ufa1.ru, Уфа,
31 марта 2025 г.
Клиенты известного уфимского автодилера судятся из-за допуслуг
71 просмотр
При покупке машины в кредит автолюбители часто оказываются счастливыми обладателями всевозможных «сертификатов помощи на дороге», стоящих баснословных денег. Предложение клиентам дополнительных услуг — распространенная практика у дилеров, а вот вернуть за них деньги впоследствии может оказаться непросто.
UFA1.RU пообщался с несколькими людьми, попавшимися на эти приемы в одном и том же автосалоне в Уфе. Мы попытались понять, насколько сами дилеры заинтересованы в том, чтобы их клиенты платили за допуслуги, а также спросили у экспертов, как действовать, чтобы не оказаться в дураках.
«Мне сказали, что от услуги нельзя было отказаться»
В декабре 2023 года 52-летний Александр Я. приехал в Уфу из Кармаскалинского района для покупки «Москвича 3». Выбор пал на автосалон сети «Башавтоком» на улице Рубежной. Сотрудник магазина заверил мужчину, что кредит ему не одобрят без приобретения дополнительных услуг — тот поверил и не стал возражать.
Так, вместе с машиной Александр получил сертификат технической помощи на дороге с QR-кодом, по которому он со своим кнопочным телефоном перейти не смог, страховку жизни, ОСАГО, КАСКО (копия договора есть в распоряжении UFA1.RU). В общей сложности всё это обошлось в 416,64 тысячи рублей.
Спохватился сын Александра Даниил, который сразу понял, что договоры на допуслуги надо расторгать. Это без больших сложностей удалось сделать во всех случаях, кроме того самого сертификата с QR-кодом за 160 тысяч рублей.
Компания «М5 Урал», которая предоставляла эту услугу, оказалась в долгах как в шелках, да и деньги, как рассказал Даниил, получила не она, а ее агент Семен Пилюгин (в распоряжении UFA1.RU есть копия соответствующего платежного поручения), о существовании которого при покупке автомобиля Александр и не подозревал. Куда эти 160 тысяч делись потом — непонятно.
Александру и его сыну удалось выиграть суд против «М5 Урал» (UFA1.RU ознакомился с соответствующим решением Кармаскалинского межрайонного суда), однако привлекать ИП Пилюгина как соответчика суд не стал. Даниил считает, что деньги едва ли дошли до компании-должника и не спешит подавать исполнительные листы приставам.
«Там взыскать нечего, — объяснил он. — Приставы, как я понял, прекращают сейчас исполнительные производства в связи с тем, что у должника (компании „М5 Урал“. — Прим. ред.) нет имущества».
История Александра и Даниила не уникальна. Похожим опытом взаимодействия с «Башавтокомом» поделилась с корреспондентом UFA1.RU и Лейсан Х., которая вместе с мужем Аликом в 2023 году покупала «Ладу-Гранту-Лифтбек» в том же салоне на улице Рубежной.
Супруги сразу сказали, что никакие дополнительные услуги им не нужны. Сотрудники сделали запросы на предоставление кредита в банки, а через полтора часа ожидания объявили, что получили одобрение.
«Было много кип бумаг, — вспомнила Лейсан. — Они рассказали лишь про два вида страховки от банка, в итоге [в договоре] оказалось четыре разных страховки, и от автосалона навязали сервис помощи на дорогах, от компании, которая вообще находится в Казани (копия договора есть в распоряжении UFA1.RU. — Прим. ред.)».
Компания, о которой идет речь, — это уже знакомая нам «М5 Урал». 50 тысяч рублей за ее услуги снова получил агент, ИП Семен Пилюгин (в распоряжении UFA1.RU есть копия соответствующего платежного поручения).
Помимо этого, вскоре после покупки авто, рассказала Лейсан, ей стала звонить некая девушка, которая предлагала отказаться от всех страховок за вознаграждение в 30% от их стоимости.
Супруги не согласились и попытались сами расторгнуть договоры, в том числе и с «М5 Урал». Компания ответила им письмом, в котором согласилась вернуть 500 рублей. Именно столько, по версии «М5 Урал», стоила сама услуга, а остальные 49,5 тысячи рублей — это цена «консультации», которая уже была оказана.
Когда супруги уведомили компанию о желании обратиться в суд, им прислали в ответ письмо, в котором заявили, что недовольство «следовало заявлять при подписании документов, а не после».
Это письмо также сопроводили копиями судебных решений, подчеркивая, что клиенты, которые пытались с подобным обоснованием что-то взыскать, впоследствии сами выплачивали в пользу ответчиков различные издержки (копии упомянутых писем имеются в распоряжении UFA1.RU).
