Заместитель генерального директора по работе с регионами компании "Спасские ворота" Елена Фельгенгауэр рассказывает о том, как отучить филиалы от жажды "безумных денег" ОСАГО и при этом входить в пятерку лидеров в регионах страны.
РБК daily,
26 марта 2007 г.
"Мы благополучно пережили эйфорию ОСАГО" 1935 просмотров
Интервью с заместителем генерального директора страховой компании "Спасские ворота" Еленой Фельгенгауэр
Страховая компания "Спасские ворота", не являясь кэптивным страховщиком или компанией с государственным участием, за десять лет построила одну из самых крупных филиальных сетей. Заместитель генерального директора "Спасских ворот" по работе с регионами Елена Фельгенгауэр рассказала журналисту "РБК daily" Елене Григорьевой, как отучить филиалы от жажды "безумных денег" ОСАГО и при этом входить в пятерку лидеров во многих регионах страны.
- За десятилетие со дня основания компания "Спасские ворота" выстроила одну из самых разветвленных филиальных сетей. Каковы ежегодные расходы на содержание этой сети? - Да, действительно, компания открыла 95 филиалов. Больше только у Росгосстраха. Расходы на ведение дела в регионах несколько ниже, чем в Москве. Сеть сама себя содержит и перечисляет деньги в Москву, на то, чтобы рассчитываться с РСА и по коверам - с перестраховщиками, накапливать часть резервов. Конечно, не все филиалы одинаково эффективны. Те, что работают дольше, более развиты и по объему и по структуре портфеля. А филиалы, которые только продают полисы ОСАГО, внушают порой беспокойство. Практически все аспекты деятельности сети курирует управление регионального развития. Это и межрегиональные проекты, координация и развитие бизнеса, согласование договоров страхования. А нас всего 25 человек на всю Россию. Я считаю, что наша сеть обходится в оптимальные деньги. Хотя мы все-таки видим, что должны более интенсивно вести дело, чтобы на рубль премии у нас было меньше затрат. Но при этом не бывает, что филиал собрал сто единиц премии и сто единиц потратил, а Москва из своих закромов должна формировать за них резервы. При этом в Москве мы накапливаем часть страховых резервов, чтобы размещать их в федеральные проекты для развития бизнеса. В 2006 году мы стали это делать более планомерно. В 2005 году портфель многих филиалов состоял почти полностью из ОСАГО, и самой главной задачей было не снизить сбор премии и при этом нарастить портфель по добровольным видам. Мы эту задачу практически решили.
- То есть компания не форсирует наращивание портфеля по ОСАГО? - Сейчас не форсирует. В первые шесть месяцев 2003 года, когда был введен этот вид страхования, все впали в эйфорию: свалились какие-то безумные деньги. Но никто не понимал, как работать с этим видом страхования. Примерно с марта 2004 года стало ясно, что ОСАГО - убыточный вид. И 2005 год в полном объеме дал нам это почувствовать. В ряде регионов текущая убыточность у нас достигала 113-115%: собрали миллион - потратили и выплатили полтора. На сегодняшний день средние цифры оптимистичные: в 2006 году убыточность по ОСАГО составила 52%. Это совершенно нормальная убыточность. Хотя во многих регионах ОСАГО по-прежнему экономически невыгодно. Например, в Перми убыточность - 82%. Похожая картина в Якутске, Хабаровске, Екатеринбурге из-за неверно посчитанных коэффициентов. Рост премии по ОСАГО в текущем году мы наметили без прироста - он должен быть таким, чтобы покрыть бонус за безубыточное страхование. Сам принцип тарифов по ОСАГО - довольно пирамидальный, потому что бонус работает всегда, малус не работает вовсе. Полис дешевеет, значит, нужно продать гораздо больше полисов, чтобы дать рост хотя бы 10-15%.
- Сколько премии принесла региональная сеть по итогам года? Довольны ли вы результатом? - Порядка 50% от премии компании по прямому страхованию, или 2,750 млрд рублей. В прошлом году мы дали больший процент. Но это не значит, что мы не растем, это значит, что московский бизнес существенно шагнул вперед. Я считаю, что в текущем году (и это правильно экономически) на московский бизнес должно приходиться примерно 30% от совокупного портфеля, на региональный - 70%. И тогда сеть можно похвалить.
