Тарифы на страхование в России, кажется, лишены всякой логики. Стоимость одной и той же услуги может отличаться в разы, сообщает журнал.
BusinessWeek Россия,
16 февраля 2007 г.
Политика двойных стандартов 1661 просмотр
Тарифы на страхование в России, кажется, лишены всякой логики. Стоимость одной и той же услуги может отличаться в разы
Мой приятель Олег решил застраховать новенькую Hundai Accent по полису каско, то есть от ущерба и угона. Сделав несколько звонков в разные страховые компании, он выяснил: тарифы колеблются от 6% до 10% от цены машины, иными словами, за годовую страховку можно выложить и $800, и $1350. Разница ощутимая. В европейских странах в такую сумму обходится страхование авто классом покруче. Например, средняя страховка для Mersedes в Европе будет стоить 1-1,5 тыс. евро в год. И это для неопытных водителей, а за безаварийное вождение в течение шести-семи лет стоимость полиса может снизиться наполовину. Разница же в тарифах у разных компаний несущественная, такого разброса в ценах, как у нас, вы там не найдете.
Тариф для масс Впрочем и в России тарифы на каско в последние два года все-таки близятся к унификации. Это связано, во-первых, с высокой конкуренцией в этом сегменте (компании уже не могут сильно завышать расценки), а во-вторых, с появившейся в последние годы статистикой по убыткам и выплатам. По идее эта статистика и должна браться за основу расчетов тарифов. Страховой рынок западных стран имеет солидную историю, его игроки за долгие годы работы накопили информацию, научились ее анализировать, а главное, отработали технологию ценообразования. И в ответ на вопрос, почему страховка составит 5%, а не 4%, в западной компании вам покажут подробную калькуляцию. Тариф рассчитывается с учетом многих нюансов. Например, желающего застраховать свою машину водителя могут спросить о семейном положении, состоянии здоровья, кредитной истории, профессии, образовании, пробеге авто и т.д. (40-50 позиций). На тариф может влиять даже цвет автомобиля. Накопленный российскими страховщиками опыт пока еще недостаточно отражает проблемные места автострахования. А сотрудник страховой компании чаще всего просто посмотрит в ваш паспорт, поинтересуется документами на машину и водительскими правами. Этим и ограничится. В медицинском страховании цена полиса также может сильно варьироваться в зависимости от набора услуг. "Повышают стоимость добровольного медицинского страхования (ДМС) зубопротезирование, диспансеризация, профосмотр, курсы массажа, - объясняет начальник управления актуарных расчетов ОСАО "Ингосстрах" Николай Горбачев. - Кроме того, тариф по ДМС сильно разнится в Москве и в регионах, это связано прежде всего с разным уровнем медучреждений, оснащенностью, зарплатой врачей". В Европе каждый житель застрахован по системе социального страхования (что-то вроде нашего ОМС) на определенную сумму, но если ему нужна медицинская помощь по высшему разряду, то достаточно оплачивать дополнительное страхование здоровья mutual - $40-60 в месяц. За это он получает полный комплекс медицинских услуг, от сложных операций в лучших клиниках до родов в VIР-палатах. Страхование жилья также менее накладно для европейцев: полис для двухкомнатной квартиры у них стоит $100-150 в год, а в России менее чем за $500 вы такую страховку не получите. Интересно, что при этом совокупный уровень выплат (включая ОСАГО) даже по крупным игрокам рынка в России не превышает 50% от числа страховок, тогда как на западном рынке этот показатель как минимум на 20-30% выше.
Расценки "с потолка" В массовых видах страхования, таких, как страхование авто и недвижимости, представители агентств могут хоть как-то объяснить свое поведение. А вот принципы тарифной политики в других видах вообще покрыты мраком. Как пояснили "BusinessWeek Россия" в Страхнадзоре, самые серьезные расхождения в стоимости приходятся на так называемые нерыночные виды страхования: страхование финансовых рисков, космическое страхование, а также страхование ответственности. Здесь вообще нет никаких стандартов. Та же ситуация и в сфере страхования ответственности, в том числе финансовой. "У страховых компаний еще мало опыта в этой области, - говорит младший директор страхового сектора агентства Fitch Ratings Анастасия Воронкова. - Они просто не знают, как формировать тариф". То есть иногда причины тарифных скачков кроются не в желании "ограбить" клиента, а просто в неспособности рассчитать рентабельный уровень расценок. Условно все российские компании можно поделить на две категории: на тех, кто рассчитывает тариф на основании статистики (их немного), и на тех, кто берет за основу средние расценки по рынку и закладывает свой "процент сверху" или, наоборот, демпингует. Например, неизвестные страховщики, заинтересованные в привлечении клиентов, сознательно занижают цены. Эта практика хороша лишь в краткосрочной перспективе, агентства, которые злоупотребляют ею, как правило, разоряются. В свое время получила огласку история с компанией "Авест", которая вышла на рынок каско с тарифом 6% от стоимости авто (ниже минимально допустимых 7-8%) и самыми высокими комиссиями агентам - от 25%. За несколько лет работы компания заключила десятки тысяч договоров и по сборам вошла в первую сотню страховщиков. Но ее убытки составляли несколько