Несмотря на всё это, Лейсан и Алику в итоге удалось отсудить у «М5 Урал» около 80 тысяч рублей — это цена «консультации» вместе с наложенным судом штрафом (UFA1.RU ознакомился с соответствующим решением мирового суда в Кармаскалинском районе). Деньги, по словам женщины, взыскали с помощью приставов.
По словам Даниила, он слышал о том, что некоторым из клиентов «Башавтокома», которые оказывались в такой ситуации, удалось вернуть деньги, взыскав их с «М5 Урал», но это было возможно в тот период, когда у компании еще не было больших долгов.
Вот, например, уфимец Александр И., который в августе 2023 года покупал в салоне на Рубежной «Ладу-Гранта-Универсал», тоже получил пачку услуг, которые не считал для себя нужными (копия договора есть в распоряжении UFA1.RU), но так и не смог вернуть за часть из них деньги, несмотря на наличие исполнительного листа.
Его история похожа на предыдущие: по словам мужчины, в кредитном отделе его «заговорили», убедив, что услуга помощи на дорогах бесплатная, однако в дальнейшем выяснилось, что в комплекте с ней идет предоставление доступа к базе знаний стоимостью в 130 тысяч рублей.
«На следующий день я поехал забирать машину в „Башавтоком“ и сразу же пошел в отдел кредитования, — рассказал он. — Там мне сказали, что от услуги нельзя было отказаться, она обязательная при кредитовании. Вдобавок сказали, что мне повезло, так как мне сделали скидку, а другому клиенту вообще ее продали за 200 с лишним тысяч».
Контракт снова заключали с «М5 Урал», а деньги переводились ИП Семену Пилюгину (в распоряжении UFA1.RU есть копия соответствующего платежного поручения). Александр попытался расторгнуть договор, но компания ему отказала, поэтому он пошел в суд.
«Суд я выиграл (UFA1.RU ознакомился с соответствующим решением Советского райсуда Уфы. — Прим. ред.), после чего отправил исполнительный лист к приставам в Республику Татарстан, по месту регистрации юрлица, — рассказал он. — Спустя месяц приставы попытались заблокировать счет и взыскать долг, который уже составлял 200 с лишним тысяч рублей с учетом компенсации».
В течение полугода ничего, по словам Александра, не происходило, за это время он отправил приставам десяток жалоб. Выяснилось, что по адресу регистрации должник отсутствует. Через девять месяцев поисков приставы завершили исполнительное производство, ссылаясь на невозможность найти должника и его имущество.
В истории Александра была и еще одна примечательная деталь: через месяц после того, как он отправил приставам исполнительный лист, на связь с ним вышел неизвестный, сказав, что его компания готова выкупить долг «М5 Урал» за 65 тысяч рублей.
«Я пробил номер [с которого звонили], это оказался юрист их компаний», — заявил мужчина.
О подобном звонке вспомнил и Даниил, однако он тогда не придал ему значения и не стал проверять телефон звонящего.
«Всё это делается, чтобы максимально запутать всех»
Такая схема оформления договоров на допуслуги распространена в разных автосалонах, сказали корреспонденту UFA1.RU юрист по кредитным вопросам Никита Гарин и юрист по защите прав потребителей Владислав Голубков. Компании, предоставляющие эти услуги, зачастую зарегистрированы не в Башкирии, а в других регионах.
В салонах «Башавтокома», например, заключались контракты с питерскими фирмами «Приоритет-Авто», «Аура-Авто», «Кар Профи Ассистанс», указал Гарин (корреспондент UFA1.RU ознакомился с подтверждающими это судебными решениями). Помимо них, по его словам, встречаются фирмы из Татарстана (как «М5 Урал»), Москвы и даже Новосибирской области.
Получателями средств при этом часто выступали не они, а их агенты: это мог быть как уже знакомый нам Семен Пилюгин, так и компании «Башавтоком-Финанс+», «А 24 Сервис» и другие. По мнению Гарина, задействованные в подобных схемах фирмы зачастую имеют признаки однодневок: примерно через год активности они тонут в долгах и прекращают финансовую деятельность. Взыскать что-либо с них в суде становится сложно.
Клиенты «Башавтокома», с которыми пообщался UFA1.RU, убеждены, что дилер связан с этой сетью однодневок. Предполагает эту связь и Гарин: по его словам, именно такая схема вскрылась у другого автосалона, когда одна из фирм, предоставляющих допуслуги, начала банкротиться.
