Бурный рост и качественные изменения российского страхового рынка привлекают иностранных страховщиков. В жесткой конкурентной борьбе будет формироваться новый облик отечественного страхования, сообщает журнал.
Эксперт,
1 октября 2007 г.
Все флаги в гости будут к нам 1140 просмотров
Бурный рост и качественные изменения российского страхового рынка привлекают иностранных страховщиков. В жесткой конкурентной борьбе будет формироваться новый облик отечественного страхования
По итогам 2006 года российские страховщики собрали 406,8 млрд рублей страховой премии и выплатили 162 млрд рублей страховых возмещений (без учета ОМС). Прирост рынка по официальным показателям составил за прошлый год 16,25%. Эти не слишком впечатляющие на первый взгляд цифры скрывают бурный рост реального рынка - ведь именно на 2006 год пришлось завершение процесса очищения российского страхования от различного рода налогосберегающих схем. Некоторые виды страхования испытали настоящий бум: например, объемы ипотечного страхования выросли за 2006 год, по оценкам "Эксперт РА", на 240%. Активно развивалась и страховая розница, хотя, как и прежде, наибольшая доля взносов по итогам прошедшего года была собрана по обязательным видам страхования. Количественный рост и структурные изменения, происходившие на российском страховом рынке в прошлом году, привели к тому, что Россия стала сверхпривлекательным рынком для иностранных игроков, одной из региональных арен конкурентной борьбы мировых страховых гигантов. Глобальные страховые компании рассматривают российский рынок как очень перспективное направление для инвестиций - на фоне близкого к нулевому роста западных страховых рынков даже 16% прироста по российской официальной статистике выглядят привлекательно, не говоря уже о 20-25% прироста реальных показателей (не искаженных псевдостраховыми операциями). Неудивительно, что иностранные инвесторы торопятся войти на отечественный рынок и закрепиться на нем. Ожидаемые прибыли, с их точки зрения, значительно превышают страновые риски России. События начала 2007 года показали, что эта тенденция начала материализовываться в конкретных знаковых для всего рынка событиях даже раньше, чем прогнозировалось. Речь идет о покупке компаний РОСНО и НАСТА ведущими иностранными игроками (Allianz SE и Zurich Financial Services соответственно). В ближайшее время стоит ожидать заключения еще целого ряда громких сделок с иностранным участием - иностранные инвесторы готовы платить большие деньги за российских страховщиков. Приход иностранцев в Россию ускорил ряд ключевых для отечественного рынка процессов. 2006?й стал, пожалуй, первым годом развития страхования в современной России, когда действительно значимым стал фактор неценовой конкуренции. По большинству видов страхования тарифная конкуренция крайне затруднена - дальнейшее снижение тарифов без существенной угрозы финансовому состоянию страховщика уже невозможно. Лидеры рынка пришли к четкому пониманию того, что "тарифные войны" - путь тупиковый. На первый план все более уверенно выходят факторы качества предоставляемых услуг - в условиях конкуренции со стороны иностранных игроков уровень сервиса становится вопросом выживания. Усилия ведущих страховщиков все в большей степени направляются не столько на привлечение новых страхователей, сколько на удержание старых, а это - задача уже более сложная, требующая внедрения новых методов и принципов работы, направленности на клиента. Вложения в качество, в развитие сервисной инфраструктуры требуют от страховщиков значительных финансовых ресурсов. В то время как у зарубежных компаний ресурсы практически не ограничены (вопрос лишь в соизмерении издержек и выгод), российским страховщикам приходится искать источники финансирования, и удается это далеко не всем. По-прежнему практически единственным реализуемым на практике способом финансирования страхового бизнеса (без потери контроля над управлением) остаются инвестиции со стороны собственника компании, но этот ресурс близок к исчерпанию - владельцы страховых бизнесов проявляют все меньшую готовность к масштабным финансовым вливаниям в компании. Уже в ближайшее время ведущие страховщики придут к необходимости рыночного привлечения средств для развития. Наиболее очевидным вариантом является выход на IPO, но итоги 2006 года показали, что пока еще это остается делом будущего. Перспективный и доступный путь развития - объединение страховых бизнесов. Укрупнение страховых компаний позволяет не только увеличить страховую емкость и финансовую устойчивость, но и дает возможность повысить качество сервиса при объединении ресурсов нескольких компаний благодаря возникающему эффекту масштаба. В страховом сообществе постепенно созрело понимание того, что только консолидация и укрупнение позволят выжить в новой агрессивной конкурентной среде. Небольшим страховым компаниям все труднее находить для себя рыночные ниши: необходимость в посредниках постепенно отпадает, сегмент страхования крупного бизнеса давно поделен, а в страховой рознице без развитой филиальной сети, отлаженной системы урегулирования убытков и раскрученного бренда обойти лидеров рынка не удастся. Как результат, и федеральные, и региональные страховщики активизировались на рынке слияний и поглощений: 2006 год был отмечен переходом отдельных небольших региональных страховщиков на положение филиалов компаний федерального уровня, поглощением крупными игроками более мелких и созданием нескольких страховых групп. Впрочем, установка на долгосрочное развитие есть далеко не у всех страховщиков. Владельцы компаний, которые во многих случаях являются и их руководителями, оценивая дальнейшие перспективы своего бизнеса, вставали перед нелегким выбором: продолжать и дальше самостоятельную работу или форсированно готовить бизнес к продаже зарубежным инвесторам либо более сильным российским конкурентам. Страховщики, отдавшие предпочтение второму варианту, вступили в борьбу за долю рынка, стремясь нарастить портфель любыми методами, включая демпинг и завышение комиссионных, и продаться подороже. Вопросы надежности в такой ситуации отходят на задний план - зачем думать об отдаленных последствиях нынешних решений, если перед компанией стоят исключительно краткосрочные задачи? Подобная стратегия позволит работать без убытка только на этапе бурного роста рынка, а после стабилизации все проблемы таких страховщиков сразу станут явными. Как результат, целый ряд страховых компаний рискует бесславно покинуть рынок или быть проданными намного ниже своей потенциальной стоимости. Алексей ЯНИН
Вся пресса за 1 октября 2007 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка, Тенденции
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
7 марта 2025 г.

