Еще несколько лет назад страховщики предвкушали взрывной рост российского рынка страхования жизни. Многие из них апеллировали к зарубежному опыту и говорили о том, что Россия по основным макроэкономическим показателям достигла уровня Польши в 1994 г, когда в этой стране начался бум страхования жизни. Однако мы пошли своим путем и опровергли возложенные на нас надежды.
ПРАЙМ,
26 июля 2007 г.
Нет "жизни" в России 1909 просмотров
Что будет с этим "экзотическим" для нас рынком страхования
Еще несколько лет назад страховщики предвкушали взрывной рост российского рынка страхования жизни. Многие из них апеллировали к зарубежному опыту и говорили о том, что Россия по основным макроэкономическим показателям, например, ВВП на душу населения, уровню инфляции и доходов, достигла уровня Польши в 1994 г, когда в этой стране начался бум страхования жизни. Однако, как обычно, мы пошли своим путем и опровергли возложенные /в первую очередь иностранными компаниями/ на нас надежды. Россияне, как не спешили, так и особо не спешат, покупать полисы страхования жизни. С чем это связано, и как будет развиваться ситуация в дальнейшем попытался спрогнозировать ПРАЙМ-ТАСС. Что же мы имеем на сегодняшний день? По итогам 2006 г страховые взносы по договорам страхования жизни составили 16 млрд руб, таким образом, в среднем каждый россиянин потратил на такую страховку порядка120 руб. При этом стоит учитывать, что в эти 16 млрд руб входят также остатки серых схем оптимизации налогообложения, а значит, расходы на страхование жизни в 2006 г были еще меньше полученной нами путем расчета цифры. По прогнозу рейтингового агентства "Эксперт РА", в 2007 г рынок страхования жизни вырастет до 19 млрд руб, при этом реальный рынок, который в 2006 г оценивался агентством в 12 млрд руб, увеличится до 17 млрд руб. Стоит также отметить, что в 2006 г взносы по страхованию жизни достигли своего минимума. Если говорить об основных игроках на этом сегменте, то их не так уж и много, хотя, если сравнивать с зарубежными рынками, не так уж и мало. В связи с тем, что с 1 июля 2007 г российский страховой рынок поделился на страховщиков жизни и, так называемых общих страховщиков, многие компании предпочли отказаться от пусть и перспективного, но пока очень затратного страхования жизни. В итоге с лицензией на страхование жизни остались порядка 50 страховщиков из более чем 800. Всех участников рынка можно поделить на несколько групп. Первая - дочерние компании иностранных страховщиков, это "AIG Россия", "Эйс Жизнь Страхование", "Эрго Жизнь", "Фортис", Чешская страховая компания, "ИНГ Лайф" и др. Вторая - дочерние компании крупных российских розничных страховых компаний, например "Ингосстрах-Жизнь", "АльфаСтрахование Жизнь", "Росгосстрах-Жизнь", "Ренессанс Жизнь" и др. Третья - компании кэптивных страховщиков, такие как, "КапиталЪ Страхование Жизни", "СОГАЗ-Жизнь". Таким образом, при желании можно без труда найти страховщика на свой "вкус и цвет". Основным каналом продаж полисов по страхованию жизни, по данным исследования "Эксперт РА", является агентская сеть, а продажи через посредников /банки, другие финансовые институты/, а также прямые продажи в офисе страховщика составляют менее 20 проц. Можно предположить, что отсутствие широкомасштабной агентской сети, причем умеющей убеждать граждан в необходимости страховой защиты, ограничивает рост рынка. Образ страхового агента за рубежом является нарицательным: это занудный человек, которого вы не любите, но без которого вам не прожить. Например, американский кинорежиссер Вуди Ален как-то заявил, что "на свете есть вещи похуже смерти. Вам когда-нибудь случалось провести вечер в обществе страхового агента?". В книге Э.Маккензи "14000 фраз…" есть и такое изречение: "Одно из немногих утешений старости: тебе уже не надоедают агенты по страхованию жизни". В России пока немногие могут похвастаться чрезмерным вниманием агентов по страхованию жизни. Пожалуй, всплески их активности периодически испытывают на себе лишь журналисты, которые по роду своей деятельности ходят на презентации и дают свои визитки, которые в последующем успешно передаются для обработки агентам. Вроде все в порядке на рынке и с линейкой страховых продуктов. Большинство страховщиков предлагают как рисковые, так и накопительные программы. Рисковое страхование жизни предлагается на случай смерти, утраты трудоспособности, получения травмы и т.