Вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович: "Любой иностранец обычно застрахован от болезней, несчастного случая, от гражданской и правовой ответственности, от потери багажа и на предмет раннего прерывания тура. А наш турист обязан страховаться только от несчастных случаев и заболеваний в тех странах, которые этого требуют".
Газета,
19 марта 2007 г.
"Российский турист никак не защищен" 972 просмотра
Вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович - в интервью "Газете"
Волнения на туристическом рынке не утихают с прошлого года. Введение финансовых гарантий туроператорской деятельности, расколовшее турбизнес, массовые задержки чартерных рейсов, визовые проблемы в ряде посольств - вот только некоторые из наболевших проблем. Накануне открытия туристической выставки "Интурмаркет-2007" вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР), президент туроператорской компании KMP Group Владимир Канторович рассказал о возможных решениях проблем турбизнеса в интервью корреспонденту "Газеты" Елене Огневой.
"С рынка уйдут фирмы-однодневки" - С 1 июня в соответствии с законом туроператоры не смогут работать без фингарантий. Но до сих пор не разработаны типовые договоры с банками и страховщиками о банковской гарантии и страховании ответственности туроператора. Банкиры и страховщики недоумевают: почему Ростуризм сам не разработал договоры? А Ростуризм утверждает, что не имеет права никому навязывать эти документы, поэтому и оставил их на откуп банкам, страховщикам и турбизнесу. - Начнем со страховщиков. На самом деле Ростуризм уже раздал страховщикам "рыбу" договора. Они с ней работают. Внесут свои изменения и пришлют нам. Мы посмотрим и, если замечаний не будет, отправим договор в правовое управление Ростуризма, и он будет приниматься в качестве образца.
- В качестве образца для кого? Для членов АТОР? - Для страховщиков. Хотя по закону каждый страховщик может разработать свой договор. Но тогда с каждым придется долго и нудно разбираться. Это потребует много времени. Ростуризм "утонет" и еще, не дай бог, не успеет всех туроператоров внести в реестр к 1 июня.
- А что с банками? - С банками сложнее, потому что они не так организованы, как страховщики. У страховщиков есть Всероссийский союз страховщиков, с которым мы сотрудничаем. У банков - Ассоциация российских банков, но такого эффективного сотрудничества у нас с ней не получилось. Поэтому мы решили, что каждый из членов президиума АТОР получит в своем банке гарантию, мы эти гарантии посмотрим и сами скомпилируем окончательный вариант, который будет образцом. А затем будет та же процедура, что и со страховыми договорами.
- То есть типовой договор для банков и страховщиков все-таки будет? - Получается, что да, хотя он будет носить рекомендательный характер.
- Размер фингарантий (500 тысяч рублей для операторов внутреннего туризма, 5 млн рублей для "международников" в первый год и 10 млн рублей в последующий. - "Газета") вы считаете адекватным российскому туристическому рынку? - Для внутреннего туризма точно надо больше. 500 тысяч рублей - это ничто, а "кидают" ничуть не меньше, чем на выезде.
- Может так получиться, что со временем суммы фингарантий возрастут? - Все может быть. Институт введен, менять суммы будет несложно. Штрафы автомобилистам сейчас без проблем меняют.
- После введения фингарантий новичкам, которые только собираются заняться туроператорским бизнесом, не будет сложнее? - Сложнее не будет. Будет дороже.
- Насколько дороже? - Ну я бы 100% (от суммы гарантии. - "Газета") с них запросил за гарантию, будь я страховой компанией.
- А для компаний со стажем? - Думаю, 3-4%.
- Как вы оцениваете разработанные Ростуризмом правила оказания услуг для турагентов? Справедливо ли, что этими правилами с агентов практически снята ответственность? Ведь теперь некоторые туроператоры начали создавать собственные агентские сети или даже требовать со своих агентств фингарантии? - Этот документ - полуфабрикат, которого еще не касалась рука турбизнеса. Мы уже несколько раз собирались, в том числе с Ростуризмом, и обсуждали эти правила. На выходе будет совсем другой документ.
- Как, на ваш взгляд, рынок начнет меняться после 1 июня? - Игроков гарантированно станет меньше. На сегодняшний день выдано 16 тысяч туроператорских лицензий. Но это не значит, что сейчас в стране 16 тысяч туроператоров. Многие получили лицензии, заплатив $30, и сидят на скамейке запасных. После 1 июня там и останутся, потому что "на всякий случай" фингарантии никто получать не будет. Компании-однодневки пропадут, для них это будет чересчур накладно. Может, цены повысятся или, наоборот, понизятся.
- Цены на что? - На фингарантии. Если страховые компании начнут прогорать на гарантиях, предоставив их чересчур дешево, они, конечно, будут вынуждены поднять цены. Как с ОСАГО произошло. Если все будет тихо и спокойно, то начнут понижать цены из соображений конкуренции.
