БанкИнформСервис, Екатеринбург,
19 марта 2025 г.
Кто такой финансовый омбудсмен и как он поможет решить споры с банками и страховыми? 79 просмотров
Финансовый омбудсмен или финансовый уполномоченный — это независимый эксперт, главная задача которого помочь обычным людям и финансовым организациям решать спорные вопросы без суда. По законодательству, его услуги для физлиц бесплатны. Потребителям финансовых услуг это значительно облегчает жизнь и экономит средства на судебные издержки. Но финомбудсмен берет в работу не всякую жалобу: есть определенные требования и четко прописанная процедура взаимодействия. В этом тексте разберемся, с каким вопросом можно обратиться к уполномоченному, как оформить заявку и добиться исполнения его решения.
Какие споры рассматривает финансовый омбудсмен
Финансовый омбудсмен решает споры между финансовыми организациями и частными лицами, не влезая в судебную тяжбу. К примеру, банк, в котором вы брали кредит или оформили карту, в какой-то момент «добавил» вам дополнительные услуги, вы согласия не давали, в договоре эти расходы не прописаны, в результате вы платите банку больше денег и не согласны с этим. Или по условиям акции вам обещали одно количество бонусных баллов, а начислили меньше. Разобраться в том, кто прав, и вернуть свои деньги как раз и поможет уполномоченный по финансовым вопросам. Вот еще примеры некоторых частотных запросов, с которыми приходят к финомбудсмену:
банк не начислил кэшбэк или начислил в меньшем объеме; кредитная организация повысила ставку по займу; МФО выставила пени и штрафы выше, чем по условиям договора; страховая отказала в выплате по ОСАГО, затянула сроки или выплатила слишком маленькую сумму, с которой вы не согласны; ваши пенсионные накопления без вашего ведома перевели в НПФ. Важно понимать, что финомбудсмен решает довольно широкий круг вопросов, но далеко не все жалобы входят в его компетенцию. Есть три основных критерия:
ваша претензия касается услуги, оказанной как физлицу и не относится к ведению предпринимательской деятельности; с момента возникновения спорной ситуации прошло не более 3 лет; вы требуете возмещения финансового убытка, и он не превышает 500 тысяч рублей (исключение — споры по ОСАГО и с НПФ, там никаких ограничений по сумме нет). Компенсацию морального вреда или упущенной выгоды получить не получится. Также омбудсмен не уполномочен решать вопросы, связанные с мошенничеством или, к примеру, неверными данными, отраженными в кредитной истории.
Еще одно важное условие: финансовая организация должна взаимодействовать с финансовым уполномоченным. Сегодня это в обязательном порядке (по закону) обязаны делать все банки, микрофинансовые организации, НПФ, страховые компании (кроме тех, кто занимается исключительно обязательным медстрахованием), ломбарды и кредитные потребительские кооперативы. Наверняка проверить, входит ли организация, к которой у вас есть претензии, в этот список, можно на сайте омбудсмена — там доступен поиск по названию и реквизитам.
Сколько это стоит
Работа финансового омбудсмена для потребителей бесплатна, на всех этапах. Даже если в ходе рассмотрения дела потребуется экспертиза, она будет проведена за счет средств института финансового уполномоченного.
Какие сроки рассмотрения
Сроки рассмотрения дел финансовым омбудсменом оговорены в законодательстве, и они не могут превышать 15 рабочих дней. Исключение сделано только по спорам, связанным с неправомерным переводом пенсионных накоплений, там срок увеличен до 20 рабочих дней. В том случае, если омбудсмену потребуется независимая экспертиза, срок рассмотрения заявки может быть увеличен, но не более чем на 10-15 дней.
Как подать заявление
Подайте претензию непосредственно в финансовую организацию. Это обязательный этап, пожаловаться сразу финомбудсмену не получится.
Если вы не согласны с ответом или не получили его вовсе, пишите обращение финансовому уполномоченному. Сделать это можно на сайте финомбудсмена или через Госуслуги. К электронному обращению необходимо будет приложить сканы документов, например, копию заявления (претензии) и договор с банком. Список нужных бумаг вы увидите в личном кабинете.
Спустя 15-20 дней (стандартный срок рассмотрения обращений без дополнительной экспертизы) вы получите решение финомбудсмена, которое финансовая организация обязана будет исполнить. Если с решением финансового омбудсмена вы не согласны, то тогда придется решать вопрос уже через суд.
Где гарантия, что решение финансового омбудсмена будет исполнено
После того, как финансовый уполномоченный рассмотрел дело и принял какое-то решение, результат этой работы доводится до потребителя и до финансовой организации. Срок информирования составляет всего 1 рабочий день со дня принятия решения. Это прописано в законе, регламентирующем работу омбудсмена. Также в законе прописана и обязанность банков, страховых и других компаний исполнять решения финуполномоченного. Причем, сделать это нужно в срок, указанный в документе (он может составлять от 10 рабочих до 30 календарных дней).
Если финансовая организация не исполняет это решение в добровольном порядке, то человек может обратиться в суд и тот взыскивает с финансовой организации штраф в размере 50% от суммы требования. Деньги направляются в пользу потребителя.
Как видите, закон не только обязывает исполнять решения омбудсмена, но и вводит дополнительную ответственность за невыполнение этого требования. Так что обычно, крупные финансовые организации от этой обязанности не уклоняются.
Мария ЕФРЕМОВА
Вся пресса за 19 марта 2025 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Финансовый уполномоченный (омбудсмен)
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
21 марта 2025 г.

