Информационная открытость страховых компаний становится одним из ключевых факторов эффективности их бизнеса. Игроки, не уделяющие внимания этой стороне бизнеса, неминуемо проиграют в конкурентной борьбе, пишет журнал.
Эксперт,
5 марта 2007 г.
Вон из подполья! 1554 просмотра
Информационная открытость страховых компаний становится одним из ключевых факторов эффективности их бизнеса. Игроки, не уделяющие внимания этой стороне бизнеса, неминуемо проиграют в конкурентной борьбе
Проблема транспарентности становится все более актуальной, и с уровня дискуссий этот вопрос постепенно переходит в практическую плоскость. Вспомним, к примеру, вполне конкретное предположение главы Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олега Вьюгина, что в России может быть введена уголовная ответственность топ-менеджеров и членов совета директоров компаний за недостоверность раскрытия информации.Конечно, пока подобных мер принято не было, но в принципе они возможны. Впрочем, если судить по страховому рынку, то вполне вероятен и иной сценарий - когда сами игроки, не ожидая санкций, сделают решительные шаги к своей информационной открытости. Большие и малые Сегодня российский страховой рынок по уровню информационной открытости крайне неоднороден. Пожалуй, можно выделить две группы страховщиков, сильно отличающихся по транспарентности. Первая - лидеры рынка: движутся в сторону информационной открытости, понимая, что совсем скоро это станет их конкурентным преимуществом. На сайтах двадцати ведущих страховых компаний с вероятностью более 50% можно найти информацию о структуре собственности, руководстве компании, годовые отчеты и ежеквартальную отчетность по РСБУ. При этом почти половина всех ведущих страховщиков раскрывают информацию об аффилированных лицах, существенных фактах и решениях на собраниях акционеров и размещают на своих сайтах корпоративные документы и стандарты. Правда, отчетность, составленную по МСФО, публикует пока только одна компания - РОСНО. Но, по всей видимости, здесь ситуация может в скором времени улучшиться. Таким образом, уровень транспарентности лидеров страхового рынка соответствует среднему уровню информационной открытости российских компаний. Вторая же группа, включающая в себя средние и небольшие компании, в большинстве случаев все еще не заинтересована в публикации информации о своей деятельности. "В целом страховой рынок транспарентен ровно настолько, насколько этого требует законодательство. Подходя оптимистично к оценке его открытости, я бы присвоил этому рынку три балла по пятибалльной шкале", - говорит заместитель финансового директора РОСНО Андрей Скворцов.
Пересечение интересов Подчас от участников рынка можно слышать вопрос: а нужна ли вообще транспарентность страховым компаниям? Дело в том, что еще несколько лет назад так называемая схемность страхового рынка, виртуальность капитала страховых компаний и запутанность его структуры приводили к тому, что даже очень крупные страховщики жили в условиях информационной блокады. Однако сейчас - с развитием реального рынка страхования, его концентрацией, ростом конкуренции и ужесточением требований страхового надзора к качеству активов компании - страховщики стали всерьез задумываться об информационной открытости. Действительно, транспарентность оказывает положительное влияние на стоимость страховой компании. Прежде всего это важный элемент качественного корпоративного управления, без формирования которого невозможно говорить о цивилизованных способах привлечения капитала. "Сейчас на страховом рынке мы наблюдаем активизацию сделок по слиянию и поглощению, поэтому на данном этапе развития рынка такой показатель, как информационная открытость, является важным фактором для потенциального покупателя и может повлиять на стоимость сделки", - замечает Евгений Гуревич, заместитель генерального директора ОАО СК "Русский мир". Кроме того, информационная прозрачность может стать решающим фактором в привлечении крупных корпоративных клиентов: обязательным условием большинства страховых контрактов или открытых тендеров стало предоставление страховщиком финансовой отчетности не только в стандартах РСБУ, но и МСФО. Ведь, готовя решения о страховании для руководства крупных предприятий, аудиторы и риск-менеджеры рассматривают все аспекты деятельности потенциального страховщика, и потому информационно закрытые страховые компании все чаще не попадают даже в список приглашенных к участию в тендере. Вопрос информационной прозрачности актуален и для страховщиков, работающих в розничном сегменте. Ведь позитивные сведения о компании в СМИ и доступность финансовой и операционной информации совсем скоро наверняка станут факторами конкурентного преимущества в борьбе за клиентов. Среди других резонов, подталкивающих страховщиков к политике открытости, можно назвать потребность в перестраховании в странах СНГ и связанную с этим необходимость получения рейтингов, а также политику государства, направленную на улучшение качества активов страховых компаний и очищение страхового рынка от схем. А по мнению Александра Федонкина, заместителя генерального директора Московской страховой компании, в транспарентности страховщиков заинтересованы и крупные нестраховые посредники, прежде всего банки, для которых предоставление своей клиентской базы невозможно без доступа к необходимой информации о страховой компании. Таким образом, все субъекты страхового рынка - страхователи, банки, потенциальные инвесторы и государство - хотят иметь дело именно с информационно открытыми страховщиками, что заставляет игроков рынка "выходить из подполья".
