширяет этот список, но это означает, что эти суда не могут заходить в европейские порты, но, что называется, не очень-то и хотелось. На сегодняшний день не нужно заходить в европейские порты.
Но, тем не менее, игра на обострение ведется. Ну, например, последнюю неделю действовал режим мониторинга страховок, то есть ЕС все-таки пытается подойти к возможности перекрытия Датских проливов. Для этого создается информационная подоплека, которая продолжалась весь 2024 год на тему, что суда теневого флота опасны, у них нет страховок, они приведут к экологической катастрофе. Они начали мониторинг страховых покрытий. Блумберг также написал несколько статей, что все страховки липовые. Но это тоже западный снобизм. Британская страховка хорошая, а российская страховка липовая. На каком основании?
Интересно, но был отчет по первой неделе мониторинга страховок. Ни одного нет случая того, чтобы судно задержали без страхового покрытия. В этом плане, на самом деле, бороться с флотом танкеров, перевозящих российскую нефть, довольно сложно. Запретить прохождение Датских проливов также нельзя с точки зрения международного права и конвенции. И если Европа решится на это, то Россия должна очень четко дать ответ, что мы не готовы с этим мириться.
- В 2025 году в США придет новый президент Дональд Трамп. Смогут ли правительственные изменения повлиять на урегулирование процессов импорта и экспорта в отрасли?
- Если смотреть в ракурсе нефтегазовой отрасли России, то приход Дональда Трампа к власти имеет и плюсы, и минусы.
Плюсы довольно очевидны. Трамп верит в будущее углеводородов. Он считает энергопереход авантюрой и уверен в том, что потребление нефти, газа и угля будет расти. Очевидно, что он выйдет из Парижского соглашения. И на самом деле Дональд Трамп продляет эпоху нефти, защищая тот товар, который мы тоже продаем.
Вы знаете, что я тоже активный сторонник защиты углеводородов и всегда выступал с позицией, как я это называю, энергетического консерватизма. Но есть очевидный минус. Дональд Трамп, конечно, сторонник нефти как товара, но он сторонник американских нефти и газа.
Не так давно он писал в социальных сетях, что Европа должна больше покупать американской нефти и газа, это ее в общем-то обязанность. Он открыто говорит о том, что он запланировал. В этом плане, конечно, он собирается и дальше бороться с российской нефтью и газом и удалять их с мирового рынка.
С этой точки зрения санкции, конечно, будут продолжаться и возможно усиливаться.
- Константин Васильевич, как вы считаете, какие изменения могут коснуться России и мира в 2025 году?
- Сейчас ситуация настолько непредсказуема, что делать какие-то прогнозы, честно говоря дело неблагодарное. Поэтому лучше всего следить за событиями по мере их поступления.
Елена БЕРЕГОВА
Вся пресса за 26 декабря 2024 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: За рубежом, Морское страхование, Страхование грузов, Кризис и страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 декабря 2024 г.
|
|
Газета.Ru, 28 декабря 2024 г.
Названы три уловки токсичных страховщиков для занижения выплат по ОСАГО
|
|
1news.az, Баку, 28 декабря 2024 г.
В Азербайджане КТ и МРТ могут перестать быть полностью бесплатными в рамках обязательного медстрахования
|
|
1news.az, Баку, 28 декабря 2024 г.
Новшество в медстраховании: Госагентство раскрыло подробности выдачи лекарств для амбулаторного лечения
|
|
7 новостей, Рязань, 28 декабря 2024 г.
В 2025 году автомобилистов ждут изменения в сфере ОСАГО
|
|
1news.az, Баку, 28 декабря 2024 г.
Расширяется список заболеваний, расходы на лекарства для лечения которых покроет страховка – Госагентство
|
|
Правда.ru, 28 декабря 2024 г.
Новая практика ОСАГО: что будет с теми, кто злоупотребляет правами
|
|
Город новостей, Новокузнецк, 28 декабря 2024 г.
Страховая отказала в выплате по ОСАГО новокузнечанину, который на одной своей машине наехал на другую
|
|
Report.Az, Баку, 28 декабря 2024 г.
В Азербайджане подготовят список лекарств для включения в ОМС
|
|
ГТРК Калуга, 28 декабря 2024 г.
Калужане в 2 раза чаще стали оформлять полисы КАСКО
|
|
Финмаркет, 28 декабря 2024 г.
НКР повысило кредитный рейтинг ПАО СК «Росгосстрах» до уровня АА+.ru со стабильным прогнозом
|
|
Аргументы и факты-Удмуртия, 28 декабря 2024 г.
За незаконно добавленную страховку в Удмуртии оштрафовали банк на 100000 рублей
|
|
Весть, Калуга, 28 декабря 2024 г.
8,5 миллиарда рублей потратили калужане на страховки
|
|
Коммерсантъ-Воронеж, 28 декабря 2024 г.
Куряне застраховали свою жизнь на 2,4 млрд рублей за девять месяцев
|
|
Report.Az, Баку, 28 декабря 2024 г.
В Азербайджане могут ввести соплатежи за КТ и МРТ по ОМС
|
|
Сусанин, 28 декабря 2024 г.
В Удмуртии оштрафовали банк за навязывание медицинской страховки при оформлении кредита
|
|
Парламентская газета, 28 декабря 2024 г.
В России начали страховать здоровье змей, хорьков и мини-пигов
|
|
Томская интернет-газета, 28 декабря 2024 г.
В Томске будут судить 12 человек, обвиняемых в мошенничестве с автостраховками
|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|