- Какие виды страхования наиболее интенсивно развивала компания в прошлом году? - Стоит отметить, что филиалам была поставлена цель увеличения сборов на 25%. Прирост премии по региональной сети составил 28%. Поступления по ОСАГО возросли на 16%, а по добровольному страхованию - на 35%. Мы поставили филиалам такую цель - развивать именно добровольные виды. В 2006 году у нас не осталось филиалов, которые продавали бы только ОСАГО.
- Каково сейчас соотношение сборов региональной сети по обязательному и добровольному страхованию? - За год сетью собрано 1,2 млрд рублей по добровольным видам и 1,4 млрд - по ОСАГО, значит, соотношение - 45% к 55%. Санкт-Петербург собрал почти 205 млн рублей по добровольному страхованию и 242 - по ОСАГО, то есть у филиала соотношение 55% к 45%. Екатеринбург получил 69 млн рублей по добровольным видам, а по ОСАГО - 66 млн. Типичный пример перекоса портфеля - Барнаул. Филиал за год собрал 90 млн рублей, из них по добровольному страхованию - 9 млн. Но львиная доля ОСАГО у филиала в Барнауле - транзитные автомобили. Транзит малоубыточен - убыточность не превышает 50%, это не критично. Мы ставим филиалам задачу, чтобы портфель прирастал за счет добровольных видов, а ОСАГО развивалось таким образом, чтобы премия была только немного больше, чем в прошлом году, чтобы обеспечить спокойные бесперебойные выплаты. Поэтому мы можем ожидать, что в текущем году соотношение добровольных видов страхования и ОСАГО будет 60% к 40%. В Москве у компании много разнообразных проектов, и ОСАГО не является приоритетным видом. Поэтому фактически 86% портфеля ОСАГО дают регионы.
- В каких регионах компании наиболее выгодно, а в каких не выгодно развивать бизнес? - В нашей стране это во многом зависит от личности директора. Активный директор даже в небольшом городе сделает все возможное и невозможное. Очень сильный филиал в Томске, где мы собираем 5-6 млн рублей премии в месяц (с ближайшими населенными пунктами). В Орле хороший филиал. Первый по сборам - Санкт-Петербург. За год филиал в этом городе собрал 430 млн рублей. Но по экономической эффективности он не во всем нас устраивает: слишком высокие показатели убыточности и расходы. Экономический потенциал Санкт-Петербурга такой же, как у Москвы, но филиал в этом городе собирает в три раза меньше, хотя может собирать столько же. В Туве филиал стал продающим в октябре 2006 года, а раньше это был филиал "под ОСАГО" - только представлял интересы компании по урегулированию убытков.
- Каков, по вашей оценке, будет объем премии, собранной в этом году компанией? - Около 6 млрд рублей. Мы планируем развитие страхового бизнеса в регионах опережающими темпами, потому что это отражает тенденции развития бизнеса в целом.
- Каков ваш прогноз развития регионального бизнеса в текущем году? Какие факторы будут этому способствовать? - Мы хотим приблизиться к 4 миллиардам. Я думаю, что это реально, учитывая рост ипотеки, продвижение потребительских кредитов. С начала года мы получили аккредитацию при трех новых для нас банках. Стоит отметить, что аккредитации при Сбербанке мы очень долго ждали. Кроме того, не следует забывать о возможности принятия закона о страховании опасных объектов. Проекты развития отдельных филиалов у компании есть, но в целом рост по сети мы еще не определили. Если говорить о планировавшемся росте прошлого года - 25%, то это не значило, что мы каждому филиалу ставили такую задачу. Если филиал создан давно и активно развивается последние несколько лет, то маловероятно, что он может дать 25% роста. Есть предельные размеры рынка и нашей доли в нем.
- Какие факторы будут способствовать изменению доли добровольного страхования? - Например, сотрудничество с банками. Если еще три года назад в отдельных регионах работали два-три основных банка, то сейчас банки очень активно пошли в регионы. Страховщики потянулись следом за банками. Банки хотят работать со страховщиками. Они понимают, что такое паритет. Мы видим, что развивается добровольное страхование залогов. Стремительно растет средний класс в регионах России, а у него есть собственность, которую люди хотят беречь, поэтому страхование квартир, домов, коттеджей тоже имеет свои перспективы. В регионах развивается продажа автомобилей - прошло время, когда иномарки ездили только по Москве. Кроме того, вводится страхование ответственности туроператоров. Мы понимаем, что эти виды страхования слегка принудительные, но они порождают и развивают страховую культуру. Если человек получил выплату по каско, его гораздо легче убедить в том, что точно так же можно защитить дом и семью. В регионы идут крупные хозяйствующие субъекты. И если крупные фирмы, в особенности с иностранным участием, приходят в регионы, они сохраняют культуру бизнеса, в частности, предоставляют соцпакет. Это дает нам возможность предлагать добровольное медицинское страхование. ДМС - перспективный вид страхования, по нему легко планировать убытки. Кроме того, крупные предприниматели обращаются к нам за страхованием от несчастного случая.
