С начала 2007 г. рынок страхования грузоперевозок в России вырос на 6%. Если учесть рост транспортных расходов и инфляцию, это почти ничего. Страховщики обвиняют в недостраховании грузовладельцев. Но если копнуть глубже, окажется, что сами страховщики пока не могут создать для потенциальных клиентов удобный продукт.
Российская газета,
25 апреля 2007 г.
Путешествуют без защиты 1671 просмотр
Страховые компании ищут новые подходы к перевозчикам
С начала 2007 года рынок страхования грузоперевозок в России вырос на 6%. Если учесть рост транспортных расходов и инфляцию, это немного, почти ничего. Страховщики обвиняют в недостраховании грузовладельцев - мол, они не заботятся о финансовой защите своего имущества. Но если копнуть глубже, окажется, что сами страховщики пока не могут создать для своих потенциальных клиентов удобный страховой продукт. В прошлом году суммарный объем премий по страхованию грузов в нашей стране, по данным Всероссийского союза страховщиков, составил около 20 млрд. руб., то есть около 3,5% совокупного сбора премии. "Эта цифра отражает "недострахованность" бизнес-процессов, что означает низкую обеспеченность финансовой защитой транспортного бизнеса, которая может негативно отразиться на экономической безопасности транспорта РФ", - предупреждает начальник отдела страхования грузовых перевозок компании "КапиталЪ Страхование" Григорий Цыганков. По данным директора департамента продаж страхового общества "ГЕФЕСТ" Елены Терещенковой, сегодня страхуется около 20% от общего объема перевозимых грузов. Основной причиной недострахования она называет сложность оформления страховки, которое требует больших временных затрат. Долгое и сложное оформление особенно пугает грузовладельцев из числа представителей малого и среднего бизнеса, а если грузу предстоит находиться в пути пару дней, они и вовсе не считают нужным затевать канитель с оформлением страховки, которая занимает больше времени, чем сама перевозка. "Динамичный рост грузовых перевозок требует оперативности со стороны страховщиков, однако большая трудоемкость документооборота при страховании груза, применение в основном бумажных носителей и отсутствие автоматизации выпуска страховых документов не позволяют зачастую удовлетворить требования наших клиентов", - признает Григорий Цыганков. Впрочем, ситуация уже начинает меняться к лучшему. Так, сегодня "КапиталЪ Страхование" участвует в проекте по электронному страхованию в транспортной отрасли вместе с Транстелекомом. Услуга электронного страхования реализуется в рамках единого транспортного портала, создаваемого ТТК в сотрудничестве с ОАО РЖД, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и другими государственными и коммерческими организациями. Этот проект, как говорит Цыганков, поможет решить проблемы с трудоемким документооборотом и сократить время на страхование. Среди других причин, тормозящих развитие этого вида страхования, заместитель гендиректора страхового общества "Россия" Алексей Галахов называет недостаточно развитую культуру страхования, некоторую неопределенность в правовых и налоговых вопросах, например, отсутствие однозначной возможности отнесения расходов по страхованию грузов на себестоимость, некоторые противоречия между отечественными нормами и сложившимися за рубежом традициями (например, о страховании груза на 110% от контрактной стоимости), а также невысокий уровень сервиса, предоставляемый страхователям, в том числе при урегулировании убытков (отсутствие развитой сети аварийных комиссаров, затянутые сроки урегулирования и пр.). С другой стороны, сами грузовладельцы, особенно мелкие, не представляют, какие риски им грозят, поэтому и пренебрегают страхованием. "Грузовладельцы не являются непосредственными участниками процесса перевозки груза и им зачастую трудно представить себе весь комплекс опасностей, которым подвергается груз в процессе его транспортировки, - объясняет Дмитрий Маслов, начальник отдела методологии и андеррайтинга по страхованию грузов компании "ЭРГО Русь". - Прежде всего им стоит позаботиться об упаковке груза, согласовании с перевозчиком схемы размещения и крепления груза в кузове транспортного средства". По данным руководителя управления страхования грузов компании "Стандарт-Резерв" Павла Шумилина, чаще всего страхуются ликвидные группы товаров (акцизная продукция, бытовая техника, товары народного