В ожидании стандартов и спроса В целом информационная прозрачность страхового рынка пока остается на невысоком уровне. Почему? Причин несколько. Во-первых, для менеджмента открытость - это головная боль: меньше свобода для маневра, больше финансовых и временных затрат. "Главная причина информационной закрытости - узкое стратегическое видение, рудиментарное окопное мышление: кругом враги", - считает первый заместитель генерального директора ОАО "КапиталЪ Страхование" Евгений Викулов. Во-вторых, многие страховые компании не заинтересованы в информационной открытости ни в отношении уставного капитала (который может быть наполнен низколиквидными активами), ни в отношении существенных фактов деятельности (часто связанной со "схемным" бизнесом), ни в отношении вознаграждения менеджерам, выплачиваемого черным налом. И тут надо заметить, что страховые компании, которые не пользуются рыночными механизмами для привлечения клиентов и обслуживают только интересы своих акционеров, слабо мотивированы к информационной открытости. В-третьих, не способствует увеличению информационной прозрачности и отсутствие жестких законодательных требований к раскрытию информации. Так, в соответствии с Федеральным законом "Об организации страхового дела в РФ" компании обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, и это требование легко обойти, разместив информацию в какой-нибудь крошечной и малоизвестной газете. А более серьезных требований к раскрытию информации регулирующие органы пока не выдвигают. В-четвертых, сказывается и невысокий уровень спроса на информацию о деятельности страховщиков со стороны страхователей, особенно физических лиц. "Российская страховая культура пока не развита до такого уровня, чтобы страхователь, прежде чем выбрать компанию, внимательно изучал финансовую отчетность страховщиков и ситуацию на рынке. До сих пор в России в первую очередь думают о цене и только во вторую о качестве страховой защиты", - считает Сергей Ковальчук, первый заместитель генерального директора компании "Ренессанс Страхование". Наконец, недостаток информации на страховом рынке в ряде случаев объясняется отсутствием четких критериев ее раскрытия и распространения. В России нет четко разработанных стандартов раскрытия информации для страховых компаний, и они обращаются либо к кодексу корпоративного поведения, рекомендованному Федеральной службой по финансовым рынкам, либо к опыту Международной ассоциации органов страхового надзора (МАСН), разработавшей собственные стандарты раскрытия информации. По мнению специалистов MACH, основные параметры транспарентности страховых компаний - финансовое состояние компании и ее политика, результаты финансовой деятельности, риски и способы управления ими, принципы подготовки информации, принципы корпоративного управления и персональные данные о руководстве. У нас же большинство компаний если и выдвигают в качестве приоритета информационную прозрачность, пока часто понимают под ней раскрытие информации лишь в части публикации отчетности и новостей о компании на своем корпоративном сайте. Тем не менее в ближайшие несколько лет с развитием страхового рынка и приходом иностранных конкурентов российским страховым компаниям предстоит сделать для себя окончательный выбор: либо открываться и становиться информационно прозрачными, либо сворачивать бизнес и уходить с рынка. Наталья КОМЛЕВА
Вся пресса за 5 марта 2007 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховые стандарты, Тенденции
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 ноября 2024 г.
|
|
Интерфакс, 20 ноября 2024 г.
Законопроект об извещении о ДТП через сайты страховщиков по ОСАГО принят в I чтении
|
|
ПРАЙМ, 20 ноября 2024 г.
Эксперт назвал преимущества прямого доступа страховщиков России к бирже
|
|
InfoOrel.ru, 20 ноября 2024 г.
В Орловской области завершили расследование многоэпизодного дела о мошенничестве в сфере автострахования
|
|
ТАСС, 20 ноября 2024 г.
ГД приняла в I чтении законопроект об оформлении ДТП через «Госуслуги»
|
|
Дума ТВ, 20 ноября 2024 г.
Извещение о ДТП можно будет оформить через сайт автостраховщика
|
|
СургутИнформТВ, 20 ноября 2024 г.
Около 50 миллионов рублей перевела пенсионерка из Сургута мошенникам
|
|
Алтапресс.ru, 20 ноября 2024 г.
Три товарища обманули страховые компании на 1,5 миллиона рублей в Алтайском крае
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 ноября 2024 г.
Tokio Marine формирует партнерство для повышения устойчивости городов с помощью финансовых и страховых решений
|
|
Моё!, Воронеж, 20 ноября 2024 г.
В Воронеже осудили банду за инсценированные ДТП
|
|
110km.ru, Санкт-Петербург, 20 ноября 2024 г.
Мошенник в костюме медведя пытался обмануть страховую компанию
|
|
МК в Барнауле, 20 ноября 2024 г.
В Барнауле задержали очередных автоподставщиков
|
|
Телепорт2001.ru, Благовещенск, 20 ноября 2024 г.
На банки стали чаще жаловаться жители Амурской области
|
|
Интерфакс, 20 ноября 2024 г.
«Ренессанс страхование» за 9 месяцев снизило чистую прибыль по МСФО на 53,2%
|
|
СарИнформ, Саратов, 20 ноября 2024 г.
Колесом в открытый люк: мэрию Саратова заставили компенсировать ремонт иномарки
|
|
Авторадио, 20 ноября 2024 г.
Россиян начнут бесплатно страховать от инцидентов с электросамокатами
|
|
Комсомольская правда-Новосибирск, 20 ноября 2024 г.
Новосибирец отсудил деньги за навязчивые рекламные звонки
|
|
Ведомости онлайн, 20 ноября 2024 г.
Чистая прибыль «Ренессанс страхования» по МСФО снизилась на 53,2%
|
 Остальные материалы за 20 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|