Хроника подготовки решений по оттеснению коммерческих страховщиков из системы страховой медицины.
Сегодня,
22 января 1997 г.
Правительственный законопроект предлагает обойтись без страховых компаний 1410 просмотров
В апреле 1997 года исполнится 4 года с того момента, как в России перестало существовать бесплатное медицинское обслуживание. 2 апреля 1993 года был принят закон Российской Федерации “О медицинском страховании граждан…”, который должен был обеспечить “конституционное право граждан Российской Федерации на медицинскую помощь”.
За эти годы в России уже сложились основные элементы системы обязательного медицинского страхования: в настоящее время действует 88 территориальных фондов ОМС и 1160 их филиалов, на страховом рынке работает свыше 530 страховых медицинских организаций, страховые полисы получили 110 млн человек. С апреля 1993-го по октябрь 1996 года в фонды обязательного медицинского страхования поступило 36,2 трлн руб. В то же время в системе ОМС явно обозначились “узкие места”. Главное из них — задержки с выплатой средств в фонды обязательного медицинского страхования. На октябрь 1996 года общая задолженность предприятий и органов исполнительной власти перед системой ОМС составила около 17 трлн руб. Проще сказать, система обязательного медицинского страхования недополучила треть от положенного. Существуют и другие “побочные эффекты”, в их числе — низкое качество медицинской помощи, нецелевое использование средств, выделяемых на ОМС, и т.д. В Государственной Думе РФ прошли парламентские слушания по двум проектам федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”, один из которых был внесен правительством РФ, другой подготовлен членом комитета по охране здоровья Госдумы депутатом г-ном Горюновым. Несмотря на полную идентичность названий, идеи, заложенные в законопроектах, диаметрально противоположны. Думский вариант предлагает совершенствование уже сложившейся системы, конкретизируя отдельные положения закона, в частности, контроль за целевым расходованием средств, качеством медицинских услуг и т.д. Законопроект, представленный на слушания правительством в лице Минздрава (9 страниц), создавался не иначе как желанием “новый мир построить”. Документ предлагает совершенно новую систему обязательного медицинского страхования — без страховых организаций. Суть новации, разработанной в Минздраве, состоит в том, что функции страховщиков должны исполнять фонды обязательного медицинского страхования. Такой подход даже непосвященного может запросто ввести в оторопь: страхование без страховой организации примерно то же самое, что и врачевание без врачей. Однако, похоже, разработчиков законопроекта это не смущает. Как не смущает и возможность заниматься страховой деятельностью в нарушение главы 48 Гражданского кодекса и закона “О страховании”, которые предполагают обязательное лицензирование страховой деятельности. Кстати, ныне действующий закон “О медицинском страховании…” также обязывает медицинских страховщиков иметь лицензию, выданную ведомством по надзору за страховой деятельностью. Светлые умы из Минздрава разрешили эту проблему запросто, записав в статье 8 строку “деятельность территориальных фондов обязательного медицинского страхования лицензированию не подлежит”. Справедливости ради нужно отметить, что страховые организации в законопроекте помянуты следующим образом: “Территориальные фонды ОМС при необходимости могут привлекать к страховой деятельности (!) в качестве агентов страховые организации, имеющие государственную лицензию на право заниматься медицинским страхованием”. Умри — лучше не скажешь! Страховщик-самозванец будет привлекать профессионалов к страховой деятельности в соответствии с собственными пристрастиями по принципу “чего душа пожелает”. Проще сказать, фонды обязательного медицинского страхования правительственным проектом превращаются в дочерние предприятия Минздрава и комитетов по здравоохранению местной исполнительной власти. Федеральный фонд ОМС учреждается правительством (читай — Минздравом), территориальные фонды — органами исполнительной власти на местах (читай — комитетами здравоохранения), ими же назначается руководитель фонда. Интересная деталь: в законопроекте отсутствует какое-либо упоминание о контроле за целевым расходованием средств фонда. Но, по мнению Минздрава, именно его схема сможет “гарантировать гражданам Российской Федерации получение медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования”. Понятно, что фраза о гарантиях в законопроекте — необходимый в такого рода делах антураж. На самом деле законопроектом предлагается такая схема, при которой функции аккумулирования средств и распоряжения ими будут сосредоточены у монополиста — фонда обязательного медицинского страхования, подведомственного Минздраву и комитетам здравоохранения при местных органах исполнительной власти. При нынешней системе (со всеми ее недостатками) страховые организации, конкурируя между собой, вынуждены следить за правильностью расходования средств и качеством медицинских услуг. Фонды ОМС едва ли станут этим заниматься. Даже при нынешней системе в фондах ОМС нередки серьезные злоупотребления. Например, осенью 1996 года КРУ Минфина была проведена проверка деятельности Московского фонда обязательного медицинского страхования. Результаты ее вызвали изумление даже у Виктора Черномырдина. Выяснилось, что фонд исхитрился незаконно истратить около 500 млрд руб., 20 млрд сотрудники потратили на приобретение квартир, автомобилей и прочее. Раньше за подобные деяния грозила статья за хищение государственных средств в особо крупных размерах. В наше время никто не пострадал, так как нынешнее законодательство не позволяет привлекать к уголовной ответственности за нецелевое использование государственных средств. Нетрудно представить, какой размах могут принять “шалости” с государственными средствами, если будет принят вариант закона, предложенный Минздравом. Как это отразится на здоровье граждан — вопрос риторический.
Иван АНДРОНОВ
Вся пресса за 22 января 1997 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
2 апреля 2025 г.

