Санкт-Петербургские ведомости,
4 февраля 2025 г.
Автогражданка смотрит в будущее
58 просмотров
Автогражданка, введенная в России с 1 июля 2003?го, ныне прочно вошла в нашу жизнь. Количество урегулированных убытков по итогам 11 месяцев прошлого года составило 1,75 млн. Общая сумма выплат за этот период — 174,2 млрд рублей, средняя выплата — 99 454 руб., а количество заключенных договоров — 40,3 млн (соответственно, на 13,8, 12,4 и 6,4 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2023?го). Об этом на семинаре Российского союза автостраховщиков и Всероссийского союза страховщиков сообщил президент РСА Евгений Уфимцев. «Рост средней выплаты по?прежнему связан с ситуацией с запчастями, с их логистикой в санкционном режиме и дефицитом по некоторым маркам», — пояснил он.
Без аварий ездить выгодно
По итогам исследования, проведенного рабочей группой народного фронта «Защита прав автомобилистов» в ноябре-декабре прошлого года, 87 % российских автомобилистов считают ОСАГО полезным и нужным страховым продуктом. Средняя премия (плата за страховку) остается доступной для 93 % автовладельцев.
В декабре минувшего года начался эксперимент по проверке наличия полиса с помощью дорожных камер. «После запуска системы с предупреждениями будет видно, где больше всего автовладельцев без ОСАГО. Скорее всего, в сельской местности эта доля выше, чем в Москве и крупных городах. Проведение эксперимента как раз позволит таким водителям подготовиться и купить страховку», — прокомментировал ситуацию Евгений Уфимцев.
Это исследование показало, что 82 % автовладельцев поддерживают не только такую проверку, но и формирование с ее помощью штрафов для нарушителей. Интересно, что владельцы дорогих автомобилей относятся к отсутствию обязательной страховки у других водителей критичнее остальных — в данной группе опрошенных за применение штрафных санкций и систему проверки ОСАГО через камеры выступают 91 %.
Кстати, 12 декабря минувшего года Госдума России приняла сразу во 2?м и 3?м чтениях поправки к Кодексу об административных правонарушениях, которые значительно повышают штрафы за повторную езду без полиса ОСАГО. Теперь это «удовольствие», ранее стоившее нарушителю 800 рублей, обойдется в сумму от 3 до 5 тысяч. Новые наказания начали действовать уже с 1 января.
Рисковать будем вместе
Доступность ОСАГО вытекает из самого смысла этого продукта. Отказать в заключении договора страховая компания не имеет права. Даже если клиент хочет застраховать «ведро с гвоздями». Естественно, подобные объекты грозят повышенным риском. Жизнь также показывает, что повышенные проблемы у страховщиков создают и автобусы. Потенциально более аварийными могут быть также начинающие водители или те, кто уже зарекомендовал себя как неоднократный нарушитель.
Надо ли говорить, что большое количество подобных высокорисковых договоров создает угрозу финансовой устойчивости страховой компании. Что в свою очередь ставит под вопрос надежность выплат страховщикам.
Идея минимизации повышенных рисков не нова — для этого одна компания страхует (или, как говорят, перестраховывает) другую. В данном случае реализации такой схемы способствовала введенная в 2017 году система гарантирования заключения электронного договора ОСАГО «Е-Гарант». Она дала возможность создать некую «кассу взаимопомощи» — перестраховочный пул. Входящие в него страховые компании могут передавать туда договоры, которые считают высокорисковыми, и ответственность по ним в этом случае несут все участники пула соразмерно своей доле на рынке.
По данным РСА, осуществляющего управление пулом, число переданных в него договоров ОСАГО сильно отличается в зависимости от региона. Наибольших значений (от 55 до 88 %) по итогам прошлого года эта доля достигает в Дагестане и Чечне. В Петербурге и Москве — от 3,2 до 5,4 %.
Интересно, что около 70 % договоров, попадающих в пул, относятся к транспортным средствам физических лиц. Причем с уменьшением мощности ТС шансы его владельца оказаться в зоне высокого риска резко возрастают. Из тех, у кого ТС менее 50 л. с., в пул попадают почти 28 %. Гипотетический идеальный кандидат (вероятность перестрахования — почти 100 %) — водитель одной из республик Северного Кавказа в возрасте 22 – 24 года, использующий свой автомобиль мощностью от 50 до 70 л. с. в качестве такси. Разумеется, сам перестрахованный при заключении договора ничего не заметит — просто с получением компенсационной выплаты в случае ДТП у него не возникнет никаких проблем.
— Российское решение с перестраховочным пулом ОСАГО — самое передовое в мире, — утверждает начальник управления бизнес-анализа РСА Станислав Сидорич. — Основной проблемой у нас, к сожалению, пока является отсутствие лицензий на перестрахование почти у половины членов РСА — в соответствии с законом, минимальный размер уставного капитала для этого должен составлять 600 млн рублей. Трудность представляют также большие массивы данных для учета и обработки ввиду массовости ОСАГО.
