Начальник отдела андеррайтинга компании "Согласие" Сергей Рябцев опасается, что законодатели не смогли просчитать, насколько увеличится давление на показатель убыточности в ОСАГО при реализации планируемых нововведений. Он также охарактеризовал основные тенденции развития бизнеса автострахования в 2007 г.
Интерфакс,
19 ноября 2007 г.
Страховщики встревожены перспективами роста убыточности в ОСАГО 1742 просмотра
Страховщики встревожены перспективами роста убыточности в ОСАГО. Такое мнение высказал начальник отдела андеррайтинга СК "Согласие" Сергей Рябцев в интервью агентству "Интерфакс-АФИ". Он опасается, что законодатели не смогли просчитать, насколько увеличится давление на показатель убыточности в ОСАГО при реализации планируемых нововведений. Специалист также охарактеризовал основные тенденции развития бизнеса автострахования в 2007 году.
- Приготовил ли вам этот год какие-то сюрпризы, оправдались ли надежды на темпы роста бизнеса в 2007 году за истекшие 9 месяцев? - По приросту сборов по "автокаско" за три квартала прогнозы компании "Согласие" полностью воплотились в жизнь. Рост премий составил примерно 20%. Рынок ОСАГО стабилизировался, клиенты распределились по компаниям. Бизнес сохранялся примерно в параметрах 2006 года. Правда, не следует забывать: четвертый квартал наиболее прибылен в ОСАГО. Разница в сборах составляет от 10% до 20% по "каско" и ОСАГО.
- А убыточность? - Убыточность, учитывающая все расходы страховщика в ОСАГО, то есть учитывающая в числе прочих расходы на ведение дел, в среднем по рынку приближается к 70%, как полагают эксперты. Напомню, убыточность по ОСАГО на уровне 77% означает, что страховщик сработал "в ноль".
- То есть вы полагаете, что "запас прочности" в тарифах ОСАГО невелик? - По хорошему, базовую ставку тарифа по ОСАГО нужно было бы индексировать хотя бы с учетом инфляции. За 4 года применения закона официальная инфляция накопилась в размере 50% (по 11% за год с учетом рекапитализации процентов). За это время выросли цены на работы в автосервисах минимум на 20%, на детали машин - тоже примерно на 15%. Между прочим, на рынке выросла стоимость сопутствующих услуг, в частности, связанных с составлением калькуляции. Однако, надо полагать, ни до завершения выборных кампаний, ни сразу после их завершения, постановка вопроса о повышении базового тарифа по ОСАГО невозможна. В РСА в настоящее время обсуждается вопрос о пересмотре ряда территориальных коэффициентов. Но это все.
- Зато по "автокаско" конъюнктура рынка пока хороша, парк увеличивается из года в год... А что будет, когда начнется стагнация в продажах автомобилей? - Об этом никто не думает, тарифы в "автокаско" рассчитаны на растущий портфель. Все живут сегодняшним днем, увеличивающимися сборами. Если прирост портфеля сильно затормозится, рынку потребуются иные тарифы. И тут начнутся проблемы, поскольку увеличение тарифа для компании связано с потерей конкурентных преимуществ. Сделать это трудно. Единственный выход для автостраховщиков - накапливать резервы, они позволят амортизировать процесс роста убытков при замедлении развития бизнеса. Кстати сказать, прирост сборов по "автокаско" в основном обеспечивается сегодня потоком новых автомобилей, в том числе приобретенных в кредит. Эта категория транспортных средств по ряду моделей демонстрирует убыточность минимум выше среднего уровня по портфелю "автокаско". Неудивительно, ведь по этой категории договоров отмечается повышенное количество мошенничеств.
- Как вы объясняете то, что угонщики переключились в этом году на дорогие автомобили? Какой автомобиль оказался хитом сезона по угонам в портфеле вашей компании? - Наш портфель не демонстрирует резкого изменения тенденции в предпочтениях угонщиков. Все идет, как годом раньше. Правда, хитом сезона по угонам стала, непонятно почему, Toyota Avensis. Машина ничем не блещет, но по количеству угонов - абсолютный лидер. Популярностью пользуется Toyota Camry и Honda Accord... Число угонов машин бизнес-класса, действительно, выросло в этом году. Чем это вызвано - вопрос спорный. Не исключено, что некоторые угонщики, которые специализировались на дешевых марках, "повысили квалификацию" и переключились на более дорогие модели. Хотя, в принципе, эти "аудитории" не пересекаются. Недоумение специалистов вызвал всплеск угонов Bentley на российском рынке, поскольку легализовать такие машины слишком тяжело. Видимо, они продаются за пределы РФ или в кавказские республики. В последнее время Казахстан с точки зрения страховщиков стал просто "черной дырой". Угоны по Оренбургской, Иркутской областям в основном связаны с отправкой автомобилей в Казахстан. Видимо, там также растет благосостояние населения и увеличивается спрос на автомобили.