|
|
Life, 21 марта 2025 г.
Страховщики назвали главные страхи россиян из-за квартиры

|
|
Комсомольская правда-Казахстан, 21 марта 2025 г.
Апрельское страхование

|
|
5 колесо, 21 марта 2025 г.
Проблемное ОСАГО: страховщики назвали регионы с наибольшими рисками по договорам обязательной «автогражданки»

|
|
Хабаровский край сегодня, 21 марта 2025 г.
В Хабаровском крае менее 10% такси застраховали своих пассажиров

|
|
Коммерсантъ-Воронеж, 21 марта 2025 г.
Тамбовские аграрии за год получили 159 млн страховых выплат

|
|
Интерфакс, 21 марта 2025 г.
Хабаровские полицейские задержали продавца поддельных полисов ОСАГО

|
|
МВД Медиа, 21 марта 2025 г.
Бывший страховой агент уличена полицией Хабаровска в обмане 15 автовладельцев на 500 тысяч рублей

|
|
Труд, 21 марта 2025 г.
Смена подставного курса

|
|
Office life, Минск, 21 марта 2025 г.
Для страховых брокеров в Беларуси ввели новые ограничения

|
|
Ведомости, 21 марта 2025 г.
«Ингосстрах» судится с Financial Times в Лондоне

|
|
ТАСС, 21 марта 2025 г.
Общественники предложили ввести страхование ответственности производителей еды

|
20 марта 2025 г.

|
|
CNews.ru, 20 марта 2025 г.
Zunami расширяет сотрудничество: теперь на платформе работают 12 страховых компаний

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 марта 2025 г.
В Австралии запущена новая комплексная модель наводнений

|
|
Кузбасс, Кемерово, 20 марта 2025 г.
Первый замминистра здравоохранения РФ оценил цифровизацию медицины Кузбасса

|
|
Республика Башкортостан, Уфа, 20 марта 2025 г.
В Башкирии обсудили вопросы агрострахования

|
|
СеверПост.ru, Мурманск, 20 марта 2025 г.
Северянина обязали заплатить 280 тысяч страховщикам

|
|
Коммерсантъ-Кубань, 20 марта 2025 г.
Как действовать при ДТП: схема работы системы ОСАГО

|
 Остальные материалы за 20 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|