К нововведениям, которые вступают в силу 1 июля, вместе со страховщиками готовится и Федеральная служба страхового надзора. Ей предстоит принять решение о том, сколько компаний покинут рынок, а сколько будут взяты под особый контроль. О приготовлениях в ФССН и основных прогнозах по выполнению страховщиками всех требований рассказывает замглавы службы Мухарби Ульбашев.
Коммерсантъ,
27 июня 2007 г.
"В зоне риска находятся до 240 страховщиков" 1747 просмотров
К нововведениям, которые вступают в силу 1 июля, вместе со страховщиками готовится и Федеральная служба страхового надзора (ФССН). Именно ей предстоит принять решение о том, сколько компаний покинут рынок, а сколько будут взяты под особый контроль. О приготовлениях в службе и основных прогнозах по выполнению страховщиками всех законодательных и нормативных требований в интервью BG рассказал замглавы ФССН Мухарби Ульбашев.
BUSINESS GUIDE: Какое из новых требований страховщикам к 1 июля будет сложнее выполнить - очередное повышение уставного капитала, требования к собственным средствам, специализацию или получение лицензий на брокерскую и перестраховочную деятельность? МУХАРБИ УЛЬБАШЕВ: Безусловно, самым сложным для выполнения к этой дате станет 149-й приказ Минфина России о требованиях к размещению собственных средств. И я считаю, что это самое важное из всех нововведений, поскольку требование к финансовой устойчивости компании - это то, на чем держится ее стабильность.
BG: И сколько компаний на настоящий момент, по подсчетам ФССН, не в состоянии выполнить эти требования к 1 июля? М. У.: По нашим предварительным оценкам, примерно 15% от всех 920 участников рынка могут иметь с этим проблемы к первому числу. С учетом того, что мы прекрасно знаем специфику российского страхового бизнеса все делать в последний момент, конечный результат может быть меньше заявленных 15%.
BG: Как ФССН вычислила эти 15%? М. У.: Примерно два месяца назад мы направили письма компаниям с настораживающими нас финансовыми показателями. Например, мы видим, что, по данным отчетности, примерно у полусотни компаний 90% собственных средств размещены в долговых бумагах. Это, что называется, к гадалке не ходи - тут что-то не так. В своем письме таким компаниям мы задали вопрос: "А если бы вы по состоянию на дату запроса выполняли требования 149-го приказа Минфина, как вы бы выглядели?"
BG: И что компании отвечают? М. У.: Анализ ответов свидетельствует о том, что менее 20% страховых организаций представили информацию, подтверждающую готовность исполнения 149-го приказа. Остальные страховые организации не представили сведения, которые бы дали возможность провести оценку их готовности исполнять требования приказа.
BG: А сколько компаний в зоне риска по остальным нововведениям с 1 июля? М. У.: По состоянию на 13 июня у ста отсутствует документальное подтверждение о повышении уставного капитала до необходимых величин. При этом у порядка 40 компаний, имеющих лицензию на перестрахование, нет достаточного уставного капитала для осуществления деятельности по перестрахованию. В отношении этих компаний мы поступили таким же образом, как и в случае с собственными средствами: в начале года были направлены запросы о предоставлении информации о выполнении требований к величине уставного капитала. Таким образом, мы всех их предупредили, что 1 июля не за горами и мы хотим знать, какие меры предпринимаются для его увеличения. Кроме того, у 54 компаний полностью или частично отсутствует документальное подтверждение по специализации. Это значит, что мы не получили соответствующих документов от этих компаний по принятым решениям о разделе бизнеса на страхование жизни и иное страхование. То есть нам не представлена бухотчетность компаний, из которой видно, что, к примеру, компания завершила все операции по страхованию жизни и у нее нет действующих договоров и обязательств по виду, от которого она отказалась.
BG: Может, компании надеются на вступление в силу поправок Александра Коваля к закону "Об организации страхового дела в РФ", фактически продлевающих специализацию? М. У.: Эти поправки очень разумны. Они предполагают, что страховщики должны к 1 июля определиться со специализацией, при этом у них появляется право довести действующие договоры до истечения срока их действия. При этом, насколько мне известно, первоначально идеологи этого законопроекта определили пять лет до конца действия всех договоров, не соответствующих выбранной 1 июля специализации. По их мнению, до 2012 года основная масса договоров по страхованию жизни завершится. Однако президент в своем заключении логично заметил, что эти сроки устанавливать не стоит. Просто компании с 1 июля теряют возможность заключать договоры, не соответствующие их специализации.
BG: Так, может, и не было никакой необходимости в специализации страховщиков? М. У.: Несомненно, такая необходимость была. Все, что связано со страхованием жизни, это особые виды страхования. В них особенное резервирование, задействованы длинные деньги. Если в имущественном страховании, как правило, договоры годичные, цикл короткий и можно представить, что в течение года с компанией ничего не случится, то в случае страхования жизни надо быть уверенным, что компания через 20-25 лет еще будет отвечать по своим обязательствам. Соответственно, и надзор за такими страховщиками должен быть особенным.
BG: Как обстоят дела с получением лицензий на занятие брокерской деятельностью? М. У.: Мы выдали лицензии 13 брокерам. Хотя всего соискателей на получение лицензии было 117, 50 из них отказано. Остальные на рассмотрении. Причины отказа самые разные, но в основном это некорректно составленные образцы договоров, куда включается деятельность, которой страховой брокер не вправе заниматься в соответствии с законом. Так, страховые брокеры не вправе выступать в качестве страхового агента, а также осуществлять деятельность, не связанную со страхованием. Любопытно, что, согласно данным учета страховых брокеров в службе, на настоящий момент их численность составляет около 1000. Теперь сравните цифры по соискателям и отказам в лицензии. Даже если и предположить, что две трети брокерского рынка - балласт, все равно количество профессиональных брокеров на рынке оптимизма не внушает.