д. Накопительное страхование жизни подразделяется на смешанное /страхование на дожитие /когда, достигнув определенного возраста, клиент получает всю накопленную сумму плюс страхование на случай смерти/ и пожизненное страхование. Кроме того, отдельным видом выступает пенсионное страхование. Можно, например, накопить деньги на образование детей, на их свадьбу. Вместе с тем, есть существенное отличие российского рынка страхования жизни от зарубежных. У нас пока не предлагаются продукты unit-linked. Их суть заключается в том, что клиент страховщика может самостоятельно выбрать инвестиционный портфель, в который будет инвестироваться его накопительная часть. В этом случае, страхователь полностью или частично несет инвестиционный риск. Таким образом, продукт представляет собой некий симбиоз вложений в ПИФы и страхования от несчастного случая. В Индии и Китае, в частности, взрывной рост рынка страхования жизни был обеспечен именно продажами таких продуктов. Не исключено, что именно этого и не хватает россиянам. Идея "заработать" в последнее время находит большой отклик в сердцах наших сограждан, о чем свидетельствует рост вложений в ПИФы в последние 2 года. Поэтому версия о том, что многие "зажглись" бы покупкой полиса, который совмещает в себе страхование от несчастного случая и вложения в ПИФы, имеет право на жизнь. Однако рассчитывать на то, что продукты unit-linked появятся у нас в России в ближайшей перспективе, не приходится. По словам заместителя начальника управления учета и экономического анализа Росстрахнадзора Яны Мирошниченко, помимо чисто юридической проблемы /по законодательству страховая сумма должна определяться в момент заключения договора, что невозможно для unit-linked/ также не определены правила работы по данному продукту. Во всем мире страховщики ведут персонифицированные счета клиентов unit-linked, в компаниях работают актуарии, которые отвечают за правильность начисления инвестиционного дохода на эти счета, в отчетности страховщиков четко отражаются операции по таким счетам, говорит она. Ничего подобного в России пока нет. Хотя страховые компании и предпринимали попытки лицензировать правила страхования по таким продуктам, все они оказались безуспешными. По мнению Я.Мирошниченко, в ситуации, когда "правил игры" нет, навряд ли стоит запускать такие продукты при всех их плюсах. Стоит отметить, что опрошенные ПРАЙМ-ТАСС эксперты не считают, что рост российского рынка страхования жизни завязан именно на эти продукты. Так, президент "Ренессанс Life" Остин Кимм отмечает, что "продукты unit-linked используются в большинстве развитых рынков, но не везде они доминируют. По всей Европе на долю этого вида продуктов приходится не более 40 проц сборов по страхованию жизни, а в некоторых странах, например, в Германии, доля еще меньше. В Чехии многие компании начали продажи unit-linked в середине 90-х, однако потребовалось 10 лет, прежде чем он стал основным продуктом рынка. Поэтому хотя unit-linked и является важным продуктом, это ни в коей мере не единственный продукт". По мнению генерального директора "ЭЙС Жизнь Страхование" Антона Кушнера, развитие рынка страхования жизни в России не связано с наличием или отсутствием продукта unit-linked на рынке. "Причина - не в отсутствии того или иного накопительно-инвестиционного страхового продукта, а в отсутствии или присутствии спроса на него. В РФ спрос на накопительные страховые продукты отсутствует", считает он. Действительно, согласно исследованию "Эксперт РА", гарантированный минимальный уровень доходности, предлагаемый страховщиками по договорам долгосрочного страхования жизни, находится в диапазоне 2,5-4 проц. Представляется сомнительным, что эти ставки могут впечатлить кого-то из россиян. Как и