Ведомости,
3 марта 2025 г.
Как идет цифровизация в страховании
742 просмотра
Рост рынка электронной коммерции постепенно замедляется: она уже «отъела» от 50 до 65% офлайновой розничной торговли в большинстве непродовольственных товарных категорий, писали «Ведомости» в декабре 2024 г. Однако на рынке страхования этот процесс только начинается и постепенно набирает темпы.
Резервы для роста
Объем рынка электронной коммерции в 2024 г., по оценке президента Ассоциации компаний интернет-торговли Артема Соколова, вырос на 40% по сравнению с 2023 г. и преодолел планку в 9 трлн руб. По мнению экспертов, динамика роста замедляется, так как перераспределение рынка между офлайном и онлайном уже во многом состоялось. Чего нельзя сказать о рынке цифрового страхования. По оценкам Ольги Басовой, старшего директора по рейтингам страховых и инвестиционных компаний «Эксперт РА», доля страховых премий, оформленных через интернет, за последние три года выросла в 3 раза: «За девять месяцев 2024 г. доля таких премий составила 17,7% от всех страховых взносов (по данным ЦБ, всего за девять месяцев 2024 г. было собрано 2,4 трлн руб. страховых премий. – «Ведомости&»), за аналогичный период 2021 г. эта доля составляла всего 5,9%». Также в последние годы значительно выросли инвестиции страховщиков в технологии. «Если в 2018 г. эти расходы составляли около 3–5% от расходного бюджета компании, то к 2023 г. этот показатель достиг 7–10%. В денежном выражении это может составлять миллионы рублей в зависимости от размера компании», – утверждает Марина Ляшенко, директор по страхованию и государственным сервисам Ассоциации «ФинТех».
От клика к полису
Административные и финансовые вложения страховых компаний в цифровизацию связаны с повышением качества сервиса как конкурентного преимущества. «Тренд рынка – неценовая конкуренция за счет цифровых сервисов и выстроенной инфраструктуры дополнительных опций и услуг вокруг базового страхового продукта», – рассказывает Антон Косачев, директор по цифровой трансформации и онлайн-продажам «Согаза». При этом клиент ориентируется на городские сервисы, портал «Госуслуги», онлайн-ритейл и сервисы доставки, считает Наталья Федорова, директор департамента электронных продаж ГК «Зетта страхование». «Сейчас клиенты все чаще недовольны недостаточной цифровизацией и уже не готовы взаимодействовать со страховой компанией по-старому. Они ожидают получить услуги оперативно, дистанционно и технологично, потому что уже привыкли к этому», – полагает Федорова.
В первую очередь страховщики «оцифровали» однотипные продукты, которые легко поддаются стандартизации. «В онлайн проще перевести те страховые услуги, которые не требуют предварительного андеррайтинга. В качестве примера можно привести ОСАГО, страхование спортсменов, страхование от укуса клеща, путешествующих», – уточняет Глеб Яковлев, вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС). Как сообщили в «Т-страховании» – компании, которая изначально вышла на рынок только как онлайн-игрок, – самыми востребованными их продуктами на данный момент являются ОСАГО и каско, ипотечное страхование и страхование выезжающих за рубеж.
Актуальный цифровой инструментарий страховой компании с точки зрения клиента можно проследить в сегменте ОСАГО, как одного из самых популярных продуктов онлайн-продаж страховщиков. По данным «Эксперт РА», за девять месяцев 2024 г. на долю ОСАГО пришлось 35% в онлайн-продажах страховых компаний (на 1-м месте – страхование жизни с 43%).
Для приобретения полиса онлайн покупатель может обратиться к сайту страховщика, его мобильному приложению или выбрать лучшее предложение на маркетплейсе. Клиент может заполнить анкету с подгрузкой данных по госномеру автомобиля, воспользоваться онлайн-калькулятором для расчета персонального тарифа, проконсультироваться у чат-бота, загрузить документы с функцией распознавания, оплатить полис онлайн, взять рассрочку и даже оформить урегулирование убытков. Количество проданных полисов электронного ОСАГО, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в 2024 г. достигло 29,9 млн – это на 16,1% больше, чем годом ранее. «Рост полисов электронного ОСАГО подтверждает тренд на цифровизацию, который активно поддерживает страховое сообщество. Покупка полисов ОСАГО онлайн значительно упрощает клиентский путь, делая его удобнее и менее энергозатратным», – цитирует президента РСА и ВСС Евгения Уфимцева сайт РСА.
В чем состоит «цифровая зрелость» отрасли страхования с точки зрения клиента, изучает агентство SDI360. Согласно его исследованию за 2023 г. (данные за 2024 г. еще не опубликованы), которое охватывает три «внешних» показателя (представленность в цифровом пространстве, продвижение и коммуникации, онлайн-продажи), у страховых компаний все еще остается много возможностей для дальнейшего развития. Так, по результатам экспертизы топ-30 компаний по сбору страховых премий подавляющее большинство из них стремились адаптировать свои сайты для удобного доступа с мобильных устройств, но 85% компаний делали это с ошибками. Мобильное приложение было у 63% исследуемых компаний, но широкий набор сервисов неавторизованным пользователям предлагали только два страховщика. Некоторые компании в 2023 г. были не подключены ни к одной из систем онлайн-платежей и не представлены на маркетплейсах.
Большие данные – стратегический ресурс
Цифровизация страхования потребовала большого объема данных и разнообразных методов их обработки. Поэтому неудивительно, что 80% страховых компаний, опрошенных в рамках исследования, проведенного в прошлом году агентством «Эксперт РА», максимально приоритетным направлением технологического развития назвали управление данными и применение data-driven подхода, т. е. принятие решений на основе данных.
