Тенденция в сегменте страхования предметов искусства – двукратный рост за 2 года, полагают эксперты и предсказывают близкий «расцвет» этого вида страхования. Издание рассказывают о его нынешних особенностях.
ПРАЙМ,
28 мая 2007 г.
От каких рисков застраховать диван эпохи Людовика XIV, и стоит ли коллекционерам это делать 1468 просмотров
На днях в Москве открылась выставка "Интермузей-2007", которая рассчитана на приобщение все большего числа людей к искусству. Немалое количество картин содержится и у частных коллекционеров, которые не спешат знакомить ценителей с произведениями. Одной из причин, по которой картины недоступны публике, коллекционеры называют невозможность застраховать свои шедевры. ПРАЙМ-ТАСС решил обратиться к страховщикам для прояснения ситуации.
О том, что интерес к искусству не только не угасает, но все больше возрастает, свидетельствуют и многометровая очередь посетителей, спешащих на "Встречу с Модильяни" в ГМИИ им. А.Пушкина, и количество обращений частных коллекционеров к страховщикам. Так, по признанию директора по страхованию культурных ценностей ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота" Анастасии Юрченко, к ней недавно обратилась галерист с просьбой предоставить страховые услуги сразу 6 коллекционерам. "Два года назад я не могла себе даже представить такое", сказала она с удивлением. По ее оценке потенциал национального рынка предметов искусства составляет около 3 млрд евро. Два года назад по некоторым оценкам рынок равнялся 1,5 млрд долл. Как видим, положительная динамика налицо.
По словам руководителя управления имущественного страхования и страхования ответственности ОАО "АльфаСтрахование" Ирины Карнаевой, "страхование культурных ценностей - довольно молодой вид страхования. Как таковое коллекционирование в стране существовало в советский период, но носило теневой характер". Если проанализировать, за счет чего рынок начал расти, то в первую очередь за счет обмена произведениями искусства между музеями, считает она.
А.Юрченко замечает, что в "Спасских воротах" все больше частных коллекционеров. Два года назад соотношение произведений искусства, застрахованных частными коллекционерами и музеями в долевом отношении составляло 20 к 80, то сейчас - 40 к 60. И.Карнаева заметила, что коллекционеры, все еще не решающиеся застраховать произведения, мотивируют свое решение несколькими соображениями. Прежде всего, страхом, что информация через страховую компанию уйдет третьим лицам; а если безопасность соблюдена, то страхование как бы и не нужно. Кроме того, существует стереотип, что страховщики сами откажутся от страхования, т.к. не могут получить достаточно квалифицированную оценку.
Музейные собрания, находящиеся на постоянной выставке, обычно страхуются, как и любое другое имущество. На страхование принимаются следующие риски: пожар, удар молнии, взрыв газа; механические повреждения в результате стихийных бедствий; кража со взломом или ограбление; противоправные действия третьих лиц; повреждение водой из водопроводных, канализационных, отопительных систем и систем пожаротушения. Выставочное страхование, в первую очередь, подразумевает защиту экспонатов выставок по так называемой формуле "от гвоздя до гвоздя", то есть на время их перевозки любыми видами транспорта, на период нахождения в запасниках и экспонирования. "Ингосстрах", например, при этом предоставляет широкое покрытие – с ответственностью "за все риски".
Со страхованием "частных" произведений искусства не так все просто. С одной стороны, страховые компании если и практикуют этот вид страхования, то чаще всего предлагают это сделать на тех же условиях, что и музеям, т.е. застраховать картину или диванчик эпохи Людовика XIV от пожара и от повреждения водопровода. Того, кто рассматривает коллекционирование, не только как еще одну возможность "захламить квартиру", а как серьезные инвестиции, этот подход не устраивает. Петр Авен, чья коллекция из 222 предметов живописи недавно была застрахована группой "АльфаСтрахование", пожаловался журналистам: "Почему многие наши коллекционеры, в том числе и я, не дают произведения на выставки, - их невозможно застраховать". С тем, что куплено на западе, проблем не возникает. "У нас основная проблема – не у кого страховать, т.к. никто не знает, что и сколько стоит", сказал П.Авен, обозначив еще один подводный камень этого вида страхования. Действительно, с картиной или скульптурой, приобретенными на аукционе, все понятно: за сколько купил – на столько и застраховал. Конечно, с учетом безопасности хранения и других сопутствующих рисков. А как быть с картинами, доставшимися, к примеру, в наследство?