«Объясню сначала более простой вариант: в салоне берут машину, оформляют договор на оказание допуслуг с ООО „Ромашка“, получателем денег выступает это ООО „Ромашка“, — рассказал он. — У салона есть агентский договор, по которому ему эта „Ромашка“ передает агентское вознаграждение в размере, скажем, 80%. [В более сложных схемах] процент может быть разный, может быть больше юридических лиц в цепочке — всё это делается, чтобы максимально запутать всех и концы было сложно искать».
В случае с «Башавтокомом» на возможную связь автосалона с сетью однодневок указывают косвенные признаки. В первую очередь интересна фигура Семена Пилюгина — явно не чужого человека для председателя совета директоров группы компаний «Башавтоком» Михаила Пилюгина.
Эти двое — как минимум бизнес-партнеры, следует из данных сервиса «Контур.Фокус». Семен сейчас, например, числится директором компании «Технологические Решения», учредитель которой — Михаил Пилюгин. До этого они пересекались в ныне ликвидированных фирмах «Башавто-1» и «Желтая субмарина».
Более того, совпадение фамилий и отчества Семена Пилюгина может свидетельствовать о том, что Михаил Пилюгин — это его отец. Такую версию косвенно подтверждает и то, что как ИП оба зарегистрированы в одной и той же квартире в центре Уфы (копии содержащих эти сведения выписок из ЕГРИП имеются в распоряжении UFA1.RU).
Михаил Пилюгин занимается автомобильным бизнесом еще с девяностых, рассказывал он изданию «Автостат». Тогда он с группой знакомых инженеров бросил аспирантуру в УГАТУ, чтобы посвятить себя торговле автомобилями. За 33 года работы «Башавтоком» становился официальным дилером АВТОВАЗа, Renault, Nissan, Honda, сейчас в ассортименте компании появилось множество «китайцев».
Про Семена Пилюгина известно не так много. Его полный тезка с 2022 года является почетным консулом Республики Казахстан в Уфе. По данным сервиса abis, в Актобе он учредил фирму «Башкирский торговый дом»: по собственным словам, «для удобства наших ведущих предприятий, которые здесь имеют свое производство или налаживают кооперационные связи».
Ныне ликвидированная компания Семена Пилюгина «Промкарготранс» в марте 2015 года попала в новостные сводки после того, как ее работники, занимавшиеся поставками товаров из магазина «Леруа Мерлен», пожаловались журналистам Bash.news, что работали без договоров и денег от работодателя так и не получили.
«В суде директор компании „Промкарготранс“ Семен Пилюгин сделал вид, что впервые видит своих же сотрудников», — писало издание со ссылкой на возмущенных работников.
Судя по решению Дёмского райсуда Уфы, с которым ознакомился корреспондент UFA1.RU, убедить суд в наличии трудовых отношений с компанией и факта исполнения для нее работ упомянутым в публикации СМИ работникам не удалось. На то, что сделать это будет затруднительно, указывал в материале Bash.news и представитель Гострудинспекции Башкирии.
Сейчас Семен Михайлович владеет и руководит компаниями «Центр100», «Промышленные Решения», «Технологические Решения» и «СиМ». Первые три зарегистрированы в Уфе на проспекте Салавата Юлаева, 89, где находятся несколько фирм Михаила Пилюгина. Последний также выступает учредителем автоцентра «Эскорт» — единственного владельца вышеупомянутой компании «СиМ».
Корреспондент UFA1.RU обратился с вопросами о жалобах клиентов и взаимодействии с Семеном Пилюгиным к замдиректора ГК «Башавтоком» по маркетингу и PR по электронной почте, а также лично через соцсети, но на момент написания материала не получил ответа.
Мы позвонили по телефону, указанному на сайте компании, и попросили связать нас с отделом, ответственным за общение с прессой. Сотрудница пообещала передать контакты корреспондента уполномоченному лицу, после чего на связь так никто и не вышел в течение двух дней. Ситуация не изменилась и после двух повторных звонков.
Мы также обратились в ГК «Башавтоком» через мессенджеры по контактному телефону, указанному на сайте компании, однако ответа не получили. Сам Михаил Пилюгин проигнорировал вопросы корреспондента UFA1.RU, направленные ему лично через мессенджер.