Во многом со сбором данных для анализа страховщикам помогает государственная политика. Ведь, по мнению Яковлева, «государственные органы подчас являются единственными источниками информации о факте, обстоятельствах и причинах страхового случая». В трехлетнем плане развития финансового рынка РФ, опубликованном Банком России осенью 2024 г., одним из ключевых направлений деятельности названа «работа по информационной прозрачности и развитию обмена информацией на страховом рынке». Намерение уже реализовано с помощью Автоматизированной информационной системы страхования (АИС), которая в 2024 г. начала передавать страховщикам данные по обязательному и добровольному автострахованию, по страхованию жилья. По словам Уфимцева, следствием взаимодействия рынка и АИС станет улучшение клиентского сервиса, борьба с мошенничеством и недобросовестными практиками.
Страховые компании также активно ищут другие пути для сбора и систематизации данных. Например, с помощью сервиса телемедицины. У многих страховых компаний есть собственные приложения, посвященные здоровью клиентов с полисами ДМС. Согласно годовому отчету группы «Ренессанс страхование» за 2023 г., совокупный оборот входящего в нее маркетплейса медицинских услуг Budu превысил 1 млрд руб., что 1,6 раза больше, чем в 2022 г. За девять месяцев 2024 г. количество телемедицинских консультаций в приложении Budu выросло на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. – до 114 000 сеансов, отмечено в отчете на сайте «Ренессанс страхования».
«В центре экосистемы «Согаза» о здоровье – приложение, которым пользуется 1,6 млн человек. Клиент заходит в него, симптом-чекер на основе искусственного интеллекта направляет его к нужному специалисту, тот проводит консультацию онлайн, выдает направление на диагностику. Результаты подгружаются в приложение, и врач назначает лечение. Удобно для пациента, а страховая экономит на двух очных визитах в клинику», – рассказывает Косачев. По его словам, приложение хранит медицинские документы и электронную медкарту с данными из клиник и лабораторий, а также передает врачу данные с носимых пациентом устройств по технологии интернета вещей (Internet of Things, IoT). В долгосрочных планах «Согаза» – создать бесшовную систему управления здоровьем и превентивной медицины.
Масштабная работа страховых компаний по профилактике болезней имеет отложенный системообразующий эффект и связана с будущим «серебряным штормом», о котором первый заместитель министра здравоохранения Владимир Зеленский заявил на XIV Всероссийском конгрессе пациентов в конце 2023 г. Тогда чиновник подчеркнул, что в связи со старением населения число обращений за медицинской помощью будет неизменно расти и в ближайшее время систему ОМС ждет «феноменально сложнейший вызов»: по данным Росстата, доля граждан в возрасте от 65 лет и старше за последние 11 лет росла в среднем на 0,4 процентного пункта в год и прогнозируется ее дальнейшее увеличение еще в течение 23 лет.
Бэк как база
По мнению экспертов, цифровизацию нельзя рассматривать только с точки зрения цифровых страховых продуктов для клиентов. «Цифровизация – это весь бэк страховщика, т. е. все, что происходит внутри компании: контроль и квитовка платежей, расчеты резервов, работа контрольных служб и еще тысячи цифровых участков и операций, которые сделать вручную уже не получится из-за колоссального объема», – рассказывает Николай Галушин, генеральный директор Национальной страховой информационной системы.
Изначально именно функции бэк-офиса были главной и даже единственной задачей страховщиков, поэтому развитие технологий внутри операционной деятельности компании создало базу для решения актуальных задач. «На начальных этапах развития цифры в страховании акцент был на улучшении операционной эффективности и повышении качества обслуживания клиентов. Со временем компании начали внедрять более сложные системы аналитики, искусственный интеллект для оценки рисков и предсказания вероятности наступления страховых случаев», – рассказывает Ляшенко.
Поскольку российские IТ-компании, специализирующиеся на страховании, росли вместе с рынком и зачастую не могли предоставить сразу готовое решение, почти 65% страховых компаний полагаются на свои внутренние IТ-команды, которые реализуют более 50% проектов в компании, по данным исследования «Эксперт РА». В «Т-страховании» подтвердили этот тренд, сообщив, что «компания разрабатывает собственную продуктовую платформу, основанную на микросервисной архитектуре, развернутой в нескольких дата-центрах».
Примером успешной реализации силами внутренней команды стал проект ГК «Зетта» по внедрению корпоративного хранилища данных и аналитической системы PIX BI. Вера Никишина, директор департамента аналитики ГК «Зетта», называет три критерия эффективности проекта: «Внутренние пользователи стали получать критичные данные не раз в неделю, а каждый день, актуальные на день получения. В компании снизилось число вопросов к аналитикам, так как у пользователей появился прямой доступ к информации в соответствии с их полномочиями. И наконец, уменьшилось количество отчетов в Excel весом 20–40 Мб, забивающих почтовые ящики».
Ценность внедрения цифровых инструментов Ляшенко рекомендует также оценивать по таким метрикам, как снижение операционных затрат и времени на обработку одного клиента, сокращение затрат на обслуживание, рост числа онлайн-продаж благодаря улучшению клиентского опыта.
Дарина КУПЧЕНКО
Ведомости&
Вся пресса за 3 марта 2025 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Технологии, Тенденции, Хайтек и инновации
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
2 апреля 2025 г.

