Анализ результатов первых месяцев действия закона об "автогражданке" дает богатую пищу для размышлений. И чем скорее Российский союз автостраховщиков сделает эти результаты достоянием гласности, тем менее болезненными, более своевременными и эффективными окажутся возможные корректировки внедряемой системы.
Чем раньше Российский союз автостраховщиков сделает результаты анализа действия закона об ОСАГО достоянием гласности, тем более эффективными окажутся возможные корректировки внедряемой системы.
Позади первые месяцы действия Закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. И в какой-то мере уже можно оценить промежуточные результаты работы 163 страховых компаний, получивших к настоящему времени лицензию на право проведения данного вида страхования. На региональном уровне круг участников, разумеется, более узок: 14 петербургских компаний, пять страховщиков из других регионов Северо-Запада и полторы дюжины московских страховых организаций с разветвленной филиальной сетью исчерпывают набор местных игроков рынка обязательного страхования ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО). Несмотря на то, что барьеры входа на этот рынок (членство в Российском союзе автостраховщиков и лицензия Минфина) представляются вполне преодолимыми, в обозримом будущем мы едва ли увидим новых серьезных претендентов на право предложить автовладельцам Северо-Запада обязательное страховое покрытие. А побороться, ей-богу, есть за что. Около 3,5 млн транспортных средств, зарегистрированных в нашем регионе, способны обеспечить до 10 млрд рублей страховой премии в год. Учитывая интенсивный поток транзитного транспорта через ряд областей Северо-Запада, а также принимая во внимание заметное оживление рынка новых и подержанных автомобилей, указанная сумма при надлежащей работе страховщиков может существенно увеличиться. Как и на всяком формирующемся рынке, первопроходцы обязательного автострахования с большой неохотой раскрывают какую бы то ни было информацию о своей деятельности, полагая, что даже страховая статистика может пролить свет на содержание их конкурентных преимуществ. Что ж, каждый бизнес волен дозировать публичную информацию по своему усмотрению, покуда это не нарушает требований законодательства. Потребителю же остается анализировать доступную информацию об открытых компаниях, а о существовании прочих узнавать из рекламы. Пока только 10% За первые три месяца внедрения ОСАГО в России страховщики Северо-Запада, предоставившие сведения для нашего исследования, реализовали более 175 тысяч полисов обязательного страхования. (Поскольку к моменту сдачи материала в печать мы не имели информации от "Росгосстраха Северо-Запад", все данные приведены без учета его деятельности. Однако, согласно статистике по России, доля "Росгосстраха" по ОСАГО в настоящее время составляет около 50%.) Приобретателями более 70% (около 125 тысяч) стали владельцы автотранспорта, зарегистрированного на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Это чуть менее 10% от общего количества автомобилей в регионе. Более 80% автомашин, украшенных специальной наклейкой, принадлежат физическим лицам. Такое соотношение в целом соответствует структуре парка автомобильного транспорта в регионе, а значит, охват потенциальных страхователей происходит равномерно, без перекосов. Объем страховых поступлений по обязательному страхованию гражданской ответственности автовладельцев лишь немногим не дотянул до 500 млн рублей. Нельзя не отметить, что для регионального страхового рынка это весьма существенные величины, сопоставимые с совокупным объемом операций по добровольному страхованию. Для всех без исключения участников регионального рынка строчка "ОСАГО" станет заметной, если не ведущей составляющей бюджета доходов. При очевидных плюсах подобная ситуация влечет за собой и риски финансовой зависимости от отдельного вида страхования в каждом регионе. Из страховщиков с петербургской пропиской пока только "Регион", "Русский Мир" и "Генеральная страховая компания" в определенной степени нивелировали подобные