Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев заявил, что хочет в качестве эксперимента отказаться от участия страховых компаний в финансировании системы здравоохранения в регионе. Это приведет лишь к негативным последствиям, считают страховщики, отмечая, что деньги достанутся аффилированным с госчиновниками структурам, а о контроле за их расходованием можно будет забыть.
Эксперт,
29 мая 2007 г.
Эти сладкие страховые деньги 2324 просмотра
Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев вчера заявил, что хочет в качестве эксперимента отказаться от участия страховых компаний в финансировании системы здравоохранения в регионе. Это приведет лишь к негативным последствиям, считают страховщики. Деньги будут доставаться аффилированным с госчиновниками структурам, а о контроле за их расходованием можно будет забыть.
Эту концепцию правительство одобрило в конце 2006 года для того, чтобы учесть при формировании бюджета на 2008—2009 годы. Нижегородские власти предлагают исключить из системы страховые компании как лишнее звено и передать функции страховщика госучреждению, подведомственного региональным департаментам здравоохранения. В прошлом году Министерство здравоохранения и социального развития России заблокировало этот эксперимент, сославшись на отсутствие законодательной базы. Губернатор Валерий Шанцев вернулся к этому вопросу в рамках Дня Нижегородской области в Совете Федерации РФ, чтобы обсудить проблему в публичном поле. По мнению Валерия Шанцева, в период внедрения системы обязательного медицинского страхования качество здравоохранения в области существенно ухудшилось и темпы негативных явлений все больше нарастают. «За то время, как в Нижегородской области работает система обязательного медицинского страхования, качество медицинских услуг резко ухудшилось», — заявил он. Губернатор недоволен тем, что, получая немалые средства (1,7% средств ФОМС), страховщики работают неэффективно. При этом органы исполнительной власти не могут контролировать значительную часть финансовых ресурсов, выделяемых на оказание медицинских услуг населению, поскольку страховые компании не обязаны отчитываться перед чиновниками. Областное правительство не располагает также мерами экономического воздействия за невыполнение обязательств со стороны страховщиков. Губернатор уверен, что финансирование через бюджет позволит сделать финансовые потоки в здравоохранении более прозрачными и повысит эффективность использования средств.
Сейчас система финансирования здравоохранения функционирует следующим образом. «Финансируются медицинские услуги по двум основным каналам, — рассказывает генеральный директор ООО «СК „Ингосстрах-М“, д. э. н. Александр Архипов. — Во-первых, через федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – в терфонды ОМС идет 2% от ЕСН на финансирование лечебных учреждений по территориальным программам обязательного медицинского страхования работающего населения, в федеральный ФОМС – 1,1% ЕСН. Деньги из федерального ФОМС идут на дотации малообеспеченным регионам – выравнивание финансирования здравоохранения, ведь обеспеченность регионов средствами на здравоохранение может разниться в 5—10 раз, на частичное финансирование дополнительного лекарственного обеспечения льготников (ДЛО), на финансирование дорогостоящего лечения, федеральных ЛПУ, национальных проектов в здравоохранении. Лечение неработающего населения по программам ОМС и тех лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), которые занимаются лечением социально значимых болезней (туберкулез, онкология и др.), финансируется из местных бюджетов».
Средства на лечение (финансирование программ ОМС) работающего и неработающего населения аккумулируются в терфондах ОМС (часть ЕСН и деньги из бюджета территории) и распределяются между ЛПУ по страховому принципу — за фактически оказанные ЛПУ медицинские услуги обратившимся за медицинской помощью застрахованным. При этом оплачиваются не все расходы ЛПУ, а только их основная часть — зарплата с начислениями, питание, мягкий инвентарь, медикаменты.
Основная функция медицинских страховых компаний – защита прав застрахованных. Они контролируют расходы лечебных учреждений при лечении застрахованных: проверяют счета, качество и объем оказанных услуг и налагают на ЛПУ штрафные санкции в случае выявления нарушений.
«Что же касается Нижегородской области, то там проблема с качеством исполнения этих функций действительно есть, — отмечает Архипов. Связана она с тем, что в Нижегородской области страховщики в системе ОМС появились сравнительно поздно – в конце 90−х годов. До этого функции страховщика там исполнял терфонд ОМС. Фонд хорошо проводил (и проводит сейчас) экспертизу качества и защищает права застрахованных. А страховые компании еще недостаточно эффективно проводят экспертизу медицинских услуг. Эффективность оценивается определенными показателями, например суммой штрафных санкций, наложенных на ЛПУ за некачественное оказание медуслуг, – и они по Нижнему Новгороду не очень высокие. Это позволяет властям утверждать, что страховщики работают недостаточно эффективно. Одна из причин этого состоит в том, считает Архипов, что некоторые страховщики не хотят портить отношения с главврачами больниц и поликлиник – потому что тогда больница может отказаться от данного страховщика.