- А цены на туры? - Они, конечно, изменятся, но не в связи с фингарантиями: растут цены на транспорт, керосин, гостиницы дорожают, меняются курсы евро и доллара, и, конечно, инфляцию никто не отменял. А что касается влияния фингарантий на цены, то я же не могу почесать в затылке и потраченные на фингарантию 10 или 50 тысяч рублей поделить на количество туристов и увеличить стоимость путевок.
- Почему? - Конкуренция не позволит. Если бы так можно было, я бы купил "Майбах", разделил его стоимость на количество туристов и повысил цены. Мы можем компенсировать расходы на фингарантии не за счет клиентов, а за счет собственной прибыли.
"Российскому туристу надо прививать культуру страхования" - Ассоциация туроператоров России (АТОР) создавалась на фоне скандала. Крупные туроператоры из-за разногласий с руководством Российского союза туриндустрии (РСТ), выступившего против фингарантий, заявили о своем выходе из союза. Какие сейчас у вас отношения с РСТ? - Отношений никаких.
- Президент РСТ Сергей Шпилько утверждает, что вы до сих пор входите в союз, так как исключить вас могут только на собрании правления, которого еще не было. Формально вы еще в РСТ? - Дождитесь 20 марта, когда должно быть собрание правления. На нем членов АТОР должны исключить из союза - хотя бы потому, что мы членский взнос не платим.
- Первоначально вы объединились на почве фингарантий. А сейчас какие цели у объединения? - На почве фингарантий мы разъединились с РСТ. А объединились на почве общих целей и задач. Например, с самолетами видите, что происходит?
- Да, полтора месяца вокруг Нового года были рекордными по задержкам чартеров. - Мы разработаем для членов ассоциации внутренний стандарт договора туроператора с авиакомпаниями, который будет жестче, чем существующие сейчас. По нему люди если и будут сидеть в аэропортах, то за деньги, либо будут размещены в бесплатных гостиницах. Будем менять положение, когда наш турист не имеет никакой страховой защиты. Любой иностранец обычно застрахован от болезней, несчастного случая, от гражданской и правовой ответственности, от потери багажа и на предмет раннего прерывания тура. А по нашему нынешнему закону "Об основах туристической деятельности" турист обязан страховаться только от несчастных случаев и заболеваний, угрожающих жизни, в тех странах, которые этого требуют. А требуют обычно только те страны, в которые нужна виза. Мы, конечно, будем пытаться лоббировать какие-то изменения, но судя по тому, как непросто принимались фингарантии, сразу не получится. Поэтому на сегодняшний день более жесткие требования к страхованию мы введем в качестве внутреннего стандарта внутри ассоциации.
- Не боитесь растерять клиентов? Ведь ваш продукт будет дороже, а турист наш не страхуется именно из соображений экономии. - Такой риск был, когда мы были разрознены: у одного страховка стоила 30 центов, и другой не мог продавать ее за полтора доллара. Если мы примем такой стандарт для всех членов ассоциации, проблема конкуренции отпадет. А поскольку нас в ассоциации много, страховка не будет стоить дорого.
- Сколько сейчас членов в ассоциации? - Около 40. Думаю, к концу года будет 100.
- Как к вам попасть? - У нас довольно жесткие требования: годовой стаж работы на рынке, рекомендация двух членов АТОР, и принимает компанию президиум двумя третями голосов, а не половиной.
- Членский взнос какой? - 150 тысяч рублей в год.
"Патриотический пафос и негодование государство не могло не разделять" - Стартовала выставка "Интурмаркет" - первая весенняя турвыставка. Что такие мероприятия дают туроператорам и туристам? - Для туроператоров в первую очередь это имеет имиджевое значение. Рабочие контакты с клиентами - для нас это туристические агентства - мы поддерживаем в основном в поездках по стране, в более тесном спокойном общении. А на выставках идет демонстрация себя, того, что у компании все в порядке. Это праздник.
- А простому туристу имеет смысл ходить на такие выставки? - Разве что можно прийти, чтобы ознакомиться с туристическими возможностями регионов, которые на "Интурмаркете" представлены в большом количестве - всего 79 регионов. У них большие стенды с местными туристическими компаниями, местными гостиницами. Это такая экзотика, которую москвичу трудно где-нибудь еще увидеть и с которой московские туроператоры мало работают. К примеру, размещение в какой-нибудь турецкой гостинице можно без проблем получить через московского туроператора. А если речь идет о какой-нибудь маленькой гостинице, например, на Алтае или еще в каком-нибудь удаленном и нераскрученном субъекте Российской Федерации, не представленной ни в интернете, ни в каталогах, то для потребителя это единственная возможность о ней узнать. А вообще-то выставка - чисто профессиональная вещь.