потребления (ТНП), а вот промышленные товары (различная техника, стройматериалы) страхуются значительно реже. Тем не менее риск, что техника пострадает в пути, велик. Так, например, при разгрузке вагона с дорогим оборудованием для добычи полезных ископаемых была повреждена часть насосов. Страховое общество "Россия" выплатило клиенту $116 198. Еще один недавний пример приводит начальник отдела страхования грузов Центра имущественного страхования РОСНО Юлия Вашугина: "Экспедитор организовал перевозку груза (телекоммуникационное оборудование), нанял перевозчика. Перевозчик, в свою очередь, нанял субперевозчика, который скрылся с грузом. Выплата владельцу груза составила около $700 000". Но возместить ущерб, который произошел на территории России, за счет страховщика удается единицам. По словам начальника управления страхования грузов "Ингосстраха" Николая Личагина, обычно при перевозках грузов по России грузовладельцы не страхуют груз вообще, хотя очень рискуют. "В первую очередь это относится к автомобильным перевозкам. В прошлом году в нашей компании было несколько случаев хищения груза путем грабежа и даже вооруженного разбойного нападения", - сообщает он. Чаще всего от злоумышленников страдает груз, который легко реализовать. "Рискованнее всего перевозить оргтехнику, бытовую технику, оружие, т.е. грузы, которые могут привлечь внимание криминалитета. К примеру, когда перевозят мобильные телефоны, велика вероятность кражи при перегрузках, а при перевозке негабаритного оборудования вероятность этого риска существенно ниже, - объясняет заместитель гендиректора компании "Ренессанс страхование" Наталья Карпова. - При автоперевозках грузы могут пострадать вследствие ДТП. Реже случаются угоны фур на стоянках и как следствие полная утрата груза. При перевозке зерна навалом по морю существенное значение имеет качество зафрахтованного тоннажа - если судно старое, велика вероятность подмокания". Степень риска зависит и от вида транспорта. По наблюдениям Елены Терещенковой, на территории России наиболее рискованный вид транспорта - автомобильный, на второе место она ставит перевозки по воде. В первом случае высок риск ДТП и противоправных действий третьих лиц, во втором - риск намокания груза. По мнению Юлии Вашугиной, при железнодорожных перевозках часто присутствуют риски, связанные с противоправными действиями самих сотрудников РЖД при погрузочно-разгрузочных работах, а также иных лиц при движении поезда на малом ходу или остановках на полустанках. "Особенно таким рискам подвержены грузы, перевозимые на открытых платформах и в полувагонах, например сельхозтехника или крупногабаритное оборудование без упаковки: часто эти грузы подвержены таким убыткам, как срезание проводов, которые содержат цветные металлы", - уточняет она. Грузовладельцы часто отказываются от страхования в надежде, что если с грузом что-то произойдет в пути, страховая компания перевозчика покроет ущерб. Но на практике добиться возмещения ущерба по чужой страховке очень сложно. "По закону грузоперевозчик обязан возмещать ущерб клиенту далеко не во всех случаях и не всегда в полном объеме. В частности, он не несет ответственность за повреждения груза, если утрата или повреждение произошли по не зависящим от него обстоятельствам, - объясняет Наталья Карпова. - Страхование ответственности перевозчика гарантирует, что владелец груза получит положенную по закону компенсацию вне зависимости от платежеспособности экспедитора, но не более того". Кроме того, по данным Алексея Галахова, резервами для возмещения убытков перевозчики не обладают практически никогда, поэтому в качестве возмещения довольно распространен зачет предоставляемых услуг по доставке. Но такой способ расчета возможен в основном по небольшим убыткам.
Наталья КАПУСТИНА
Вся пресса за 25 апреля 2007 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование грузов
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты, 29 ноября 2024 г.
В Китае начали предлагать страховку на случай смерти из-за переработок
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане при наступлении страхового случая могут быть предоставлены сведения, составляющие врачебную тайну
|
|
Вестник Мордовии, Саранск, 29 ноября 2024 г.
В Мордовии вынесен приговор по делу о попытке мошенничества на 2,5 млн рублей
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|