- Законодатели полагают, что в тарифе по ОСАГО есть еще некоторый запас, во всяком случае нововведения определенным образом стимулируют развитие убыточности в этом сегменте. - Поправки в ОСАГО, которые уже поддержаны парламентом, способны вызвать негативные настроения страховщиков и стимулируют развитие убыточности в этом виде страхования.
- Что конкретно вы имеете в виду? - Предложение пострадавшему обращаться в свою компанию - еще куда ни шло. А вот упрощенная система урегулирования убытков в пределах 25 тыс. рублей... Во-первых, как определить точный размер ущерба? Во-вторых, если один в теме понимает и готов определить стоимость восстановительного ремонта, почему второй участник должен ему поверить? В-третьих и в главных - эта новация открывает широкую дорогу мошенникам. Представьте - все мелкие убытки на машинах, не застрахованных по "автокаско", придут страховщикам ОСАГО очень быстро. Между прочим, даже 20 тыс. рублей - это $800. На эти деньги при желании можно заменить два элемента с покраской на недорогой иномарке. Добавьте к этому право неограниченного числа обращений и отсутствие действующей системы "бонус-малус", которая позволяет выслеживать и штрафовать убыточных клиентов за аварийную езду. По нашим экспертным оценкам, число обращений по поводу мелких убытков может увеличиться сразу в 1,8 раза после введения упрошенной процедуры урегулирования убытков. Уровень убыточности в ОСАГО увеличится минимум на 10-15%.
- Как же такая система работает на Западе? - Там у людей другой менталитет, обман страховщика не относится к национальной доблести, а наказание за это предусмотрено специальными разделами в законодательстве.
- Может ли вводиться упрошенная система урегулирования по мелким убыткам в "автокаско"? - Вряд ли. Но в этом виде бизнеса уже есть некий аналог. В правилах страхования каждой компании по "автокаско" заложена возможность один или несколько раз при незначительном ущербе отремонтироваться без справок. Это та же самая "упрощенка". У каких-то компаний это право дается в рамках 5%-ного лимита от страховой суммы. У нас по правилам при повреждении остекления салона, повреждении фар, фонарей, зеркал, бамперов можно отремонтироваться без справок. То есть ущерб в ряде случаев может определяться суммой более 5% от общей страховой.
- Как скажется на уровне убыточности в ОСАГО ведение лимита на каждого пострадавшего в ДТП в размере 160 тыс. рублей? - Думаю, что обращения к страховщикам ОСАГО за возмещением по ущербу жизни и здоровью граждан участится. Но просчитать возможное влияние на показатель убыточности в ОСАГО пока не представляется возможным.
- Эта поправка потребует замены всех бланков полисов ОСАГО в марте этого года. Думаете, российские автостраховщики успеют это сделать? - Во всяком случае, готовиться к этому надо начинать активно уже сейчас. Нельзя допустить повторение опыта начала истории ОСАГO, когда компаниям приходилось гнать транспорт к Гознаку и забирать бланки полисов самовывозом.
- По некоторым данным, ряд региональных компаний готов отдать свои портфели ОСАГО федеральным автостраховщикам. Сложно ли сделать это технически? - Пока эта тема в большей степени - предмет обсуждения на рынке. Крупные страховщики в принципе могут взять такие портфели, если они будут передаваться с какими-то страховыми резервами. Если резервов нет, портфели ОСАГО взять никто не захочет, убытки упадут на РСА. Технически передать портфель без согласия каждого страхователя по ОСАГО можно. В конце концов, эта процедура совершается на благо клиента.
- Хотелось бы обсудить ситуацию, сложившуюся в практике судов. Тема выплат, присуждаемых по утрате товарной стоимости, будоражит в последнее время автостраховщиков. Также дискутируется вопрос о выплатах без учета износа ТС. В самом деле все так серьезно? - Если страховщиков законодательно обяжут платить в этих случаях - очень, поскольку скачок в убыточности в ОСАГО будет значительный. Пока такие прецеденты встречаются в практике судебных решений, но по-прежнему они не отражены у российском законодательстве. Мне кажется, наши суды, принимающие решения о выплате УТС, не вполне понимают, о чем вообще идет речь. Понятие УТС отсутствует в федеральном законодательстве. Оно сформулировано только в руководящих документах, которым пользуются эксперты. Это всего лишь методика, разработанная НАМИ и утвержденная Минтрансом РФ, по определению стоимости восстановительного ремонта транспортных средств. УТС считается для автомобилей не старше 5 лет. Но это не значит, что для машин моложе 5 лет это понятие легально. Сам расчет коэффициента, по мнению страховщиков, несовершенен. Для новых автомобилей применение такой методики приводит к тому, что расчетные величины могут достигать очень высоких значений. Не вполне ясно, почему в таких спорах без законодательного обоснования суды выносят решения, принуждающие страховщиков платить ущерб, о котором в законе об ОСАГО ничего не сказано.