- Во что туроператору обходится участие в таких выставках, к примеру в "Интурмаркете"? - В зависимости от размеров стенда. Метр необорудованной площади стоит 190 евро. Самый маленький стенд - 9 метров. Оборудовать его - тоже недешевое удовольствие. Иногда в складчину берут.
- Для небольшого регионального туроператора существуют какие-нибудь скидки на участие в выставках? - То, что человек просто приехал из региона, никаких льгот ему не даст. Скидки могут быть, если компания берет большие стенды, если участвует регулярно.
- Такие выставки не только идут на пользу туроператорам, но и втягивают их в интриги. В прошлом году "развелись" две компании - "Евроэкспо" и MSI, которые совместно устраивали осеннюю выставку "Отдых" (см. номер "Газеты" от 5 марта 2007 г.). Каждая компания заявила, что этой осенью устроит свой "Отдых". - Или не устроит (улыбаясь)…
- Итак, обе компании готовят свой "Отдых" и принимают заявки от участников. На чьем "Отдыхе" будут выставляться члены АТОР? - На том, который организует "Евроэкспо". Потому что это выставка, в которой мы всегда принимали участие.
- Но ведь MSI была партнером "Евроэкспо" и "Отдых" они устраивали вместе? - На самом деле никакого вклада от MSI не было. MSI в связке с "Евроэкспо" должна была работать с иностранными участниками, но никакой работы не было. На прошлогоднем "Интурмаркете" MSI должна была заниматься иностранцами. Они организовали презентацию в своей родной Вене, где сидят (MSI - австрийская компания. - "Газета"), и то из Вены никто не приехал. Зная MSI, я понимаю, что ничего хорошего у них не выйдет, поэтому АТОР пойдет к "Евроэкспо".
- Какие у вас отношения с английской компанией ITE - организатором MITT (весенняя туристическая выставка, стартует через два дня после "Интурмаркета". - "Газета") и новым партнером MSI по "Отдыху"? - В 2005 году в знак протеста против политики MITT к российским участникам мы с моим товарищем, коллегой и конкурентом - гендиректором компании "Академсервис" Леонидом Исаковичем - поставили напротив Экспоцентра (место размещения MITT. - "Газета") корабль, на котором принимали своих партнеров, и в выставке не участвовали. Там же объявили о том, что через год будем устраивать свою, альтернативную выставку…
- И устроили "Интурмаркет". - Точно.
- А как вам при этом удалось заручиться поддержкой Федерального агентства по туризму (Ростуризм) и еще целого ряда госструктур? - Наши претензии были связаны с отношением к российскому турбизнесу. Российским компаниям на MITT доставались самые неудобные места - по остаточному принципу. Естественно, этот патриотический пафос и негодование государство не могло не разделять.
- А почему на MITT было такое отношение к российским компаниям? - Потому что не было никакой конкуренции. MITT была монополистом.
- Организовав "Интурмаркет", вы создали им конкуренцию. - В прошлом году никаких мер принято не было. А сейчас вряд ли их что-то спасет, потому что "Интурмаркет" стремительно набирает обороты.
"В Россию туристы не едут, потому что дорого и негде жить" - В рейтинге Всемирного экономического форума в Давосе Россия по туристической привлекательности стоит на 68-м месте. Грузия на 66-м. Прокомментируйте, пожалуйста, этот результат. - Честно говоря, меня больше волнует реальное состояние с туризмом в нашей стране.
- Рейтинг не отражает реальную картину? - Ситуация действительно плохая, мне это известно и без рейтингов. У меня вопросы к тем параметрам, по которым в этом рейтинге наша страна оказалась на столь низком месте. К примеру, у нас нет никаких проблем с безопасностью. Прежде всего сюда не едут потому, что здесь дорого. Цены растут на десятки процентов в год. Ладно дорого, но даже разместиться негде. Гостиниц в Москве чудовищно не хватает, да и в Питере ситуация непростая. В прошлом году только наша компания отказала 30 тысячам туристов, потому что их некуда было поселить. Визы безумно дорогие, причем существуют визы вне всякой логики: для Европы они есть, а китайцы имеют право на безвизовый въезд. Оказывается, от Европы исходит огромная иммиграционная опасность.
- Но ведь отмена виз не происходит в одностороннем порядке. - Не всегда. Турция, например, хочет роста числа наших туристов и сделала для россиян безвизовый въезд в одностороннем порядке.
- Глава Ростуризма Владимир Стржалковский на днях заявил, что на рекламу России за рубежом на 2007 год из федерального бюджета выделено 137 млн рублей. Этих денег, на ваш взгляд, достаточно? - Франция выделяет 60 млн евро. И это только федеральный бюджет. Региональные бюджеты выделяют еще больше. Греция - 120 млн евро. Израиль только на Россию выделил $1 млн. 137 млн рублей - катастрофически мало.
Елена ОГНЕВА
Вся пресса за 19 марта 2007 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Новые страховые поля, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|