за счет чего будет развиваться страхование жизни в России? Прежде всего, с ростом объемов выдаваемых кредитов, в первую очередь ипотечных, будут расти взносы по страхованию жизни заемщиков. "Эксперт РА" прогнозирует, что в 2007 г поступления по таким программам вырастут почти на 70 проц до 5 млрд руб. В сфере розничного страхования жизни, по мнению агентства, темп роста будет несколько ниже - примерно 53 проц. Прогнозы самих страховщиков жизни относительно роста рынка на ближайшую пятилетку находятся в диапазоне от 20 проц до 50 проц в год. Президент СК "Альянс РОСНО Жизнь" Аджай Сингх отмечает, что "с существующими сегодня продуктами по долгосрочному страхованию жизни и темпами роста российской экономики /7 проц/ я прогнозирую дальнейшее развитие этого рынка на уровне 28-32 проц в год. Введение продуктов unit-linked может значительно повысить темпы роста рынка страхования жизни". Он также считает, что введение налоговых льгот, принятых во многих странах и применяемых в отношении сбережений по долгосрочному страхованию жизни, способно повлиять на прорыв в развитии данного вида страхования. Более оптимистичные оценки высказывает генеральный директор "ЭРГО Жизнь" Зигмар Крюгер. По его мнению, "в ближайшие несколько лет рост рынка страхования жизни составит 40-50 проц в год. По мере насыщения рынка, естественно, темпы его роста будут снижаться. К 2010 году объем рынка страхования жизни может достичь 1 млрд долл". По словам О.Кимма, главным стимулом роста страхования жизни станет приход западных страховщиков, обладающих достаточными средствами для развития крупных сетей дистрибуции, в сочетании с появлением налоговых льгот, о которых часто говорят, но которые до сих пор не введены. Кто из экспертов окажется прав, покажет время.
Вся пресса за 26 июля 2007 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование жизни
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Lockton запустил работу новой глобальной команды параметрического страхования
|
|
Мурманский вестник, 20 декабря 2024 г.
Директор ТФОМС Мурманской области Сергей Маган рассказал об итогах 2024 года и изменениях в 2025 году
|
|
Агентство городских новостей Москва, 20 декабря 2024 г.
Сенаторы одобрили закон о штрафах за повторное вождение без полиса ОСАГО
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил поправки в закон о господдержке сельскохозяйственного страхования
|
|
Уралинформбюро, Екатеринбург, 20 декабря 2024 г.
Стало известно, когда за отсутствие полиса ОСАГО начнут штрафовать по камерам
|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 20 декабря 2024 г.
Курултай Башкирии внес проект о страховании инспекторов рыбоохраны в ГД РФ
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Защиту прав при заключении договоров страхования жизни усилят
|
|
ТАСС, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил законопроект о совершенствовании механизма сельхозстрахования
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
Средства застраховавших свою жизнь обезопасят на случай банкротства страховщиков
|
|
Известия Мордовии, Саранск, 20 декабря 2024 г.
Саранским аферистам, которые ради выплат ломали пальцы, пришлось вернуть деньги
|
|
Банковское обозрение, 20 декабря 2024 г.
Страховщики и экосистемы должны работать в формате win-win
|
|
Финмаркет, 20 декабря 2024 г.
Доля десяти страховщиков-лидеров по показателю общих сборов за 9 месяцев увеличилась с 70,8% до 73,4%
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Что такое онлайн-страхование и какие продукты страховщики предлагают детям?
|
|
Конкурент, Владивосток, 20 декабря 2024 г.
Цены уже изменились. Автомобилистов предупредили о нововведении
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Продолжающийся рост финансирования судебных разбирательств в ЕС вызывает беспокойство
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Сельхозживотных застрахуют в случае гибели в стихию
|
|
Коммерсантъ, 20 декабря 2024 г.
Опасным объектам сократили премии
|
 Остальные материалы за 20 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|