Мы позвонили ему по телефону, указанному в аннотации к научной статье, написанной им в УГАТУ (ныне — УУНиТ), где он является доцентом кафедры финансов и экономического анализа, однако бизнесмен категорически отказался отвечать на какие-либо вопросы, как только узнал, с кем разговаривает.
«Сидите в новостном издании своем, что вы мне звоните-то? — сказал он. — Нахрен я вообще? Не отвлекайте, пожалуйста, занимайтесь своей всякой фигней».
Вопросы, направленные по рабочему телефону почетного консула Республики Казахстан в Уфе, там оставили без ответа, сославшись на необходимость письменного запроса. Мы отправили его с просьбой передать наши вопросы Семену Пилюгину.
Также корреспондент UFA1.RU обратился с официальным запросом о фигуре почетного консула в пресс-службу Министерства внешнеэкономических связей Башкирии, которое отвечает за назначения на эту должность.
«Это нарушает права потребителей»
В 2024 году из всех жалоб на банки в Башкирии 5% (186 жалоб) были связаны с автокредитованием, рассказали корреспонденту UFA1.RU в пресс-службе Нацбанка республики. 62 из них касались возврата денег за дополнительные услуги, 34 — навязывания таких услуг.
В январе-феврале 2025 года жалоб на автокредитование поступило уже 29 против 25 за аналогичный период прошлого года. Многие из типовых недобросовестных практик в этой сфере описаны в обзоре Банка России за октябрь 2024 года.
«Банки и автосалоны нередко навязывают клиентам дополнительные платные услуги, часто по завышенной стоимости, — отметили в Нацбанке Башкирии. — Причем договоры составлены таким образом, что отказаться от этих услуг и вернуть деньги невозможно. Между тем это нарушает права потребителей».
Чаще всего автосалоны убеждают клиентов, что без допуслуг машина обойдется дороже или банк не одобрит кредит. В Нацбанке напоминают, что по закону заемщик вправе отказаться от любых дополнительных товаров и услуг в 30-дневный период охлаждения.
«Однако в большинстве случаев выясняется, что услуга была оказана сразу после покупки или товар не подлежит возврату», — констатировал финансовый регулятор.
Нацбанк приводит пример, когда необходимый для оформления кредита полис КАСКО за 50 тысяч рублей предоставляют вместе с консультацией за 300 тысяч, при этом «у человека создается впечатление, что он покупает автостраховку за 350 000 рублей».
«Если уже после оплаты он решит отказаться от этих услуг и оформить новый полис в другой страховой компании, цену за консультацию ему не вернут, — пояснили в Нацбанке. — Ведь продавец уже предоставил эту услугу. Хотя на самом деле должен был сделать это бесплатно».
Иногда, как в случае с тремя нашими героями, автосалон убеждает клиента, что банк не одобрит кредит без услуги по сервисному обслуживанию машины, например, за 170 тысяч рублей. Вместе с плановым техосмотром в течение года покупатель получает флешку, на которой записана книга с «советами бывалых автомобилистов».
«Если клиент в течение периода охлаждения передумает и решит отказаться от столь щедрого предложения, вернуть деньги удастся только за сервисные услуги ценой 10 тысяч рублей, — рассказали в Нацбанке. — А остальные 160 тысяч за электронную книгу он получить назад не сможет, так как этот товар по закону считается невозвратным».
Чтобы не попадаться на подобные хитрости, Нацбанк Башкирии рекомендует придерживаться при покупке авто следующих правил:
- внимательно изучать все пункты договора купли-продажи, кредитного договора и остальных документов, которые предложат подписать в салоне;
- когда услуга действительно нужна — к примеру, страховка — необязательно соглашаться именно на ту, что предлагает менеджер. Можно без его помощи купить подходящий полис у любой страховой компании, которая отвечает требованиям кредитора;
- при отказе в кредите без оформления дополнительных услуг или в возврате денег за сервисы, которые вам не нужны, стоит обратиться за помощью в Банк России, Роспотребнадзор или к финансовому уполномоченному.
«Надо писать заявления в полицию»
Юрист по защите прав потребителей Владислав Голубков отметил, что клиенты часто даже не замечают наличия допуслуг в договоре. После долгих часов, проведенных в автосалоне в конце рабочего дня, уставшие покупатели «готовы подписать что угодно, лишь бы забрать автомобиль». Но не стоит опускать руки.
