Страховое законодательство Узбекистана находится в стадии становления и развития, и его основной задачей на ближайшую перспективу остается создание оптимальных условий для развития национального страхового рынка, сообщает издание.
UzReport, Ташкент,
4 октября 2007 г.
Развитие страхового законодательства в Республике Узбекистан 2708 просмотров
В условиях транзитной экономики важно осознать то, что страхование является неотъемлемой частью финансовой инфраструктуры любого развитого в экономическом отношении государства. При переходе к рыночным отношениям необходимо ускоренное формирование современного и стабильного национального страхового рынка, способного стать реальным инструментом защиты интересов государства, граждан и хозяйствующих субъектов. История развития страхования показывает, что рыночные механизмы регулирования страхового рынка сами по себе недостаточны для стабильного и устойчивого роста страхового рынка. В транзитной экономике существенно возрастает роль и место страхового законодательства. Роль правового регулирования страховой деятельности заключается в обеспечении финансовой стабильности страхового рынка и страховых организаций и поддержании доверия к страховой системе в целом, надлежащего уровня защиты интересов потребителей страховых услуг, равноправных условий для деятельности страховых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции на страховом рынке. Создание современной национальной страховой системы требует разработки и поэтапной реализации мер по подъему рынка страховых услуг на качественно новый уровень. Это, в свою очередь, зависит от совершенства законодательной базы, эффективности налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики государства, качества надзора за страховой деятельностью и надежностью работы страховых организаций. В настоящее время существует необходимость в создании правовых, экономических и иных предпосылок для повышения качества страховой защиты, более полного использования возможностей страхования и его инвестиционных ресурсов. Реализация этих и других мер по развитию страховой системы республики невозможна без активного участия в этом процессе государства и его органов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что одним из приоритетов для нашего государства является формирование и дальнейшее развитие нормативно-правовой базы государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью в республике, адекватной международным требованиям, которая являлась бы гарантом дальнейшего развития страхового рынка. При существующем уровне платежеспособного спроса на услуги добровольного страхования приоритетным является обязательное страхование, которое позволит создать страховую защиту для потенциально рисковых групп населения, юридических лиц, а также значительно снизить затраты государства на возмещение ущерба пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф. В целях прекращения практики принятия нормативно правовых актов, содержащих декларативные нормы об обязательности страхования, необходимо создать законодательную основу обязательного страхования в республике. Система обязательного страхования должна предусматривать эффективную защиту имущественных интересов государства, граждан и юридических лиц от стихийных бедствий, аварий и катастроф при минимальных затратах бюджетных средств. Для этого необходимо провести инвентаризацию соответствующих объектов, определить их стоимость, риски, от которых будет предоставляться страховая защита, и формы страхования, а также изыскать источники осуществления страховой защиты. Обязательное страхование должно основываться на принципе формирования страховых резервов для компенсации ущерба и возмещения убытков застрахованным лицам и иным выгодоприобретателям и исключать финансирование мероприятий, направленных на сокрытие фактов бесхозяйственности организаций, за счет средств страхователей. Принятие законодательных актов должно осуществляться на основе предварительной финансово-экономической проработки, подтверждающей возможность решения проблем страховой защиты в обязательной форме и на предлагаемых условиях. Развитие предпринимательства предполагает осуществление страхования ответственности при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг, в результате которых может быть причинен вред третьим лицам, а также осуществление страхования профессиональной ответственности таможенных брокеров, риэлтеров, аудиторов, оценщиков, врачей, арбитражных управляющих и др. Некоторые страховщики не располагают достаточными для страхования крупных рисков финансовыми средствами, однако, передав часть рисков перестраховщику, страховая компания может гарантировать выполнение своих обязательств перед клиентами. В республике на сегодняшний день не существует нормативно-правовой базы, обеспечивающей всестороннее регулирование операций по перестрахованию. Для обеспечения таких гарантий необходимо выработать нормативные документы, устанавливающие стандартные положения договоров перестрахования. Указанные меры позволят также упорядочить трансграничное перестрахование и предотвратить необоснованный отток валютных средств за границу. Для дальнейшего развития страхования и перестрахования в республике необходимо стимулировать создание страховых пулов, расширение участия страховщиков в международных системах перестрахования. Необходимость защиты прав и интересов страхователей обусловливает создание всеобъемлющей системы регулярной отчетности страховых компаний и механизма ее анализа с целью постоянного мониторинга платежеспособности отдельных компаний и сектора в целом. Кроме того, необходимо установление единых форм бухгалтерской отчетности, принципов бухгалтерского учета и плана счетов для страховых организаций, которые учитывали бы специфику страховой деятельности и обеспечивали необходимую прозрачность деятельности страховых компаний. Приоритетным направлением регулирования и надзора за страховой деятельностью в республике остается, по нашему мнению, "дистанционный мониторинг" страховых организаций, при котором вышеуказанные формы отчетности позволят объективно и правильно оценивать состояние финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков. При этом необходимо установление требований к платежеспособности и финансовой устойчивости отечественных страховщиков, которые соответствовали бы международным нормам. На сегодняшний день платежеспособность страховых организаций контролируется на основе анализа свободных активов страховщика. В этих целях применяется расчет нормативного соотношения между активами и обязательствами, построенный на тех же принципах, что и исчисление маржи платежеспособности в странах ЕС. Однако принятые в республике методы основаны на учете размера поступления страховой премии, а не страховых выплат. Это может приводить к неадекватности маржи платежеспособности и реальной потребности в свободных активах в случаях высокой убыточности проведения страховых операций. В целях повышения эффективности надзора необходимо использование принятой в ряде стран "системы раннего предупреждения" финансовых проблем в страховых организациях, основанной на использовании индексов соотношения между темпами роста поступлений страховых премий, роста капитала и свободных активов страховщика, коэффициента расходов на ведение страховой организации, страховых выплат, страховых резервов. Выбранный перечень таких индексов позволяет выявлять страховщиков, приближающихся к критическим с точки зрения финансовой устойчивости отметкам, и применять к ним оперативные меры воздействия. Кроме того, последующий контроль на основе анализа бухгалтерской информации может быть осуществлен спустя не менее 6 месяцев после окончания отчетного периода. За столь продолжительный период времени фактическое финансовое состояние страховщика может существенно ухудшиться и меры надзора могут быть приняты слишком поздно, что существенно осложняет эффективную защиту интересов страхователей и выгодоприобретателей по договорам страхования. Крайне актуальным в свете постановления Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2007 года №618 "О мерах по дальнейшему реформированию и развитию рынка страховых услуг" становится вопрос о создании страховых организаций, осуществляющих страхование жизни, и развитии страхования жизни, трудоспособности и здоровья, системы аннуитетов и иных социально значимых видов страхования. Также необходимо разработать порядок формирования страховых резервов в отрасли страхования жизни. В данном случае актуальным вопросом является необходимость ускорения создания института актуариев с учетом международных стандартов. Актуарная оценка - необходимый элемент обеспечения надежности и финансовой устойчивости системы страхования, поэтому деятельность актуария получила правовое обеспечение. Для защиты прав и интересов страхователей важное значение имеет их информированность о финансовом состоянии той или иной страховой организации и на основании такой прозрачной информации возможность выбора страховщика. Также такая информация необходима не только для страхователей, но и для самих страховщиков, для самооценки, также для учредителей и перестраховщиков. Такой информацией является рейтинговая оценка действующих страховщиков и перестраховщиков. Методика анализа финансового положения страховых компаний позволяет выявить важнейшие количественные параметры деятельности страховщиков, их сильные и слабые стороны, пути решения возникающих проблем, что актуально для всех местных компаний. Анализ различных аспектов финансовой деятельности компаний рассматривается как первый шаг к определению рейтинга. Методика может предусматривать анализ общих итогов деятельности компаний. Сопоставление таких общих и частных результатов представляет значительный интерес, более четко показывая последствия диверсификации страховых операций для финансового положения страховщиков. Страховое законодательство республики находится в стадии становления и развития, и его основной задачей на ближайшую перспективу остается создание оптимальных условий для развития национального страхового рынка.
Вся пресса за 4 октября 2007 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, За рубежом
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 декабря 2024 г.
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Рекомендации Банка России: как продавать финансовые продукты в дистанционных каналах
|
|
AK&M, 28 декабря 2024 г.
Китайская фармацевтическая компания BGM приобрела ИИ-платформу AIX
|
|
Regnum, 28 декабря 2024 г.
«На абордаж!». Финны открыли охоту за «теневым флотом» в Балтийском море
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон об усилении контроля ФАС за сделками крупных банков и финорганизаций
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Власти РФ снизили до 30% максимальную франшизу при страховании урожая в России
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон, усиливающий контроль за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Приказ от 28.12.2024 г. № ОД-2378
|
|
Газета.Ru, 28 декабря 2024 г.
На Пхукете у россиянки требуют 9 млн рублей на лечение после ДТП, где ей насквозь пробило ногу
|
|
Интерфакс, 28 декабря 2024 г.
Самолет Шарм-эль-Шейх - Москва экстренно сел в Каире из-за болезни пассажира
|
|
МВД Медиа, 28 декабря 2024 г.
Двоих мужчин, инсценировавших кражу иномарки для получения страховки, задержала полиция Красноярска
|
|
ИркутскМедиа, 28 декабря 2024 г.
Родственники погибших в ДТП в Братском районе смогут получить выплаты в 2 млн рублей
|
|
Говорит Москва, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон о дополнительном контроле за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
МК в Калуге, 28 декабря 2024 г.
Калужане сократили расходы на страховки
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 28 декабря 2024 г.
В России начинает действовать обязательное электронное урегулирование убытков по ОСАГО
|
|
Радио Sputnik, 28 декабря 2024 г.
Страховщик рассказал о том, что такое долевое страхование жизни
|
|
Report.Az, Баку, 28 декабря 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 11 месяцев
|
|
Финмаркет, 28 декабря 2024 г.
«Финам» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхование» с целью 140 руб
|
 Остальные материалы за 28 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|