|
|
Report.Az, Баку, 7 марта 2025 г.
Азербайджан и Венгрия обсудили перспективы сотрудничества в сфере страхования

|
|
ТАСС, 7 марта 2025 г.
ЦБ выделил четыре региона РФ с высокими рисками мошенничества в сфере ОСАГО

|
|
360.ru, 7 марта 2025 г.
Совладелец страхового брокера Озеров: перед внедрением ОСАГО для электросамокатов нужно урегулировать ПДД

|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 марта 2025 г.
Ключевой игрок рынка киберстрахования не планирует исключать риски ИИ из покрытия

|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 7 марта 2025 г.
Аграриям Чувашии компенсируют 4,2 млн рублей за страхование сельхозживотных

|
|
НИА Красноярск, 7 марта 2025 г.
В 2024 году 3,8 тыс. жителей Красноярска получили выплаты по страховым случаям

|
|
РИА Новости, 7 марта 2025 г.
Число договоров по страхованию отсрочки платежа для МСП выросло вдвое

|
|
Total.kz (Тотал Казахстан, ИА), Алматы, 7 марта 2025 г.
Более 37 тысяч казахстанцев получили выплаты по страхованию жизни

|
|
Коммерсантъ-Кубань, 7 марта 2025 г.
Объем страхового рынка Кубани за 9 месяцев 2024 года превысил 50 млрд рублей

|
|
Финмаркет, 7 марта 2025 г.
Проценты по вкладу теперь можно застраховать

|
|
Тренд, Баку, 7 марта 2025 г.
Будут произведены страховые выплаты в связи с ущербом в результате снежной погоды в Баку

|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 7 марта 2025 г.
Мэр Новокузнецка призвал жителей страховать дома от паводка

|
|
Тамбовская жизнь, 7 марта 2025 г.
Повреждение моста в Воронеже обошлось автостраховщикам в 40 тысяч рублей

|
|
Российская газета, 7 марта 2025 г.
Лишние галочки

|
|
Российская газета, 7 марта 2025 г.
В банке теперь можно застраховать проценты по вкладам. Что это значит для клиента?

|
6 марта 2025 г.

|
|
Финмаркет, 6 марта 2025 г.
Назван самый дорогой страховой бренд в мире

|
|
Правда ПФО, Нижний Новгород, Чебоксары, Уфа, 6 марта 2025 г.
В Башкирии хотят узаконить статус аварийных комиссаров

|
 Остальные материалы за 6 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|