ComNews.ru,
6 марта 2025 г.
Никто не застрахован. Всего 12,5% российских компаний имеют киберстраховку 52 просмотра
Всего 12,5% российских компаний застрахованы от киберпреступлений. Главная причина - лимиты страховых компаний, отсутствие доверия к страховщикам и разрозненность их работы. Однако игроки рынка считают, что спрос на киберстрахование вырастет.
Совладельцы страхового брокера Mainsgroup Сергей Худяков и Павел Озеров рассказали на пресс-завтраке вчера, 5 марта, что эксперты компании провели исследование рынка страхования киберрисков, в ходе которого провели опрос среди 37 страхователей, представителей страховых компаний и страховых брокеров. Они выяснили, что только 12,5% из числа опрошенных крупных российских компаний застрахованы от киберугроз, в малом и среднем бизнесе эта цифра приближается к нулю. При этом подавляющее большинство опрошенных (94,8%) заявили, что отечественный рынок киберстрахования будет расти. Однако мнения участников исследования разделились. Большинство (53,8%) считает, что рост будет незначительным, обратного мнения придерживается 41% опрошенных.
Несмотря на относительно малый размер рынка, некоторые компании уже оказывают услуги по киберстрахованию. Так, по словам директора департамента страхования финансовых рисков и ответственности АО «Альфастрахование» Дениса Зенки, компания оказывает услуги по киберстрахованию. Он отметил, что количество клиентов, интересующихся страхованием киберрисков, растет с каждым годом.
«За последние год-два количество заключенных договоров страхования выросло на 50-60%. При этом данным продуктом интересуются компании из разных отраслей, от металлургической промышленности до гостиничного бизнеса, и разного размера», - рассказал Денис Зенка.
Аналогичные услуги оказывает и СПАО «Ингосстрах». Об этом рассказал начальник управления страхования ответственности компании Дмитрий Шишкин. Он отметил, что подобный вид услуг набирает популярность и ими в основном интересуются средние и крупные компании.
В АО «СОГАЗ» рассказали, что компания предоставляет два продукта в области киберстрахования. Первый - коробочный продукт для предприятий среднего и малого бизнеса, в который входят типовые условия и возможность оперативного заключения договора страхования. Второй - страхование киберрисков с индивидуальным подходом к покрытию и оценке рисков. В компании подчеркнули, что в будущем успешность предотвращения киберрисков будет зависеть от защищенности информационных систем и уровня развития культуры информационной безопасности в целом.
Другие компании рассматривают страхование киберрисков как возможность расширить спектр услуг. Руководитель пресс-службы ООО «СК «Согласие» (страховая компания «Согласие») Дмитрий Кечин сказал, что в компании обсуждается направление, но на данный момент этот сегмент содержит целый ряд сдерживающих факторов. Среди них он назвал сложности в оценке, тарификации и готовность к киберзащите самого бизнеса. Он согласился с экспертами из Mainsgroup и отметил, что правовая база, в соответствии с которой будут осуществляться взаимоотношения между государством и страховыми компаниями, нуждается в проработке.
«Большинство текущих клиентов все еще не готовы взаимодействовать даже с цифровыми продуктами - мы регулярно наблюдаем, что доля продаж страховых полисов через цифру несопоставимо мала по сравнению с агентскими продажами. И так во всем мире. Это также одна из причин, почему в сфере киберрисков до сих пор нет реального продукта», - сказал Дмитрий Кечин.
«Мы не страхуем киберриски. Чтобы взять такой риск на страхование, нужно провести полный ИТ-аудит информационных и иных бизнес-систем потенциального страхователя для оценки защищенности и вероятности наступления риска. При этом, как показывает практика других видов страхования, по результатам аудита будут выявлены недостатки, на устранение которых предприятию или организации нужно будет потратить существенные средства. В такой ситуации собственники бизнеса предпочитают потратить деньги непосредственно на вложения в ИТ, а не на страховку. Причем все сказанное выше касается крупных юридических лиц, а у малого и среднего бизнеса нет по большому счету никакой защиты от киберрисков - хорошо если стоит простой антивирус. Брать таких клиентов на страхование ответственный страховщик не может», - заявил вице-президент САО «Ресо-Гарантия».
Что мешает развитию рынка
«Страховое сообщество видит несколько проблем, мешающих развитию отрасли киберстрахования. Во-первых, это отсутствие единой нормативной базы, унификации и стандартизации работы страховых компаний. Во-вторых, это закрытость клиентов и нежелание допускать страховые компании к информации о средствах защиты и ключевых активах компании. Это приводит к тому, что страховщики не могут провести корректные расчеты для оценки рисков. В-третьих, низкая осведомленность потенциальных клиентов о страховании как комплементарном продукте для компенсации финансовых потерь при киберинцидентах», - отметил Павел Озеров.
Среди других факторов, тормозящих развитие рынка, эксперты Mainsgroup назвали недостаточное количество «резонансных кейсов» в сфере киберстрахования, высокую стоимость полисов (расходы на страхование не будут превышать расходы на информационную безопасность, но будут дополнительной статьей затрат внутри и без того ограниченного бюджета компании) и «отсутствие понятного покрытия». Последнее является сочетанием целого ряда факторов, таких как соответствие предусмотренных покрытием рисков реально существующим для клиента опасностям, прозрачное, подробное и полное описание страховых событий и процесса урегулирования страховых случаев, согласование привлекаемых к процедуре урегулирования сторонних организаций (аутсорсеров), предоставление полных формул оценки ущерба и расчета подлежащих выплате сумм и т.д.
С ними согласился Дмитрий Зенка. По его словам, постепенное увеличение количества заключенных договоров и рост числа убытков будут способствовать развитию киберстрахования. Он отметил, что у малого и среднего бизнеса есть много более насущных проблем и процессы управления рисками находятся в стадии становления.
«Несмотря на потенциальную опасность киберрисков, они не находятся на первом плане внимания собственников и руководителей в компаниях сегмента среднего и малого бизнеса», - рассказал он.
О недостаточной осведомленности клиентов рассказал и Дмитрий Шишкин. Он обратил внимание, что многие компании недооценивают киберриски или считают, что их покрывают стандартные виды страхований, такие как страхование имущества или гражданской ответственности. Среди других факторов, сдерживающих развитие рынка, он назвал высокую стоимость страхования (на нее влияет сложность оценки рисков и потенциально крупные убытки), непонимание клиентами процесса урегулирования убытков, страх раскрытия чувствительной информации о системах и процессах ИБ.
«Во многих компаниях кибербезопасность пока не считается приоритетом, что снижает интерес к страхованию. Либо весь бюджет направлен на защиту и недопущение убытков, а не на инструменты их возмещения», - рассказал Дмитрий Шишкин.
Что рынку поможет
Поспособствовать развитию рынка, по данным экспертов, может создание единой нормативной базы, регулирующей необходимые стандарты, процедуры и алгоритмы, информирование игроков рынка о киберрисках и возможностях киберстрахования и проработка дополнительной законодательной базы. Например, в виде расширения перечня отраслей, в которых страхование киберрисков будет обязательным.
«В киберстраховании может возникнуть коллаборация между крупными ИТ-вендорами, интеграторами и страховыми компаниями. Первые все знают о клиентах, их степени защищенности и автоматизированных методах защиты. Вендоры могут взять на себя оценку риска предприятия, что ляжет в основу страхового тарифа, или вступить в коллаборацию со страховой компанией, для того чтобы создать этот продукт», - отметил Сергей Худяков.
«Мы спрашивали у компаний-клиентов, насколько они готовы доверить вендору вопросы защиты через инструменты страхования, и получили положительную оценку. Пропасть между юридическим лицом и страховой компанией преодолеть очень сложно. Киберстрахование - новая область, и степень доверия потенциальных клиентов к ней невелика. А компания - разработчик систем безопасности или компания-интегратор имеют доступ к информации о ключевых активах и их защите. Они, по сути, обладают всеми необходимыми данными и опытом в оценке степени риска для компании-клиента, а страховая компания может просто использовать эти данные для оценки финансовых возможностей и лимитов. Такая схема является наиболее перспективной и понятной для рынка», - заключил Павел Озеров.
Иван ИВАНОВ
Вся пресса за 6 марта 2025 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Киберугрозы, киберриски и киберстрахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
6 марта 2025 г.