Если вы хотите отказаться от любых услуг, навязанных автосалоном, по законам о защите прав потребителей и о потребительском кредите вы можете сделать это даже после оплаты — вне зависимости от того, подписывались ли акты оказанных услуг или нет, отметил юрист.
«Конечно, на практике происходит это не так просто, как выглядит на бумаге, — признал он. — Чтобы вернуть свои деньги, клиенту следует строго руководствоваться сроками и порядком действий, описанных в статье 7 закона „О потребительском кредите“, что без помощи юриста сделать достаточно непросто».
По словам Голубкова, при оформлении кредита необходимо проверить, кому вы поручаете перечислить кредитные деньги и в каком размере (это будет указано в заявке на выдачу кредита или в самой кредитной документации). Все подозрительные перечисления должны подтверждаться договорами, в которых указаны оплаченные услуги, их стоимость и наименование исполнителя — их нужно запросить у менеджера.
«Часто денежные средства за навязанные услуги переводятся не исполнителям услуг, а их агентам, — добавил юрист. — Но это не препятствует возврату денежных средств, хоть и немного усложняет сам процесс возврата».
Голубков рекомендует действовать по определенному алгоритму. Сначала нужно отправить через «Почту России» ценным письмом с сохранением чека претензию на юридический адрес исполнителя с требованием расторгнуть договор и вернуть деньги. Юридический адрес компании можно узнать на сайте налоговой.
«Крайне не рекомендую отправлять претензию на электронную почту или звонить и требовать вернуть деньги устно — так вы ничего не добьетесь, а лишь пропустите 30-дневный период охлаждения», — добавил он.
Если по претензии деньги не вернут, то нужно обратиться в банк с аналогичной претензией, обосновывая это статьей 7 закона «О потребительском кредите». Эта норма дает заемщику право требовать с банка возврата денег за услуги, если их не вернул исполнитель.
В банк нужно обращаться через 30 дней после направления первой претензии исполнителю, иначе требования рассмотрены не будут, а вы усложните себе процесс возврата средств.
Если банк откажется возвращать деньги, вам следует обратиться к финансовому уполномоченному с требованием принудить банк исполнить свои обязательства надлежащим образом. В случае, когда ничего из этого не дало результатов, необходимо обращаться в суд.
По словам юриста Никиты Гарина, в судах тоже могут возникнуть сложности, связанные в первую очередь с тем, что к ответственности чаще всего привлекается именно исполнитель, у которого может просто не быть ваших денег.
«Сейчас юристы просто собираются и подают коллективные иски на банкротство компаний-исполнителей через арбитражные суды, — рассказал он. — Как правило, еще до наступления процедуры наблюдения, чтобы финансовые управляющие, изучая путь движения средств, не вышли на сами автосалоны, компании добровольно возмещают эти деньги».
По мнению известного уфимского адвоката Романа Петрова, в описанных героями этой статьи ситуациях усматриваются признаки мошенничества, что может служить и основанием для коллективного обращения в полицию.
«По страховкам всяким есть период охлаждения, в течение которого можно от них отказаться, — сказал он. — А вот с остальными выдуманными услугами от каких-то сторонних организаций, которые вы в глаза не видели, если они в действительности никаких услуг вам не оказывали, надо объединяться людям, раз эта практика имеет массовый характер, и писать заявления в полицию, требуя возбудить уголовные дела по факту мошенничества».
Гарин также допустил, что этот способ может быть эффективен, но только в теории. На практике, сказал он, многие из покупателей авто не готовы доходить до уголовных дел. Однако, если группа клиентов вместе с юристами объединилась бы для этой цели, это могло бы принести результаты.
«По поводу мошенничества — конечно, можно пробовать, — сказал он. — С привлечением прессы, при наличии коллективной жалобы сами автосалоны вполне могут просто попытаться решить вопрос мирно во избежание проблем. А если дойдет до расследования, я думаю, перспективы у этого дела будут».
Артем СУПОНЬКИН, корреспондент
Вся пресса за 31 марта 2025 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Автострахование, Суды и расследования, Банкострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
9 апреля 2025 г.