риски через географическую диверсификацию. Еще один способ придать устойчивость формируемому страховому портфелю по ОСАГО - диверсификация каналов продаж. Поскольку именно здесь, как представляется, проходит линия фронта обязательного автострахования. Игроки активно (и успешно) ищут партнеров, способных содействовать продвижению нового стандартного продукта. Данные первых трех месяцев показывают, что более 30% полисов ОСАГО реализуется через нестраховые организации. И все же более эффективным каналом оказываются старые добрые агентские продажи: 40% автовладельцев приобретают обязательные полисы именно таким образом. Оставшаяся часть приходится на собственные офисы продаж компаний, а также - в малой степени - на партнеров из числа страховщиков. Нельзя не отметить, что наибольшая доля собранной страховой премии по ОСАГО - 37% - приходится как раз на собственные офисы компаний, тогда как вклад агентской сети и партнеров из числа нестраховых организаций несколько меньше: 34 и 25% соответственно. Очевидно, на их плечи ложатся основные заботы по взаимодействию с физлицами и водителями транзитного транспорта, стоимость полисов для которых относительно ниже. Корпоративные продажи и прочие нестандартные случаи остаются в ведении собственных офисов. Тревожные симптомы Однако оценивать практику реализации ОСАГО лишь по суммам собранных премий нельзя. Гораздо важнее понять, как страховые компании справляются с возложенной на них миссией, а именно защитой автовладельцев от непредвиденных обстоятельств. За первые три месяца работы страховщики получили более 1800 заявлений о страховых случаях, 1400 из которых относятся к полисам, реализованным в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. С учетом того, что до 1 января 2004 года страховое покрытие распространяется только на случаи ответственности, связанные с ущербом жизни и здоровью участников дорожного движения, эта цифра впечатляет: свыше 15% годового числа официально зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий по региону. И это еще не полные цифры. Видимо, одной из причин возникновения подобного статистического казуса является низкая осведомленность сограждан о порядке введения в действие Закона об ОСАГО, о перечне рисков, которые покрывает приобретаемый полис. С другой стороны, нельзя исключать возможные сомнения в достоверности официальной статистики ДТП, что было бы весьма прискорбно, поскольку именно эти данные лежат в основе расчета тарифов и экономического обоснования системы ОСАГО в целом. Совокупный объем осуществленных выплат по 300 урегулированным страховым случаям превысил 7 млн рублей, что составляет чуть менее 25 тысяч рублей на единичный случай. Это практически совпадает с оценками среднего ущерба по единичному страховому случаю при добровольном страховании автогражданской ответственности. Разница лишь в том, что выплаты по полисам ОСАГО в нынешний период, как предполагается, не должны покрывать ущерб, нанесенный имуществу, то есть собственно транспортному средству, пострадавшему в результате ДТП. Опять же, планирование и обеспечение финансовой устойчивости - как отдельной страховой компании, так и системы ОСАГО в целом - требует самого пристального внимания и последовательной аналитической работы. Статистика первых трех месяцев выглядит просто угрожающе: в среднем на один полис будет приходиться не менее 500 рублей расходов только на компенсацию ущерба жизни и здоровью. А ведь практика показывает, что основные расходы страховщики несут в связи с компенсацией имущественного вреда. ОСАГО конкурирует с ДСАГО Небезынтересны и другие сопоставления первых результатов обязательного страхования автогражданской ответственности со статистикой аналогичного вида добровольного страхования. Так, средняя страховая премия, выплаченная по полису ОСАГО, составила, по совокупным данным страховщиков, 3152 рубля. Эта цифра с высокой точностью совпадает со средней стоимостью приобретения полиса добровольного страхования АГО по оценкам на конец 2002 - начало 2003 года. На фоне оценок специалистов, которые