|
|
Интерфакс, 2 апреля 2025 г.
Сборы по договорам ОСГОП увеличились на 60,4% в 2024 году, выплаты выросли на 9,3%

|
|
ТурДом, 2 апреля 2025 г.
Туроператор застраховал ответственность перед туристами на рекордную сумму

|
|
Интерфакс, 2 апреля 2025 г.
Главврач частной клиники в Удмуртии подозревается в хищениях средств фонда ОМС

|
|
МК в Хакасии, 2 апреля 2025 г.
Пенсионерка из Хакасии отсудила у «РСХБ-Страхование Жизни» 600 тысяч за странные условия договора

|
|
Интерфакс, 2 апреля 2025 г.
Цены на полисы ОСАГО снизились в 2025 году в номинальном выражении на 3%,

|
|
Forbes, 2 апреля 2025 г.
Страховщики предложили ЦБ создать новый инвестиционный инструмент с высоким риском

|
|
МК в Воронеже, 2 апреля 2025 г.
Суд обязал страховую компанию выплатить курянке 154 тысячи после ДТП

|
|
ТАСС, 2 апреля 2025 г.
«Ингосстрах» застраховал произведения Ван Гога, Моне и Сезанна на 23 млрд рублей

|
|
KrasnodarMedia, 2 апреля 2025 г.
Полис путешественника для выезжающих за рубеж стал дороже

|
|
Национальное аграрное агентство, 2 апреля 2025 г.
Российские аграрии получили рекордные страховые выплаты

|
|
Эксперт Online, 2 апреля 2025 г.
ЦБ сообщил о желании страховщиков создать продукт с высоким риском

|
|
СибМедиа, 2 апреля 2025 г.
Почти 300 жителей Иркутской области получили компенсацию ОСАГО в 2024 году

|
|
Версия, 2 апреля 2025 г.
Российские работодатели массово ухудшают условия по ДМС для сотрудников

|
|
Коммерсантъ-Екатеринбург, 2 апреля 2025 г.
В «тюменской матрешке» жители застраховали жизни на 50 млн рублей за год

|
|
РБК (RBC.ru), 2 апреля 2025 г.
ЦБ сообщил об интересе страховщиков к созданию продукта с высоким риском

|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 2 апреля 2025 г.
Работодатели стали специально ухудшать условия по ДМС

|
|
Российская газета, 2 апреля 2025 г.
Туристические страховки подорожали из-за переориентации турпотока в Азию

|
 Остальные материалы за 2 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|