BG: Получается, что брокеры в массовом порядке пострадают с 1 июля - им запретят работать без лицензии. М. У.: По количественному показателю брокеры действительно больше всех, как вы говорите, пострадают. Но это не отразится на реальных объемах бизнеса страхового рынка.
BG: А если брокер после 1 июля будет работать без лицензии, как вы его сможете наказать? Раз нет лицензии, то и отзывать нечего. М. У.: В зону нашего внимания попадают только лицензированные брокеры. А если он занимается некой деятельностью и называет себя брокером, это вопрос не к нам. Это вопрос к правоохранительным органам по поводу незаконной предпринимательской деятельности. Но это вовсе не значит, что мы будем сидеть сложа руки. У нас в этом случае возникнут вопросы к страховщику, который имеет дело с нелицензированным брокером.
BG: Какова технология санкций, которые ФССН начнет применять с 1 июля? М. У.: Если компания на первое число не соответствует требованиям по уставному капиталу, это сразу означает отзыв лицензии. Если поправки по отсрочке специализации не вступят в силу к 1 июля 2007 года и компания не осуществит предусмотренную законом специализацию, это также сразу карается отзывом лицензии. Если же страховщик не соблюдает требования к активам, принимаемым в покрытие собственных средств, в этом случае ему выдается предписание и устанавливается срок для его исполнения.
BG: Можете предположить, сколько страховщиков в итоге покинут рынок? М. У.: Хочу подчеркнуть, что цифры, которые я называл - сто компаний в зоне риска по уставному капиталу, 54 - по специализации и т. д.,- это пересекающиеся множества, их не следует складывать. Думаю, что в итоге в зоне риска находятся до 240 страховщиков.
BG: Много клиентов страховщиков пострадают из-за отзыва страховых лицензий? М. У.: Если говорить о системных проблемах, которые коснутся очень большого количества клиентов, то этого не произойдет. Как правило, рынок покинут маленькие компании с небольшими оборотами, зачастую те, которые пристраиваются к каким-то единичным видам, корпоративным клиентам. В любом случае крупных игроков на рынке ОСАГО в зоне риска нет. Когда мы говорим, что под угрозой находятся около 240 компаний, это только звучит страшно. На деле у нас по итогам 2006 года сто компаний собирают более 80% страховых премий, что составляет около 500 млрд рублей.
BG: После рубежа 1 июля о каких, на ваш взгляд, нововведениях для страховщиков законодателям следует задуматься? М. У.: Стоит надеяться, что законодателем будут сделаны дальнейшие шаги по увеличению требований к минимальному размеру уставного капитала страховщиков, что в конечном итоге будет способствовать повышению стабильности и развитию страхового рынка. Кроме того, на повестку дня выйдут другие вопросы. Они будут связаны, например, с проблематикой перестрахования. В настоящий момент перестрахование активно используется для вывода средств, и сейчас идет много разных дискуссий о том, как с этим бороться. Есть даже радикальные предложения о квотировании перестрахования. Или об установлении предельного уровня исходящего перестрахования.
BG: А кто может взять на себя проверку квот или санкционирования перестрахования? ФССН? М. У.: Почему? Необязательно. Это может быть и профобъединение, и орган, занимающийся валютным контролем, если это трансграничное перестрахование. Но, повторюсь, на данный момент это всего лишь дискуссии. Здесь нужна золотая середина. С одной стороны, институт перестрахования является инструментом защиты страховых компаний. Но с другой стороны, мы видим значительное число операций, которые проводятся на рынке длительное время и где в урегулировании убытков перестраховщик не принимает участия. И мы задаемся вопросом, что это за странная природа такого перестрахования.
BG: Необходимость получения лицензии на перестрахование с 1 июля связана с борьбой с сомнительными операциями в этом секторе? М. У.: Это одна из мер. Если сегодня у компании есть достаточный капитал для перестрахования, ей не нужна лицензия на перестрахование. С 1 июля даже при достаточном капитале, но при отсутствии лицензии операции по перестрахованию проводить уже нельзя.
BG: Недавно завершилось реформирование ФССН. Все контрольные функции были переданы территориальным инспекциям. После реформы надзор за страховщиками как-то изменится? М. У.: Мы рассматриваем инспекцию и центральный аппарат как единое целое. При этом мы говорим, что центральный аппарат сосредотачивается на неких функциях, связанных с методологией, он будет заниматься проблемами входа на рынок, проблемами отчетности, повторных проверок и т. д. И из его ведения исключаются вопросы, связанные с выдачей предписаний. Это все отдается в территориальные инспекции. Если возникают спорные вопросы между компанией и инспекцией, они разбираются у себя по горизонтали. Но все санкции - отзыв лицензии, ее ограничение, приостановление и возобновление - остаются исключительно за центральным аппаратом.
BG: Можно ли утверждать, что контроль ужесточится или станет более пристальным? М. У.: Безусловно, мы рассчитываем на более качественную и ответственную работу инспекций. При этом повысится оперативность контроля за деятельностью компаний - надзор приблизится к страховым организациям, что позволит как инспекциям, так и центральному аппарату службы ускорить принятие решений и повысить их эффективность.
Интервью взяла Татьяна ГРИШИНА
Вся пресса за 27 июня 2007 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Лица
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|