Ведомости,
11 февраля 2025 г.
Тарифы страхования аэропортов и авиакомпаний могут поднять впервые с 2022 года
547 просмотров
Авиационная отрасль в этом году может столкнуться с повышением тарифов в сегментах ответственности аэропортов, предприятий авиационной инфраструктуры и организаций техобслуживания и ремонта (ТОиР), что обусловлено как проблемами отечественного авиационного страхования, так и ситуацией в гражданской авиации. Об этом «Ведомостям» рассказал директор по страхованию авиационной инфраструктуры страхового брокера Mainsgroup Сергей Лопатин. Клиенты, размещением которых занимается Mainsgroup, генерируют примерно 30% страховых премий в сегменте страхования аэропортов и авиационной инфраструктуры России.
В 2022–2024 гг. страховые тарифы не индексировались, говорит Лопатин. Представитель «Воздушных ворот северной столицы» (оператор аэропорта «Пулково») и генеральный директор по авиационному страхованию «Альфастрахования» Илья Кабачник это подтверждают. Причина была в том, что Российская национальная перестраховочная компания (РНПК) в 2022 г., приняв на себя риски, которые до этого размещались на международных рынках, заявила о сохранении ранее действовавших тарифов, говорит Кабачник: эта ситуация сохранялась в 2023 и в 2024 гг.
Несмотря на опасения страховщиков, что убыточность будет расти, фактическая картина в 2022–2023 гг. была «очень благополучной», продолжает эксперт: количество аварий, заявленных убытков и их суммы были не выше, чем до этого, а даже ниже. Поэтому повышать тарифы не было никакого повода, объясняет Кабачник. В Mainsgroup в 2024 г. наблюдали старое ценообразование страхования аэропортов и иных предприятий авиационной инфраструктуры, а также организаций ТОиР. Но в 2024 г. факторы, определяющие рост убытков для страховщиков, проявились уже в полном объеме, добавляет Кабачник: по итогам прошлого года заявленные убытки по авиастрахованию превысили страховые взносы. Сборы рынка за 2024 г. по страхованию авиакомпаний (входит ответственность и авиакаско) «Альфастрахование» оценивает в диапазоне 5–6 млрд руб., а заявленные убытки по ним в 2024 г. превысили $80 млн (около 7,7 млрд руб.).
Поэтому повышение страховых тарифов неизбежно – как для пассажирских перевозчиков, так и для вертолетных компаний и аэропортов, говорит Кабачник. Необходимость пересмотра тарифов видят и в «Согласии», говорит его представитель. Давать общую оценку роста тарифов участники рынка затрудняются. Конкретная стоимость страхования рассчитывается в каждом случае отдельно, поскольку она зависит от индивидуальных особенностей, показателей премий и убытков каждого клиента, объясняет Кабачник. В Mainsgroup ждут роста премий по страхованию ответственности аэропортов, инфраструктуры и ТОиР в 2025 г. в районе 10%, поскольку тарификация будет постепенно пересматриваться страховщиками, считает Лопатин.
Авиастрахование ответственности
Страхованием ответственности аэропортов, предприятий авиационной инфраструктуры и служб ТОиР покрывается вред жизни и здоровью и/или ущерб имуществу потерпевших лиц, причиненный в результате застрахованной деятельности. Данный вид страхования, в отличие от страхования ответственности авиаперевозчиков и владельцев воздушных судов, не является обязательным.
Санкционные барьеры значительно усложнили импорт компонентов, удлинив цепочку посредников, в ряде случаев из-за недоступности ремонта оценка ущерба становится вовсе невозможной, а поврежденный компонент или двигатель заменяется полностью, говорит Лопатин. Замена детали вместо ее ремонта, по словам Кабачника из «Альфастрахование», увеличивает стоимость восстановительного ремонта в 2–3 раза. Ситуацию осложняет ослабление курса рубля, а также общемировая тенденция к повышению стоимости запчастей.
Единичная поломка двигателя в результате попадания птицы или посторонних предметов, серьезное повреждение воздушного судна при буксировке или столкновение воздушных судов при рулении может вылиться для страховщика в сумму, сопоставимую со сборами всего рынка в рассматриваемом сегменте, которые в настоящее время составляют порядка 1 млрд руб. в год, подсчитали в Mainsgroup. В результате, по оценке «Альфастрахования», в 2023 г. весь объем страховых взносов по российским аэропортам составил около 700–800 млн руб.
Среди других проблем Лопатин выделил нехватку квалифицированного персонала. По его словам, это привело к увеличению числа инцидентов, связанных с ошибками линейных сотрудников, в частности при буксировке воздушных судов. В 2024 г. шесть воздушных судов были серьезно повреждены при их буксировке в аэропортах «Шереметьево», «Пулково», а также в Казани, Иркутске и Магадане, писали «Известия». По данным Росавиации, к чрезвычайным происшествиям привели отсутствие радиосвязи между членами бригад, оставленный в неположенных местах спецтранспорт, неубранный перрон, невнимательность работников, игнорирование технологии работ и прочие нарушения. Географический разброс происшествий свидетельствует о системности проблемы, отмечает Лопатин.
В 2-3 раза увеличивает стоимость ремонта замена детали вместо ее восстановления, по словам представителя «Альфастрахования»
При этом если крупные операторы аэропортов приобретают достаточные лимиты ответственности, в диапазоне $300–600 млн, и платят существенные премии, то в аэропортах поменьше ситуация зачастую выглядит иначе, говорит он. Основная часть средних и небольших аэропортов имеют либо номинальное страхование, либо вообще не страхуют свою ответственность, поделился представитель ВСС.
Авиакомпании в целях сокращения убытков по своим договорам страхования все чаще обращаются за возмещением напрямую к аэропортам как непосредственным причинителям вреда, а не к собственным страховщикам каско воздушных судов, что создает дополнительную финансовую нагрузку на страховщиков в сегменте страхования аэропортовой ответственности, говорит Лопатин. Чем больше таких случаев, тем выше тариф для конкретного аэропорта, поделился представитель «Воздушных ворот северной столицы».
С ростом потребности в ремонте и техобслуживании самолетов неизбежно растет нагрузка на службы ТОиР, а вместе с ней – риск наступления страховых случаев, продолжает Лопатин. Вдобавок российские организации, которые занимаются техническим обслуживанием и ремонтом самолетов, приобретают меньше страхования, поскольку до 2022 г. они приобретали полисы страхования ответственности в обязательном порядке, чтобы получить лицензию от зарубежных производителей на право выполнять работы, теперь – нет, объяснил Кабачник. Ответственность, лежащая на подрядчиках, которые выполняют техобслуживание и ремонт, выросла, а вероятность того, что у них есть адекватное страховое покрытие, снизилась, поэтому убытки, причиненные по вине этих компаний, в результате неизбежно лягут на авиаперевозчиков, добавил он.
«Ведомости» направили запрос в РНПК, а также в столичные аэропорты «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево».
Мария ВИКУЛОВА
В подготовке статьи участвовала Светлана Афонина.
Вся пресса за 11 февраля 2025 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тарифы, Авиационное страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
25 апреля 2025 г.