миллионов долларов, и в 2005 году Федеральная служба страхового надзора (ФССН) приостановила действие лицензии, а позже отозвала ее. С другой стороны, крупные игроки, не нуждающиеся в наращивании клиентской базы, могут позволить себе завышенный тариф - взамен они предлагают надежную репутацию. Легко проследить и зависимость тарифов от объема выплат. Тот, кто продает полисы дешевле, платит реже: сотрудники таких компаний найдут массу отговорок для отказа в компенсации. Например, у "Ингосстраха" одни из самых высоких тарифов на рынке, но эта компания известна как "та, что платит". В то же время у нее недавно было несколько очень крупных выплат, и рынок ожидает, что это заставит компанию еще больше поднять тарифы, по крайней мере на страхование промышленных объектов. В свое время за отказ выплатить страховку лишились лицензий "Росмедстрах" и "Фиделити-резерв". Среди компаний, отказывающих в компенсациях, была названа и Генеральная страховая компания, у которой Страхнадзор приостановил лицензию. Актуальные актуарии Российский страховой рынок в силу молодости и несовершенства пока еще плохо отрегулирован. Сегодня ФССН занята другими, более важными проблемами, чем регулирование ценовой политики. "Когда компания получает лицензию, вместе с правилами ей выдают и рекомендации по тарифам, - объясняет Яна Мирошниченко, замглавы управления учета и экономического анализа Федеральной службы страхового надзора. - Однако это только рекомендации, поскольку у нас ценовая свобода". Страхнадзор начинает интересоваться тарифами, только когда у компании возникают проблемы. Если по отчетности компании видно, что ее платежеспособность под сомнением, надзор запрашивает информацию о тарифах, причем отслеживается прежде всего демпинг. А завышенными тарифами надзор не интересуется, ссылаясь на то, что рынком управляют спрос и предложение. На Западе (например, в Германии, Англии, США), государство может отслеживать и верхнюю ценовую планку. Скажем, если речь идет о накопительном страховании жизни, страховая компания должна начислять проценты на ежегодные взносы граждан. "Ежегодно государство определяет гарантированный процент, который страховщик должен платить клиенту по страхованию жизни, - объясняет Михаэль Хергезелль из "Альянса". - Агентства не могут занижать или завышать его". Обязанность рассчитывать адекватный тариф и размер страховых резервов лежит на актуариях, проще говоря, на оценщиках. Актуарии - это независимые эксперты, которые устанавливают ценовые рамки для каждой компании и контролируют ее тарифы. Западный рынок основывается именно на актуарных расчетах. В России профессионалов в этой области пока нет, но, возможно, они появятся. В прошлом году Минфин озаботился тем, чтобы определить требования к работе актуариев. Чиновники склоняются к мысли, что на первых порах такие специалисты должны получать международные дипломы, а потом можно будет готовить профессионалов и у нас в стране. Но пока их нет, агентства могут позволить себе брать расценки "с потолка", а нам остается удивляться, почему страховка в одной компании обходится в полтора или два раза дороже, чем в другой. Юлия ЛОКШИНА
Вся пресса за 16 февраля 2007 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Тарифы, Автострахование, Добровольное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 декабря 2024 г.
|
|
АвтоВзгляд, 25 декабря 2024 г.
В новом году полисы ОСАГО могут резко подорожать
|
|
Авторамблер, 25 декабря 2024 г.
Лимит выплат по ОСАГО может увеличиться в четыре раза
|
|
ПРАЙМ, 25 декабря 2024 г.
Эксперты назвали преимущества расширения тарифного коридора в ОСАГО
|
|
Интерфакс, 25 декабря 2024 г.
ЦБ уточнил требования по отражению в договорах е-ОСАГО данных о мощности автомобиля
|
|
Авторамблер, 25 декабря 2024 г.
Срок ремонта по ОСАГО может быть увеличен в 2025 году
|
|
Российская газета, 25 декабря 2024 г.
Приведет ли свободный тариф к подорожанию стоимости полисов ОСАГО
|
|
cbr.ru, 25 декабря 2024 г.
Продажа е-ОСАГО: требования регулятора
|
|
Frank Media, 25 декабря 2024 г.
Страховщики в 2024 году выпустили катастрофные бонды на максимальные $17,7 млрд
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 декабря 2024 г.
Большинство страховщиков США ожидают, что темпы роста превысят 5% в 2025 году: Aon
|
|
ПРАЙМ, 25 декабря 2024 г.
Турецкие СМИ обвинили пилотов Superjet в умышленной аварии
|
|
Татар-информ, Казань, 25 декабря 2024 г.
Уфимцев: Для безаварийных водителей появится допскидка по ОСАГО за счет хорошего КБМ
|
|
ЯСИА (Якутское-Саха Информационное Агентство), 25 декабря 2024 г.
Цена ОСАГО в 2025 году вырастет в среднем на 9%
|
|
Версия, 25 декабря 2024 г.
«Азимут» обвинили в умышленном поджоге SSJ100 в Турции ради получения страховки
|
|
РИА Новости-Крым, 25 декабря 2024 г.
Группа мошенников в Крыму провернула аферы с автостраховками на 5 млн
|
|
Правда ПФО, Нижний Новгород, Чебоксары, Уфа, 25 декабря 2024 г.
В Башкирии семейную пару обвиняют в афере со страховыми выплатами
|
|
Деловой Петербург, 25 декабря 2024 г.
Добавить ценность: что обеспечивает рост региональных страховых компаний
|
|
Время Н, Нижний Новгород, 25 декабря 2024 г.
Эксперт: ОСАГО и КАСКО для нижегородцев станут немного дороже
|
 Остальные материалы за 25 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|