считают убыточность операций по добровольному страхованию АГО неоправданно высокой, подобное совпадение выглядит несколько тревожным и снова возвращает нас к разговорам о необходимости постоянного мониторинга финансовой устойчивости системы ОСАГО. Отдельного внимания заслуживают данные о результатах деятельности страховщиков по операциям добровольного страхования АГО в последнем завершившемся квартале. К этому времени уже стартовал марафон обязательного страхования и от компаний требовалась определенная гибкость, которая позволила бы клиентам получить дополнительное покрытие, сократив при этом их расходы. Нетрудно заметить, что объемы поступлений по данному виду страхования действительно снизились - от трех до десяти раз. Однако некоторые страховые компании сумели предложить клиенту привлекательные продукты по добровольному страхованию АГО и поддержать продажи в количественном выражении. Так, например, у компании " Прогресс-Нева" количество реализованных полисов снизилось лишь на четверть, у филиала компании " Альфастрахование" - на треть, в то время как их коллеги потеряли от 50 до 83% клиентов по данному виду страхования. Нельзя также не отметить, что индивидуальные клиенты, очевидно, более вдумчиво переходили на обязательное страховое покрытие, избегая сразу и насовсем отказываться от добровольной страховки. Пища для размышлений В целом анализ результатов первых месяцев действия Закона об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев дает богатую пищу для размышлений. И чем скорее Российский союз автостраховщиков - профессиональное объединение, которое в силу данного закона обязано заниматься в числе прочего и обработкой статистики по России, сделает результаты достоянием гласности, тем менее болезненными, более своевременными и эффективными окажутся возможные корректировки внедряемой системы. Ведь нельзя забывать, что по сути ОСАГО - часть системы социальной защиты, а значит, "цена вопроса" может оказаться слишком высокой. Евгений ДЫМКИН
Вся пресса за 24 ноября 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Динамика рынка
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
31 января 2025 г.
|
|
РБК (RBC.ru), 31 января 2025 г.
Половина автомобилистов считают полис автокаско полезным
|
|
РБК (RBC.ru), 31 января 2025 г.
Франшиза, массаж и прямые договоры: как бизнесу оптимизировать ДМС
|
|
РБК (RBC.ru), 31 января 2025 г.
Медицинское страхование: что изменится в 2025 году
|
|
РБК.Тюмень, 31 января 2025 г.
Тарифы на такси в Тюменской области увеличились до 30% и продолжат рост
|
|
РБК (RBC.ru), 31 января 2025 г.
Победит ли ИИ страхового агента
|
|
РБК (RBC.ru), 31 января 2025 г.
Что такое ДМС, как его выбрать и оформить. Стоимость добровольного медицинского страхования и отличия от ОМС
|
|
Национальная служба новостей (НСН), 31 января 2025 г.
Рынок без стабилизации: Повышение лимитов по ОСАГО назвали несвоевременным
|
|
ТАСС, 31 января 2025 г.
КС защитил право граждан на компенсацию за лечение вне ОМС
|
|
Тренд, Баку, 31 января 2025 г.
В Азербайджане увеличились поступления и выплаты по страхованию имущества
|
|
Известия онлайн, 31 января 2025 г.
ОСАГдили: Минфин раскритиковал новые инициативы по автострахованию
|
|
Коммерсантъ-FM, 31 января 2025 г.
«Самыми похищаемыми элементами с автомобиля остались колеса»
|
|
Новый Калининград.Ru, 31 января 2025 г.
В Калининградской области в каждом пятом ДТП водители не имели страховки
|
|
Inbusiness.kz, 31 января 2025 г.
Банки не слишком заинтересованы в финансировании страхования имущества от ЧС
|
|
zakon.kz, 31 января 2025 г.
Это методы цивилизованного мира: глава МЧС о страховании жилья от ЧС
|
|
Российская газета онлайн, 31 января 2025 г.
Аналитики выяснили, как теряют в цене китайские автомобили
|
|
Агроэксперт, 31 января 2025 г.
Страховку в 1,1 млрд рублей получило рыбохозяйство после вспышки лососевой вши
|
|
РБК.Мурманск, 31 января 2025 г.
Рыбоводы Заполярья получили компенсацию за гибель рыбы на 1,1 млрд руб.
|
 Остальные материалы за 31 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|