|
|
Интерфакс, 2 апреля 2025 г.
Сборы по договорам ОСГОП увеличились на 60,4% в 2024 году, выплаты выросли на 9,3%

|
|
ТурДом, 2 апреля 2025 г.
Туроператор застраховал ответственность перед туристами на рекордную сумму

|
|
Интерфакс, 2 апреля 2025 г.
Главврач частной клиники в Удмуртии подозревается в хищениях средств фонда ОМС

|
|
МК в Хакасии, 2 апреля 2025 г.
Пенсионерка из Хакасии отсудила у «РСХБ-Страхование Жизни» 600 тысяч за странные условия договора

|
|
Интерфакс, 2 апреля 2025 г.
Цены на полисы ОСАГО снизились в 2025 году в номинальном выражении на 3%,

|
|
Forbes, 2 апреля 2025 г.
Страховщики предложили ЦБ создать новый инвестиционный инструмент с высоким риском

|
|
МК в Воронеже, 2 апреля 2025 г.
Суд обязал страховую компанию выплатить курянке 154 тысячи после ДТП

|
|
ТАСС, 2 апреля 2025 г.
«Ингосстрах» застраховал произведения Ван Гога, Моне и Сезанна на 23 млрд рублей

|
|
KrasnodarMedia, 2 апреля 2025 г.
Полис путешественника для выезжающих за рубеж стал дороже

|
|
Национальное аграрное агентство, 2 апреля 2025 г.
Российские аграрии получили рекордные страховые выплаты

|
|
Эксперт Online, 2 апреля 2025 г.
ЦБ сообщил о желании страховщиков создать продукт с высоким риском

|
|
СибМедиа, 2 апреля 2025 г.
Почти 300 жителей Иркутской области получили компенсацию ОСАГО в 2024 году

|
|
Версия, 2 апреля 2025 г.
Российские работодатели массово ухудшают условия по ДМС для сотрудников

|
|
Коммерсантъ-Екатеринбург, 2 апреля 2025 г.
В «тюменской матрешке» жители застраховали жизни на 50 млн рублей за год

|
|
РБК (RBC.ru), 2 апреля 2025 г.
ЦБ сообщил об интересе страховщиков к созданию продукта с высоким риском

|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 2 апреля 2025 г.
Работодатели стали специально ухудшать условия по ДМС

|
|
Российская газета, 2 апреля 2025 г.
Туристические страховки подорожали из-за переориентации турпотока в Азию

|
 Остальные материалы за 2 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|