Страховые компании продолжают испытывать сложности с восстановительным ремонтом по ОСАГО. Проблемы связаны с закупкой и поставкой новых автомобильных запчастей в условиях санкционных ограничений. Устанавливать бывшие в употреблении компоненты можно, но только если на это согласится клиент. Если же нет, то есть вероятность, что ждать поставку новой детали придется долго. А у страховщика по закону до сих пор есть только 30 рабочих дней, чтобы завершить ремонт. В сложившейся ситуации страховое сообщество выступило с предложением в правительство разрешить использование бывших в употреблении запчастей при ремонте автомобилей по ОСАГО. По состоянию на начало марта текущего года вопрос находится в проработке.
Неоднозначная реакция
Вопросы ремонта по ОСАГО регулирует 40-ФЗ. Статья 12 этого закона гласит, что возмещение вреда автомобилю может идти двумя путями: либо страховщик организует и оплачивает ремонт, либо перечисляет потерпевшему сумму страховой выплаты. В первом случае после осмотра ТС страховая компания выдает автовладельцу направление на ремонт на СТО в пределах 50 км от его места жительства.
С момента, когда авто поступает на станцию, начинается обратный отсчет тех самых отведенных законом 30 дней. При ремонте «не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий», однако «иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего».
В итоге возникла коллизия, которой, по свидетельствам страховых компаний, порой специально пользуются недобросовестные клиенты. Если страховщик не может выполнить требования законодательства и осуществить ремонт в установленный срок, он должен уплатить своему страхователю неустойку, причем за каждый день просрочки.
Между тем в 2023-м число аварий на российских дорогах выросло на 4,5% по сравнению с предыдущим годом. А в 2024-м почти не изменилось, снизившись лишь на 0,3% и достигнув 132 тыс. В условиях дефицита запчастей и затягивающихся поставок некоторые станции техобслуживания разрывают договоры о сотрудничестве со страховщиками.
В сложившейся ситуации страховое сообщество выступило с предложением разрешить использование бывших в употреблении запчастей при ремонте автомобилей по ОСАГО. По мнению страховщиков, такой подход может помочь стабилизировать ситуацию на рынке автострахования. Однако предложение вызвало неоднозначную реакцию. Причина — опасения, что качество ремонта снизится и появятся проблемы с безопасностью восстановленных автомобилей.
Банк России долго не поддерживал инициативу, но затем пошел на некоторые уступки с условием, что появятся методика для оценки качества запчастей и система контроля за их оборотом. По состоянию на начало марта вопрос находится в проработке.
Между тем исследование, проведенное по заказу Российского союза автостраховщиков (РСА), показало: использование бывших в употреблении деталей может сократить сроки ремонта на 80–90%. Как заявлял президент Всероссийского союза страховщиков и РСА Евгений Уфимцев, большинство деталей, которые обычно заменяют при ремонте автомобилей по ОСАГО,— это такие элементы кузова, как бамперы, крылья, капоты и двери. То есть те, которые не должны существенно повлиять на безопасность на дороге.
Как развивается ситуация?
В ноябре 2024 года РСА направлял в Госдуму и правительство письмо с просьбой внести изменения в ряд законов РФ и разрешить использование б/у запчасти в ремонте по ОСАГО. В письме союз описал ситуацию на рынке, изложил результаты проработки этого вопроса — со своей стороны при участии НИИ автомобильного транспорта.
В ответ от РСА попросили дополнительные обосновывающие материалы. Предложено также проработать целый комплекс вопросов, связанных с реализацией такой просьбы. Все это нужно, чтобы использование б/у запчастей в ремонте по ОСАГО не снизило безопасность на дорогах и не ухудшило ситуацию с угонами автомобилей для разбора на запчасти. Сейчас Союз автостраховщиков занимается подготовкой ответов на полученные вопросы.
Заместитель генерального директора компании «Абсолют Страхование» Игорь Люкин также рассказал, что инициатива находится на стадии доработки профильными комитетами РСА. При этом он отмечает, что параллельно рассматривается вопрос ужесточения контроля над рынком б/у запчастей.
Директор департамента урегулирования убытков по автотранспорту СК МАКС Иван Попов добавил, что страховое сообщество предложило разные варианты реализации инициативы, которые обеспечат безопасное использование таких деталей.
«Фактически, как отмечал ранее неоднократно, большая часть потерпевших после получения страховых выплат в денежной форме ремонтирует поврежденные ТС с использованием деталей, бывших в употреблении. Таким образом, это направление достаточно развитое, однако в силу наличия ограничений, установленных законом об ОСАГО, не используется при организации ремонта страховщиком»,— пояснил господин Попов.
Кроме того, союз выступал с инициативой увеличить сроки ремонта с 30 до 45 дней.
Ведь на сегодняшний день только доставка деталей для проведения ремонта занимает в среднем от трех недель до нескольких месяцев. Законопроект на основе этого предложения был рассмотрен Госдумой в первом чтении в ноябре прошлого года, а до этого — также в августе.
«Однако одна эта поправка не изменит кардинально ситуацию на рынке. Необходимо вводить и ряд других изменений. РСА предполагает провести серьезную реформу натурального возмещения по ОСАГО. Потребители традиционно предпочитают выплате отремонтированную машину, в том числе потому, что в этом случае не вычитается износ на заменяемые детали. Многие клиенты специально просят отремонтировать автомобиль по страховке, а не компенсировать аварию деньгами»,— объяснили “Ъ” в РСА.
РСА также выдвинул предложение, чтобы у автовладельца появилась возможность самостоятельно выбирать станцию техобслуживания, даже если у страховщика не заключен с ней договор. При этом часть обязанностей ляжет на потребителя, но это позволит увеличить долю ремонта по ОСАГО.
Однако в этом случае клиент может оказаться слабой стороной, предупреждают в союзе: нельзя допустить, чтобы станции проводили некачественный ремонт или вовсе обманывали клиентов. Поэтому важно не просто подготовить поправки к закону, но и сделать систему действительно работающей.
Что ждет рынок?
По данным РСА, доля натурального возмещения по ОСАГО за последние три года, начиная с 2022-го, в среднем составляет 5,7%. Союз считает это недостаточным для полноценного обеспечения запросов клиентов в таком социально важном сегменте, как ОСАГО. Поэтому все инициативы РСА направлены на увеличения доли ремонта.
Страховщики рассчитывают, что, если изменения в закон получится проработать и реализовать, доля ремонтов увеличится. Как говорит господин Люкин, несмотря на то что сейчас число натуральных возмещений невелико, растет количество клиентов, готовых ремонтировать автомобиль по направлению страховой компании: «В результате изменений по использованию б/у запчастей увеличится количество ремонтов, которые будут укладываться в установленные законом сроки, и, как следствие, доля ремонта по ОСАГО может повыситься до 30%». С ним соглашается Иван Попов: по его мнению, изменения могут позволить увеличить долю ремонта на рынке ОСАГО, при этом сроки работ, наоборот, снизятся. Но ждать снижения затрат из-за использования б/у запчастей вряд ли стоит.
Рита РОЙЗЕН
Вся пресса за 19 марта 2025 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
19 марта 2025 г.