По словам руководителя отдела искусствоведческой экспертизы "Арт-Консалтинг" Натальи Шередега, раньше страхование производилось на основании экспертного заключения, которое давал музей или известный эксперт. Такая оценка, естественно, носила субъективный характер и могла быть ошибочной. Технологический анализ на рынке не работал. В разговоре она упомянула, что были случаи, когда питерские талантливые художники, имевшие доступ к картинам с уже сделанным экспертным заключением, рисовали копии именно под экспертизу, чтобы потом можно было продать их как подлинники. По словам И.Карнаевой и представителя департамента грузов и культурных ценностей Marsh Ольги Серавкиной, работающих с экспертами "Арт-Консалтинга", все заключения специалистов сдаются в архив; кроме того, ответственность оценщиков застрахована. Заключения экспертов можно сравнить с техпаспортом на машину. Этот предмет искусства можно дарить, продавать, закладывать.
Комплексная экспертиза помогает различить не только подлинник и копию, но и установить авторство, которое влияет и на стоимость живописи, и, соответственно, на страховку. Так, директор "Арт-Консалтинга" Денис Лукашин привел пример, когда некоторые западные картины не воспринимаются как западные: русские и европейские художники могли учиться в одно и то же время в одной школе, принадлежать одному направлению. Наличие информационного фонда также влияет на стоимость оценки и самого произведения, добавил он. Так, например, Петр Кончаловский нумеровал свои картины, и информация о них есть в его фонде.
В общем, счастливый обладатель коллекции, руководствующийся не только поговоркой "жизнь коротка – искусство вечно", но умеющий грамотно инвестировать в искусство, может спать спокойно. Все риски передаются в перестрахование западным страховым компаниям. Например, при страховании коллекции П.Авена, оцененной примерно в 150 млн долл, СК "АльфаСтрахование" оставила на собственном удержании 1 млн долл. Все остальное через Marsh было передано лондонским страховщикам. А.Юрченко назвала западные компании, с которыми работают "Спасские ворота" - Marsh, Willis, Philip Austin FNAVA, Director of Fine Art & Specie, MYI Ltd., Global Claims Services.
По утверждению И.Карнаевой, западные перестраховщики принесли новое видение и более широкое рисковое покрытие. Существует два варианта страхования культурных ценностей: это привычное нам имущественное страхование и западный вариант - "от всех рисков": в первую очередь оговариваются исключения, а все остальное покрывается. Страхование подразумевает даже риски перевозки. Все это в одном полисе. Особенности страхования заключается в том, что обязательна опись с определением стоимости предмета. Обращается внимание и на то, где и в каких условиях содержится картина, какие приняты меры безопасности: есть ли охрана в доме, соблюдена ли пожарная безопасность. Тарифная вилка - от 1,5 до 2 проц /например, если включены риски перевозки/.
Несколько слов о возмещении убытков. По классике оплачиваются восстановительные расходы /например, на материалы – краски, на транспортировку в мастерскую/, которые не включают реставрацию /по мнению экспертов, реставрационные работы всегда снижают рыночную стоимость произведения искусства/. Западная же схема, напротив, учитывает утрату рыночной стоимости. "Сейчас российскому страховщику обойтись без западного страховщика невозможно: слишком велика сумма, которую невозможно оставить на собственном удержании", утверждает И.Карнаева.
"Спасские ворота" выплачивают часть от общей страховой суммы, соответствующую размеру ущерба, при частичном ущербе в результате покрытого страхованием фактора риска. Это определяется экспертной оценкой и расходами на реставрацию. Парные предметы рассматриваются как неделимое единство, если страхователем не утверждается обратное. Гарнитур является ансамблем: утрата одного из его объектов также рассматривается, как нарушение единства и влечет за собой уменьшение общей стоимости. А.Юрченко рассказала, что исключениями признаются естественный износ, ядерные риски, воздействие насекомых. По ее словам, возмещение занимает один месяц, если готовы все документы от страхователя.
На вопрос о перспективах этого вида страхования, А.Юрченко ответила: "На мой взгляд, безграничные. Расширение выставочной деятельности, увеличение числа музеев и галерей, постепенное понимание необходимости страхования в среде частных коллекционеров позволяют надеяться на то, что расцвет страхового рынка не за горами".
Учитывая темпы роста объема потенциального рынка искусства /увеличение за два года более чем в два раза/, будем надеяться, что рынок станет более прозрачным, частные коллекционеры более ответственно отнесутся к "национальному достоянию", а страховщики смогут предложить адекватные запросам программы.
Вся пресса за 28 мая 2007 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане при наступлении страхового случая могут быть предоставлены сведения, составляющие врачебную тайну
|
|
Вестник Мордовии, Саранск, 29 ноября 2024 г.
В Мордовии вынесен приговор по делу о попытке мошенничества на 2,5 млн рублей
|
|
Сибдепо, Кемерово, 29 ноября 2024 г.
В следующем году 100 млн россиян смогут бесплатно обратиться к врачу
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|