Российская газета,
25 февраля 2025 г.
Пациентские сообщества подвергли критике новый подход к оценке качества лечения 84 просмотра
Пациентские сообщества просят Минздрав доработать критерии оценки качества оказания медицинской помощи, так как нынешний вариант приказа не гарантирует пациентам возможность защититься в случае некачественного лечения. Как выяснила «РГ», есть вопросы и у страховщиков, которые работают с жалобами пациентов и проверяют медицинские организации.
С этого года все медорганизации в стране должны работать по клиническим рекомендациям, которые предполагают единый уровень диагностики и лечения. Но на практике не все клиники (особенно в регионах) готовы его обеспечить, и медики опасались судебных исков от пациентов. В результате было решено: работать все-таки по клинрекам, но если у пациента возникнут претензии, при проверке эксперты должны опираться на отдельно утвержденные критерии качества.
Такой подход вызвал критику уже со стороны пациентского сообщества. «Я сомневаюсь, что клинреки можно полностью исключить из системы оценки качества медпомощи. Ведь это детальные документы, они учитывают много нюансов, возможные альтернативы и вариабельность лечения. А критерии качества - это более общие требования», - пояснил «РГ» сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев.
Сейчас сформирован четкий алгоритм ведения больного, и это работает на пациента. «Например, диагноз в стационаре должен быть поставлен за 72 часа. Это важно, если, к примеру, больной поступил в клинику накануне выходных. «Отложить» исследования на потом, как это случалось ранее, сейчас невозможно», - пояснил «РГ» член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко
Зафиксировано и соблюдение правила «золотого часа» - это критически важно для пациентов с травмами, кровотечениями, инсультом, инфарктом и спасает тысячи жизней.
«Но в новом приказе нет раздела с требованиями соблюдать сроки по организации медпомощи. Получается, они становятся не важны?» - говорит советник главы страховой медицинской организации «Капитал-МС» Михаил Пушков. - Все эти сроки, не побоюсь громких слов, написаны кровью, за ними - жизни пациентов. Вот недавний пример, трагедия во Владимире, которой могло не быть. Мальчика привезли в стационар с подозрением на аппендицит и пневмонию. В приемном отделении его осмотрел хирург, диагностики не провел, аппендицит исключил и... отправил домой. Вскоре ребенка снова привезли по скорой - уже с гнойным плевритом и сепсисом. Спасти его не удалось». Врач приемного отделения нарушил инструкции, но в рамках нового порядка оспорить его действия невозможно.
Негативно на результатах лечения скажется и исключение из критериев качества требования соблюдать инструкции к применению лекарств. «Получается, врач может назначать любые дозы препарата, менять схему лечения. Мы таким образом спровоцируем провал с обеспечением лекарственной терапией и онкобольных, и льготного контингента», - говорит Алексей Старченко.
Еще один спорный момент - в новой версии документа предельно упрощается описание выбора тактики и алгоритмов лечения по принципу «да» или «нет». И эти изменения также не в пользу пациентов. «Теперь ответ в документе «да», химиотерапия проводится» - достаточен, чтобы оценить качество лечения положительно. И уже не важно, какую дозировку получает больной, правильно ли ее рассчитал доктор», - объясняет Пушков.
Суть высказываемых экспертами замечаний не в том, что таких вопиющих историй при нынешней системе контроля качества работы медорганизаций не существовало. Конечно, они были. Но, по крайней мере, был четкий порядок для проверки всех этапов оказания медпомощи.
Кстати, говорят эксперты, новая версия документа может навредить и медикам. «В стационарах теперь нет необходимости оформлять результаты первичного осмотра. Это может стать причиной неоказания необходимой медпомощи, как произошло во Владимире. Но если помощь была оказана, а с пациентом что-то случилось, и родственники обвинят врача - ему будет очень сложно доказать, что он действовал правильно», - отмечает Пушков.
«Конечно, та интенсивная работа по составлению критериев качества, которая сейчас ведется, - правильная. Эти ориентиры нужно обновлять и, самое главное, расширять, потому что до недавнего времени критерии качества существовали для совершенно незначительного количества заболеваний. Но и клинические рекомендации, как более детальные, всеобъемлющие документы, сбрасывать со счетов, по меньшей мере, преждевременно», - отметил Юрий Жулев.
В Минздраве, впрочем, считают, что защитники прав пациентов сгущают краски. «Сроки и объем проведения диагностических и лечебных процедур установлены в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также порядками и положениями оказания медпомощи по различным ее видам, правилами проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностики, порядком использования вспомогательных репродуктивных технологий, проведения медэкспертиз, осмотров, освидетельствований, порядками организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, утвержденными приказами Минздрава России в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», - говорится в комментарии Минздрава. То есть, говоря простыми словами, нормативная база велика, действующие документы регулируют любые действия врача в медорганизации, и не позволяют ни нарушать сроки, ни действовать спустя рукава.
Впрочем, итоговый документ пока не утвержден. Дискуссия продолжается. «РГ» продолжит следить за ситуацией.
Ирина НЕВИННАЯ
Вся пресса за 25 февраля 2025 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Общественное мнение, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
28 марта 2025 г.

|
|
genproc.gov.ru, 28 марта 2025 г.
В Крыму прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве в сфере автострахования

|
|
Коммерсантъ-Ижевск, 28 марта 2025 г.
Удмуртия вошла в топ-10 регионов по цифровому урегулированию убытков по ОСАГО

|
|
Российская газета онлайн, 28 марта 2025 г.
Страхование грузов обновило рекорд по сборам

|
|
Гарант.ру, 28 марта 2025 г.
Убытки за неисполнение обязательств по ремонту ТС не ограничены лимитом страховки

|
|
Медвестник, 28 марта 2025 г.
Можно ли радикально изменить финансирование здравоохранения в России

|
|
Газета.Ru, 28 марта 2025 г.
Страховые компании займутся репатриацией тел погибших при аварии батискафа в Египте

|
|
Финмаркет, 28 марта 2025 г.
В 2024 г. объем средств для оплаты медпомощи по ОМС увеличился на 13,4% до 3,3 трлн руб.

|
|
Газета.Ru, 28 марта 2025 г.
Верховный суд постановил, что убытки по ОСАГО не ограничены страховым лимитом

|
|
NewsProm.Ru, Тюмень, 28 марта 2025 г.
Страховщики считают, что в топ-3 ущерба от паводка войдут Омская, Тюменская области и Якутия

|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 марта 2025 г.
Отрасль страхования жизни стабилизируется, поскольку показатели смертности возвращаются к допандемическому уровню

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 28 марта 2025 г.
Названы автобренды-лидеры по количеству застрахованных машин

|
|
Аргументы и факты-Оренбург, 28 марта 2025 г.
В Оренбурге с виновника ДТП и его страховщика взыскали ущерб

|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 марта 2025 г.
Кассация: ущерб за погибшее в ДТП дикое животное возмещает страховая компания

|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 марта 2025 г.
Страховой рынок меняется на фоне сильных перспектив роста

|
|
ПРАЙМ, 28 марта 2025 г.
Lada стала лидером по числу полисов каско и ОСАГО

|
|
СибМедиа, 28 марта 2025 г.
Тюменские предприниматели стали на 40% чаще страховать бизнес от паводка

|
|
РБК.Тюмень, 28 марта 2025 г.
У тюменского бизнеса вырос спрос на страхование от паводка

|
 Остальные материалы за 28 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|