|
|
РИА57, Орел, 19 марта 2025 г.
На Орловщине один из самых высоких показателей по страхованию озимых

|
|
Комсомольская правда-Беларусь, 19 марта 2025 г.
Цена союзного ОСАГО и стоимость «Синей карты» определены в Беларуси

|
|
atorus.ru, 19 марта 2025 г.
Как правильно выбрать медицинскую страховку для зарубежной поездки в 2025 году

|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 19 марта 2025 г.
Пострадавших от электросамокатов петербуржцев обеспечат страховками

|
|
БанкИнформСервис, Екатеринбург, 19 марта 2025 г.
Кто такой финансовый омбудсмен и как он поможет решить споры с банками и страховыми?

|
|
ТАСС, 19 марта 2025 г.
Страховые выплаты из-за столкновения судов у Британии могут достичь $300 млн

|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 19 марта 2025 г.
В автоподставах обвиняются 14 новосибирцев

|
|
ТАСС, 19 марта 2025 г.
Запрет на заключение новых договоров ИСЖ вступит в силу в 2026 году

|
|
РБК (RBC.ru), 19 марта 2025 г.
М.Видео-Эльдорадо начала оформление ОСАГО, КАСКО и страхование ипотеки

|
|
Интерфакс, 19 марта 2025 г.
Госдума может рассмотреть запрет страховых услуг «серых брокеров» в весеннюю сессию

|
|
78.ru, Санкт-Петербург, 19 марта 2025 г.
Пешеходов теперь страхуют от несчастных случаев с самокатами в Петербурге

|
|
Уральский меридиан, Екатеринбург, 19 марта 2025 г.
Покажите полис: свердловчане могут бесплатно лечиться в 40 частных клиниках

|
|
ВЕДОМОСТИ Урал, Екатеринбург, 19 марта 2025 г.
Страховая история под контролем: данные по полисам станут доступны на “Госуслугах” с 1 апреля

|
|
МК в Мурманске, 19 марта 2025 г.
Мурманчанка получит 90 000 рублей за ДТП с автобусом

|
|
korins.ru, 19 марта 2025 г.
ЦБ планирует скорректировать требования к оценке влияния рисков на достаточность капитала

|
|
Финмаркет, 19 марта 2025 г.
С 19 марта средняя стоимость автозапчастей выросла на 0,1% в обновленных справочниках РСА

|
|
Кубань Информ, 19 марта 2025 г.
Краснодарский край возглавил антирейтинг ДТП с мотоциклами

|
 Остальные материалы за 19 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|