Завтра состоится заседание правительства, на котором планируется рассмотреть меры по развитию финансового рынка в России. В распоряжении "Ъ" имеется подготовленный к заседанию официальный документ с предложениями реформировать управление этим рынком: разрабатывать правила игры должен председатель правительства, а право надзирать за соблюдением этих правил отнимут у министерств и Центробанка и передадут специально созданным для этого органам, сообщает "КоммерсантЪ".
Коммерсантъ,
10 ноября 2003 г.
Правительство готовит передел финансовых функций 1335 просмотров
Завтра состоится заседание правительства, на котором планируется рассмотреть меры по развитию финансового рынка в России. В распоряжении "Ъ" имеется подготовленный к заседанию официальный документ с предложениями реформировать управление этим рынком: разрабатывать правила игры должен председатель правительства, а право надзирать за соблюдением этих правил отнимут у министерств и Центробанка и передадут специально созданным для этого органам.
Документ подготовлен Минэкономразвития, текст подписан первым заместителем министра Андреем Шароновым. В работе над проектом принимали участие Минфин (замминистра Белла Златкис и первый замминистра Татьяна Голикова), ФКЦБ (Владимир Миловидов, на момент подготовки документа первый зампред комиссии, ныне начальник департамента аппарата правительства), Банк России (первый зампред Олег Вьюгин). Начинается документ с описания нынешнего положения на финансовом рынке России. Положение вроде бы хорошее: в октябре 2003 года индекс РТС побил рекорд октября 1997 года, приток капитала в виде портфельных инвестиций и заемных средств привел к падению процентных ставок, количество финансовых институтов стабильно (ежегодно отзывается примерно столько же лицензий, сколько выдается). Однако по сравнению с другими странами финансовый рынок в России находится в зачаточном состоянии: капитализация банковского сектора составляет только 5,5% ВВП, капитализация всего финансового сектора - 6% ВВП, емкость рынка (то есть цена всех обращающихся на нем инструментов) равняется 86,7% ВВП. Для сравнения: в США емкость финансового рынка равняется 509,3% ВВП. Российские предприятия почти не получают денег с этого рынка. В первом полугодии нынешнего года за счет банковских кредитов они финансировали только 4,8% своих инвестиций (на 32,4 млрд руб.), а за счет выпуска акций и облигаций - вообще только 0,2% (2,8 млрд руб.). В основном предприятия полагались на собственные средства и бюджетные деньги. В Аргентине и Бразилии положение и то намного лучше: там доля банковского кредита в финансировании деятельности предприятий составляет 25-30%. Вывод делается такой: "Финансовый рынок в целом и отдельные его части (фондовый рынок, банковский и страховой секторы) в Российской Федерации характеризуется зарегулированностью, малым спектром существующих видов финансовых инструментов, отсутствием комплексных финансовых услуг, и в результате этого он обладает низким качеством и эффективностью с точки зрения вклада в экономический рост". Особое возмущение авторов документа вызывает то, что в России существует огромное количество регулирующих финансовый рынок организаций, каждая из которых устанавливает собственные правила. В результате требования, например, к размещению средств инвестиционных фондов, средств негосударственных паевых фондов и резервов страховых компаний значительно различаются, хотя по идее должны были бы совпадать. Предлагается следующее. Заново принять федеральные законы, касающиеся финансового рынка, и сделать их законами прямого действия. Законом определить общие правила финансовой деятельности, например перечень документов, необходимых для регистрации выпусков ценных бумаг. Передать правительству право непосредственно управлять рынком - например, устанавливать нормативы достаточности собственных средств страховых компаний или утверждать положение о лицензировании профессиональных участников рынка ценных бумаг. Реформировать систему налогообложения доходов от финансовых инструментов вроде акций и облигаций, устранив нынешнее многократное обложение этих доходов, введя налоговые льготы для институциональных инвесторов. Отменить налог на добавленную стоимость с любых операций с финансовыми инструментами, приравняв их к операциям с денежными средствами. Ликвидировать налог на эмиссию ценных бумаг. Наконец, дать правительству возможность создать единые ведомства-регуляторы для надзора за институциональными инвесторами и организованным финансовым рынком, чтобы не было, как сейчас: Банк России регулирует валютные биржи, ФКЦБ - фондовые биржи, а Министерство по антимонопольной политике - товарные; Минфин регулирует деятельность страховщиков, ФКЦБ - инвестиционные фонды, Минтруд - негосударственные пенсионные фонды. Новые единые ведомства-регуляторы должны надзирать за подопечными, а не устанавливать для них правила (правила должны устанавливаться законами или постановлениями правительства за подписью премьера). В дальнейшем новые ведомства-регуляторы предлагается слить в одно (по выражению авторов документа, "мегарегулятор" или "меганадзорный орган"). При этом имеется ссылка на международный опыт: в частности, в Великобритании мегарегулятором является Financial Services Authority, с 1997 года постепенно забирающая у других организаций функции банковского надзора (раньше этим занимался Банк Англии) и надзора за строительными обществами, страхованием, коллективными инвестициями (раньше этим занимались организации вроде Securities and Investment Board и Investment Management Regulatory Organization). Таким образом, речь идет о настоящей административной реформе в финансовой сфере. У министерств и ведомств отбирается возможность устанавливать правила финансовой игры: эта прерогатива передается премьеру (либо правила фиксируются законами, проекты которых готовит правительство и премьер). У министерств и ведомств также отбирается право надзирать за финансовым рынком: оно передается создаваемым правительством новым особым органам (заметим, что право надзора за валютным рынком отбирается не у какого-то правительственного министерства, а у Центробанка). Так что на завтрашнем заседании правительства ожидается острая дискуссия. Сергей МИНАЕВ
Вся пресса за 10 ноября 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Архив прессы
|
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Текущая пресса
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
| |
7 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Деловой Казахстан, 7 февраля 2025 г.
Прибыль Freedom Holding Corp. выросла в 19 раз – результаты, которые удивляют
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Калининград.Ru, 7 февраля 2025 г.
На четверть вырос страховой рынок Казахстана за год – АРРФР
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Деловой Казахстан, 7 февраля 2025 г.
Состояние страхового сектора Казахстана: основные тренды и изменения
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
cbr.ru, 7 февраля 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
АмурПресс, Хабаровск, 7 февраля 2025 г.
Хабаровчан предупредили, что урегулировать убытки по ОСАГО можно через сайт или мобильное приложение страховщика
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Брянская губерния, 7 февраля 2025 г.
Брянские автомобилисты смогут оформить ДТП по европротоколу через сайты страховщиков
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 февраля 2025 г.
Эксперты подчеркивают важную роль перестрахования в ликвидации пробелов в защите от кризисов
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ТАСС, 7 февраля 2025 г.
Минсельхоз: в 2024 году установили рекорд по страхованию посевной площади
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 февраля 2025 г.
Цели по прибыли страховщиков «все еще достижимы», несмотря на более высокие потери от лесных пожаров в Лос-Анджелесе
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
СенатИнформ, 7 февраля 2025 г.
Фермерам будет проще получить компенсацию при наводнениях и граде
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Агроэксперт, 7 февраля 2025 г.
Площади посевов, застрахованных в РФ в 2024 году, стали рекордными — Минсельхоз
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 февраля 2025 г.
Marsh отмечает дальнейшее смягчение в четвертом квартале на фоне падения мировых ставок на 2%
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Интерфакс, 7 февраля 2025 г.
Минсельхоз предупредил об изменениях в сельхозстраховании с господдержкой в 2025 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 7 февраля 2025 г.
После заморозков 2024 года в России изменили правила страхования урожаев
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Известия онлайн, 7 февраля 2025 г.
В России установлен рекорд по страхованию посевной площади
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Коммерсантъ онлайн, 7 февраля 2025 г.
В 2024 году установлен рекорд по страхованию посевной площади
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Финмаркет, 7 февраля 2025 г.
В 2025 году для российских аграриев в сельхозстраховании с господдержкой предусмотрен ряд изменений
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
 Остальные материалы за 7 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|