Но эта проблема вполне поправима. Нужно просто отобрать тех страховщиков, которые хорошо обеспечивают требования законодательства по контролю, говорит Архипов
На рынке ОМС в Нижегородской области сегодня действует восемь компаний, из них на РОСНО-М, «Газпроммедстрах», «КапиталЪ-Страхование-М» и МАКС-М приходится 100% застрахованного неработающего населения и 87% работающего. По данным Росстрахнадзора, через эти компании в первом полугодии 2006 года прошло около 3 млрд рублей для финансирования медучреждений.
Последствий же полного отказа от услуг страховщиков, по мнению эксперта, может быть два: ЛПУ должно будет работать менее гибко, строго по смете, – и не сможет ни рубля перебросить с одной статьи расходов на другую. К тому же создаются условия для появления коррупции – кто стоит ближе к распределителям денег, тот больше денег и получит.
Подозрения же в том, что страховщики «уводят страховые деньги», абсолютно беспочвенны. Страховщиков строго контролирует терфонд ОМС – каждый месяц они предоставляют туда подробные отчеты об объемах перечисленных в ЛПУ средств за пролеченных застрахованных. Этот механизм давно и хорошо отлажен, говорит Архипов.
«Деньги системы ОМС как никакой другой расходуются абсолютно прозрачно, — говорит представитель РОСНО Александр Стоцкий. — И эти деньги ни одной минуты не принадлежат страховой компании. В 2006 году страховая компания РОСНО-МС в Нижнем Новгороде проверила более 20 млн счетов на предоставление медицинских услуг 1 022 застрахованным. Врачи-эксперты страховой компании провели 57,6 тыс. экспертиз качества оказанной помощи. За эти услуги страховая компания и получает вознаграждение, которое в пересчете на одного застрахованного в Нижнем Новгороде составляет около 2,5 рублей в месяц. А деньги системы ОМС выплачиваются после экспертизы счетов в лечебно-профилактическое учреждение. Каждая копейка этих денег может быть проконтролирована территориальным фондом медицинского страхования, так как ведется персонифицированный учет».
Скорее всего, недоработка страховщиков в том, что администрации регионов и общество в целом слабо информированы о месте, роли и задачах страховых компаний в системе ОМС и поэтому возникают такие недоразумения, рассуждает Стоцкий.
«Во взаимоотношениях страховщиков с лечебными учреждениями существует стопроцентная прозрачность. Страховые компании покрывают все расходы, которые несут лечебные учреждения при обслуживании застрахованных граждан. Ведь если страховая компания платить не будет – медицинское учреждение не будет оказывать услуг. Другой вопрос, как медицинские учреждения расходуют средства, перечисляемые страховыми компаниями. Вот именно в этом пункте прозрачности нет», — считает Наталья Каримова, руководитель департамента добровольного медицинского страхования ЗАСО «ЭРГО Русь». Она отмечает, что финансирование черед бюджет – явление не новое. Оно существовало и во времена плановой экономики. «Другое дело – эффективное освоение этого бюджета медицинскими учреждениями. Для решения этой задачи медицинскому учреждению необходимы финансовые специалисты. Только в этом случае будет осуществляться грамотный подход к использованию выделяемых государством финансовых средств», — говорит Каримова. Но это уже не относится к некомпетентности страховых компаний.
Но, по мнению председателя правления Конфедерации обществ потребителей (КОНФОП) Дмитрия Янина, именно страховщики все же не следят за рациональным расходованием денег. Их функция – контролировать, насколько качественно проводится лечение, насколько адекватно применяют те или иные препараты, следить за врачами. Но в России исторически так сложилось, что страховые компании видят свою функцию только как посредники в перечислении денег. А качество медицинских услуг оставляет желать лучшего. «Если их не будет, то ничего не изменится», — рассуждает Янин. Он считает, что выход из сложившейся ситуации – перечисление денег на счета граждан. Тогда он сможет выбирать себе сам лечебное учреждение и врача.
Но с ним вряд ли можно согласиться. Нуждающимся в серьезном и относительно дорогом лечении денег при таком подходе просто не хватит, а врачи будут задирать цены на свои услуги. «Получится, что одному эти деньги на лечение не нужны, но они будут за этим человеком закреплены, а другой будет болеть, но в его распоряжении будет только 1 500–1 700 рублей (именно столько в среднем сегодня финансируется в расчете на одного человека в год на программу ОМС). А страхование позволяет уйти от этого „уравнительного“ распределения и направить деньги тому, кому это действительно нужно», — добавляет Архипов.
По мнению экспертов, идея Нижегородского губернатора обречена на провал, поскольку менять законодательство для него никто не будет. Да и не стоит – ведь, судя по всему, губернатор хочет просто сам получить контроль над большим потоком средств.
Екатерина Шохина
Вся пресса за 29 мая 2007 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Регионы, Обязательное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|