- Некоторые страховщики для развития ДМС создают сети собственных клиник. Есть ли у "Спасских ворот" такой проект? - Подобный проект предполагает значительные инвестиции. Если мы и будем его планировать, то только после тщательного анализа емкости страхового рынка и конкурентоспособности нашей страховой компании на рынке ДМС. Мы стараемся сейчас активно развивать ДМС, но все-таки надо честно отметить, что мы не являемся лидерами на этом рынке. Очень серьезный конкурент, развивающий такой проект, - компания "РОСНО". Ее проекты основываются на крупных федеральных хозяйствующих субъектах. Для РОСНО есть прямой смысл строить клиники. Не имея таких крупных межрегиональных проектов, просто нецелесообразно планировать сеть клиник. Это вопрос более длительной перспективы, не тактическое планирование на год-два, а скорее стратегическое - на пять-семь лет. У компании была возможность поучаствовать в подобном проекте в Санкт-Петербурге, мы сочли его экономически нецелесообразным. В Москве у нас есть достаточно новый медицинский центр в Раменках.
- "Спасские ворота" намерены развивать страхование жизни? - Компания по страхованию жизни создана. У нее есть небольшой портфель по накопительному страхованию жизни. Мы начали пилотный проект по развитию этого вида страхования пока в одном городе - Томске.
- Каково место компании на страховом рынке России, по вашей оценке? - Во многих регионах компания входит в пятерку лидеров - Краснодарском крае, Тульской области. В Чувашии она на втором месте. В 50 субъектах РФ компания открыла агентства в каждом районе. По региональному охвату мы находимся в пятерке лидеров. Этого мы добивались последние два года.
- Планируется ли открытие новых филиалов в этом году? - Нет, новые филиалы компания открывать не будет - только агентства.
Вся пресса за 26 марта 2007 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Динамика рынка, Компании и капиталы
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
10 января 2025 г.
|
|
Российская газета, 10 января 2025 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 555-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»
|
|
Интерфакс, 10 января 2025 г.
В Думе предложили обязать страховщиков заранее сообщать о завершении договора ОСАГО
|
|
Башинформ, Уфа, 10 января 2025 г.
АПК Башкирии получил 240 млн рублей на поддержку агрострахования
|
|
zakon.kz, 10 января 2025 г.
Страховой рынок Казахстана улучшает показатели
|
|
Бел.Ru, Белгород, 10 января 2025 г.
Как белгородский бизнес, пострадавший при обстрелах, «борется» со страховщиками?
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
В январе-сентябре сборы страховщиков РФ по договорам ОСГОП увеличились на 22,6%
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн руб.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Лесные пожары в Лос-Анджелесе могут причинить экономический ущерб в более чем $52 млрд
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 10 января 2025 г.
По мотивам прошлогодних аварий: в Новосибирске суд решил взыскать страховое возмещение в пользу УК
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Сумма страховых убытков от природных катастроф в 2024 году оценивается в $140 млрд
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
ФАС определила параметры оценки размера финорганизаций для предварительного согласования сделок
|
|
Парламентская газета, 10 января 2025 г.
Депутат Нилов: Автомобилистов надо не штрафовать, а предупреждать
|
|
Frank Media, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн рублей
|
|
За рулем, 10 января 2025 г.
Автовладельцев заблаговременно проинформируют об окончании срока действия полиса
|
|
МК в Запорожье, 10 января 2025 г.
Жители Запорожья оформили свыше 9 тысяч договоров ОСАГО за зимние каникулы
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 10 января 2025 г.
Крупная страховая компания в США бросила своих клиентов на фоне пожаров в Калифронии
|
|
Рязанские новости, 10 января 2025 г.
ТФОМС требует от рязанской районной больницы более 3 млн рублей пеней
|
 Остальные материалы за 10 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|