|
|
Авторамблер, 25 апреля 2025 г.
В России подешевели полисы ОСАГО

|
|
Право.Ru, 25 апреля 2025 г.
ВС разрешил страховщикам получать копии документов о ДТП

|
|
Российская газета онлайн, 25 апреля 2025 г.
Банковские аналитики: Стоимость страховки растет в зависимости от роста и веса

|
|
Петербургский дневник, 25 апреля 2025 г.
ДСЖ набирает популярность: Сбер зафиксировал первый миллиард рублей сборов

|
|
ТАСС, 25 апреля 2025 г.
Сбер зафиксировал первый млрд рублей инвестиций в ДСЖ

|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 апреля 2025 г.
Сервисы онлайн-выплат трансформируют рынок страхования в Казахстане

|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 25 апреля 2025 г.
Западные компании устроят гонку за возвращение на российский рынок

|
|
МК в Туле, 25 апреля 2025 г.
Власти Тулы потратят на страховки ОСАГО 3,5 млн рублей

|
|
Газета.Ru, 25 апреля 2025 г.
В Госдуме объяснили смысл изменения процедуры страхования от ЧС

|
|
Беларусь сегодня, 25 апреля 2025 г.
В России и Беларуси началась продажа единых полисов автострахования

|
|
Office life, Минск, 25 апреля 2025 г.
В Беларуси заработали новые правила автострахования. Семь важных моментов для водителей

|
|
Версия, 25 апреля 2025 г.
Названы лидирующие по количеству случаев укусов клещей российские города

|
|
Солидарность, 25 апреля 2025 г.
Профорганизация ООО «Марикоммунэнерго» обеспечила коллектив страховой защитой

|
|
Report.Az, Баку, 25 апреля 2025 г.
Страховой рынок Азербайджана в I квартале вырос на 7%

|
|
Орелград, 25 апреля 2025 г.
Орловцы стали щедрее страховать свою жизнь

|
|
МК во Пскове, 25 апреля 2025 г.
Псковичей предупреждают о поддельных полисах ОСАГО

|
|
Бизнес online, Казань, 25 апреля 2025 г.
Россиян предупредили о мошеннических схемах, связанных с заменой полисов ОМС на электронные

|
 Остальные материалы за 25 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|