- Суд стремится встать на сторону слабой стороны. - Еще большой вопрос, кто порой в таких спорах оказывается слабой стороной. Так или иначе, если мы хотим признать существование УТС, надо придать ему легальный статус. Пока говорить не о чем.
- Давайте поговорим о такой статье расходов автостраховщика, как выплата комиссий посредникам. Растет ли этот показатель? - Когда-то считалось, что 15-17% комиссия агенту-физлицу вполне приемлема. Сегодня я бы определил комиссию в пределах разумного по "автокаско" уровнем до 25%. Но на рынке используются величины и в 28%, и в 30%. Не надо забывать, что компания, кроме подоходного налога, платит ЕСН от суммы комиссии, а это еще 26%.
- А посредникам-юрлицам, дилерам, брокерам платится до 50% комиссий от суммы договора? - Мы - нет. Платим до 25%. Хотя аппетиты дилеров и впрямь растут. Для дилеров, торгующих иномарками, основным бизнесом, как ни парадоксально, становится не продажа автомобилей (маржа продавца по ряду моделей не превышает $300 за автомобиль), а продажа дополнительных услуг.
- Исследователи высказали опасение - дилеры скоро организуют не только свои банки, но и страховые компании. Это реальная угроза? - Не думаю. С одной стороны, такая стратегия противоречит интересам менеджмента части дилеров, в карман которых непосредственно попадают комиссионные выплаты. С другой, дилер лишается потока ремонтных заказов, которые оплачивает сторонний страховщик. Если это будет делать собственный - деньги просто перекладываются из одного кармана в другой. Есть определенный ориентир: один рубль премии, полученной страховщиком, должен обеспечить примерно на 1 рубль ремонтных объемов.
- Водители жалуются на очереди на ремонт у официальных дилеров, их записывают на весну следующего года. Говорят, дилеры передают даже заказы другим ремонтникам, чтобы разгрузить очереди. Это так? - Да, так бывает. Клиент не знает, что его машину везут чуть ли не в гараж к дяде Васе, там ремонтируют и выдают за ремонт, произведенный у дилера. Это, конечно, безобразие, поскольку никто не может поручиться, что ремонт сделан с соблюдением всех правил. Технология дилера - важная вещь. Соблюдение стандартов и отличает дилера от недилера. Вряд ли при такой передаче процесс ремонта как-то контролируется. Вообще говоря, все это смахивает на мошенничество. Хотя понять дилеров можно - продажи автомобилей растут лавинообразно, они предпринимают меры, открывают новые центры, но это невозможно сделать быстро.
Вся пресса за 19 ноября 2007 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Лица, Автострахование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
31 января 2025 г.
|
|
Национальная служба новостей (НСН), 31 января 2025 г.
Рынок без стабилизации: Повышение лимитов по ОСАГО назвали несвоевременным
|
|
ТАСС, 31 января 2025 г.
КС защитил право граждан на компенсацию за лечение вне ОМС
|
|
Тренд, Баку, 31 января 2025 г.
В Азербайджане увеличились поступления и выплаты по страхованию имущества
|
|
Известия онлайн, 31 января 2025 г.
ОСАГдили: Минфин раскритиковал новые инициативы по автострахованию
|
|
Коммерсантъ-FM, 31 января 2025 г.
«Самыми похищаемыми элементами с автомобиля остались колеса»
|
|
Новый Калининград.Ru, 31 января 2025 г.
В Калининградской области в каждом пятом ДТП водители не имели страховки
|
|
Inbusiness.kz, 31 января 2025 г.
Банки не слишком заинтересованы в финансировании страхования имущества от ЧС
|
|
zakon.kz, 31 января 2025 г.
Это методы цивилизованного мира: глава МЧС о страховании жилья от ЧС
|
|
Российская газета онлайн, 31 января 2025 г.
Аналитики выяснили, как теряют в цене китайские автомобили
|
|
Агроэксперт, 31 января 2025 г.
Страховку в 1,1 млрд рублей получило рыбохозяйство после вспышки лососевой вши
|
|
РБК.Мурманск, 31 января 2025 г.
Рыбоводы Заполярья получили компенсацию за гибель рыбы на 1,1 млрд руб.
|
|
Конкурент, Владивосток, 31 января 2025 г.
«Это недопустимо». Минфин дал жесткую установку по ОСАГО
|
|
Национальное аграрное агентство, 31 января 2025 г.
Агростраховщики в 2024 году выплатили аграриям более 8 млрд рублей
|
|
РБК.Татарстан, 31 января 2025 г.
В Казани ожидают снижения стоимости полиса ОСАГО до 4%
|
|
Медвестник, 31 января 2025 г.
Медицинские страховщики разработали стандарт сопровождения участников СВО
|
|
Российская газета онлайн, 31 января 2025 г.
Риелторы и турагенты переходят в продавцы страховок
|
|
Парламентская газета, 31 января 2025 г.
Европротокол можно будет оформить через страховые компании
|
 Остальные материалы за 31 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|