|
|
cbr.ru, 9 апреля 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 апреля 2025 г.
Одиннадцать компаний InsurTech присоединяются к программе Акселератора лаборатории Ллойда

|
|
Деловой квартал-Санкт-Петербург, 9 апреля 2025 г.
СЗППК застрахует работников за 16 млн рублей

|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 апреля 2025 г.
Страховщикам предстоит преодолеть трудности, возникающие из-за новых тарифов

|
|
Шанс. Регион, Абакан, 9 апреля 2025 г.
На навязывание услуг страхования по кредитному договору жалуются жители Хакасии

|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 апреля 2025 г.
Крупнейшие страховщики Европы получили рекордную прибыль в 2024 году, но столкнутся с трудностями

|
|
78.ru, Санкт-Петербург, 9 апреля 2025 г.
В Петербурге 13 фигурантов обвинили в мошенничестве в сфере страховых выплат

|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 апреля 2025 г.
Глобальные страховщики сталкиваются с ростом расходов на регулирование из-за проблем, связанных с изменением климата и ИИ

|
|
korins.ru, 9 апреля 2025 г.
НСИС: Страховщики урегулировали первую тысячу убытков по ОСАГО на новых территориях РФ в I квартале

|
|
За рулем, 9 апреля 2025 г.
Эти машины признаны самыми угоняемыми в России — в чем причина популярности?

|
|
Накануне.ru, Екатеринбург, 9 апреля 2025 г.
ЦБ не готов вводить страховки ответственности для водителей электросамокатов

|
|
Интерфакс, 9 апреля 2025 г.
Набиуллина: реальная стоимость полиса ОСАГО за последние 2 года уменьшилась

|
|
Vladnews, Владивосток, 9 апреля 2025 г.
Средняя страховая выплата по ОСАГО увеличилась в Приморье

|
|
Комсомольская правда-Дальний Восток, Хабаровск, 9 апреля 2025 г.
Средняя страховая выплата по ОСАГО увеличилась в Приморье

|
|
Секрет фирмы, 9 апреля 2025 г.
Потерпевшие в ДТП могут получить деньги вместо ремонта по ОСАГО. Кому ущерб не возместят

|
|
НИА Нижний Новгород, 9 апреля 2025 г.
Спрос на врачей и страховщиков увеличился в Нижегородской области

|
|
Клопс.ru, Калининград, 9 апреля 2025 г.
В Калининградской области вырос спрос на страховых агентов, официантов и администраторов

|
 Остальные материалы за 9 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|