На помощь приходит «цифра»
С 15 июля 2023 года на «Госуслугах» был запущен онлайн-сервис «Возмещение убытков после ДТП по ОСАГО». Потерпевший может дистанционно провести весь комплекс процедур: написать заявление в страховую компанию, получить необходимые уведомления и документы — направление на осмотр и ремонт поврежденного транспортного средства, информацию о выплате страхового возмещения или отказе от такового и т. д.
Нововведение, правда, касалось лишь случаев оформления в формате европротокола (при ДТП без значительного ущерба, участии не более двух ТС и обоюдном согласии водителей). Преимущества его, однако, были очевидны. Экономию времени и сил потерпевших помимо быстроты электронного оборота обеспечивала возможность одновременного использования баз данных страховщиков и «Госуслуг». При наличии фотофиксации повреждения на месте происшествия выплата могла достигать 400 тысяч рублей.
Однако глобального охвата сервис до последнего времени не получил — в ноябре 2024?го об оказании услуги в онлайне заявили 4543 потерпевших, что составляло лишь 8,2 % от общего количества заявлений о возмещении ущерба. Одной из причин было то, что обоим водителям требовалась подтвержденная учетная запись в личном кабинете на «Госуслугах». Но с 1 января 2025 года возможности сервиса расширились. Электронное урегулирование убытков будет доступно страхователям напрямую через сайт или мобильные приложения страховых компаний.
Более того, как сообщила начальник управления методологии урегулирования убытков РСА Екатерина Гринева, для удобства заявителей разработаны изменения в закон об ОСАГО, направленные на подключение страховщиков к ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации госуслуг). 20 ноября 2024 года законопроект принят в первом чтении Госдумой.
Кстати, еще с 1 июля 2015 года полис ОСАГО можно оформить в электронном виде. Согласно статистике РСА, с января по ноябрь 2024?го так было оформлено 27 млн полисов — 67 % всех проданных и на 15 % больше, чем за аналогичный период 2023?го.
— Однако «цифра» не замена агента, а его дополнение, — подчеркнул Евгений Уфимцев. — Клиенту всегда может потребоваться посредник, консультант, советчик. И не только при заключении договора, но и при его сопровождении, а также при урегулировании убытков. «Цифра» же — инструмент помощи и возможность прирастать новыми продуктами и направлениями. Сегодня, к примеру, мы готовим ряд серьезных предложений, касающихся натурального возмещения убытков по ОСАГО — ремонт вместо денег. Несмотря на санкционное давление и дефицит деталей, надеемся этот тренд выдержать.
Михаил РУТМАН
Вся пресса за 4 февраля 2025 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Хайтек и инновации
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
4 февраля 2025 г.
|
|
Regnum, 4 февраля 2025 г.
Эксперт назвала основания для отказа в бесплатной медпомощи
|
|
РИА Новости, 4 февраля 2025 г.
«РСХБ-Страхование» застраховало на 1,7 млрд руб «Тепличное хозяйство» группы «РОСТ»
|
|
NewsKo, Пермь, 4 февраля 2025 г.
Севший на мель в Керченском проливе пермский танкер был застрахован на 20 млн долларов
|
|
Крымское информационное агентство, 4 февраля 2025 г.
Родственники загрызенной львами работницы «Тайгана» получили 2 миллиона рублей страховки
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 4 февраля 2025 г.
83% ДТП в России происходит по вине мужчин 35-44 лет
|
|
car.ru, 4 февраля 2025 г.
Что делать, если у виновника аварии нет полиса ОСАГО?
|
|
МИР24, 4 февраля 2025 г.
Как изменятся правила заполнения европротоколов при ДТП?
|
|
ТАСС, 4 февраля 2025 г.
Союз страховщиков разработал порядок медсопровождения ветеранов СВО
|
|
МК в Туле, 4 февраля 2025 г.
В Тульской области средняя стоимость полиса ОСАГО составила 11 249 рублей
|
|
Финмаркет, 4 февраля 2025 г.
Показатель соотношения собственных средств и обязательств 130 страховщиков за 10 месяцев 2024 г. соответствует нормативу ЦБ
|
|
Газета.Ru, 4 февраля 2025 г.
Россиянам рассказали о схеме мошенничества с неоформленными ДТП
|
|
NEWS.ru, 4 февраля 2025 г.
В России появилась новая схема «развода» с неоформленными ДТП
|
|
KrasnodarMedia, 4 февраля 2025 г.
ДТП без жертв, но с большими потерями: мошенники придумали новую схему
|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 февраля 2025 г.
Перестраховочная емкость высока, несмотря на рост числа страховых случаев и неблагоприятные тенденции в отношении НС
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 4 февраля 2025 г.
Этих марок машин стоит избегать: они чаще всего попадают в ДТП
|
|
Санкт-Петербургские ведомости, 4 февраля 2025 г.
Автогражданка смотрит в будущее
|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 февраля 2025 г.
Страховые кооперативы и общества взаимного страхования в Бразилии получили легализацию
|
 Остальные материалы за 4 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|