|
|
Российская газета, 6 марта 2025 г.
Оформлять электронное извещение о ДТП теперь можно через сайты страховщиков. Как изменится жизнь автовладельцев?

|
|
ГТРК Владивосток, 6 марта 2025 г.
Путин подписал поправки в закон об ОСАГО

|
|
Известия, 6 марта 2025 г.
Эксперт дал советы по подготовке квартиры к сдаче в аренду

|
|
Камчатское время, Петропавловск-Камчатский, 6 марта 2025 г.
Камчатские компании отправляли в рейсы незастрахованные суда

|
|
Камчатка, ИА, 6 марта 2025 г.
Рыбный бизнес Камчатки нарушает правила эксплуатации морских судов

|
|
ComNews.ru, 6 марта 2025 г.
Никто не застрахован. Всего 12,5% российских компаний имеют киберстраховку

|
|
Ведомости, 6 марта 2025 г.
Почему компании не хотят страховать киберриски

|
5 марта 2025 г.

|
|
Sputnik Армения, 5 марта 2025 г.
В Армении восстановят урезанную программу сельскохозяйственного страхования

|
|
Агентство городских новостей Москва, 5 марта 2025 г.
ВСС поддержал идею о введении обязательного страхования для электросамокатов

|
|
Total.kz (Тотал Казахстан, ИА), Алматы, 5 марта 2025 г.
Депутаты вновь подняли вопрос об обязательном страховании жилья от ЧС

|
|
Новости Армении-NEWS.am, 5 марта 2025 г.
Минэкономики: В Армении возобновят ранее урезанную программу сельскохозяйственного страхования

|
|
cbr.ru, 5 марта 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

|
|
Коммерсантъ онлайн, 5 марта 2025 г.
В Ессентуках клиент хотел обмануть страховую компанию на 185 млн рублей

|
|
Интерфакс, 5 марта 2025 г.
Минздрав отметил сокращение ожидания консультации врача в госполиклинике до 4,5 дней

|
|
МК-Кавказ, Ставрополь, 5 марта 2025 г.
Жителя Ессентуков осудят за мошенничество в сфере страхования

|
|
РБК (RBC.ru), 5 марта 2025 г.
«АльфаСтрахование» выплатила возмещение за самолет, разбившийся в Актау

|
|
Ведомости онлайн, 5 марта 2025 г.
Экострахование способствует устойчивости бизнеса

|
 Остальные материалы за 5 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|