Экспансия западных страховых компаний на Восток набирает силу. Процесс не вызывает особого оптимизма. Страховые рынки в Польше, Чехии, Венгрии и других странах Восточной и Центральной Европы уже полностью перешли под контроль международных корпораций. Аналогичный процесс начался и на Украине. А что грозит нам, задается вопросом журнал.
Национальный банковский журнал,
5 ноября 2007 г.
Сибирский Клондайк ждет 1300 просмотров
Но спокойной жизни западным страховщикам не обещает
Экспансия западных страховых компаний, поддерживаемых крупными банковскими монополиями, на Восток набирает силу. Процесс не вызывает особого оптимизма. Страховые рынки в Польше, Чехии, Венгрии и других странах Восточной и Центральной Европы уже полностью перешли под контроль международных корпораций. Аналогичный процесс начался и на Украине. А что грозит нам?
Наши ряды еще не стройные, но уже боевые Противостоять натиску компаний, богатых и готовых нести убытки в течение длительного периода адаптации к условиям российского рынка, к тому же прекрасно оснащенных современными технологиями, способных предложить клиенту немало разнообразных страховых продуктов, действительно, сложно. Но только на первый взгляд. В России "интервентов" поджидает несколько сюрпризов. Они, с одной стороны, сдерживают западных страховщиков, а с другой - дают отечественным компаниям отсрочку для укрепления своих позиций на местном рынке. Принято считать, что российский страховой рынок привлекателен для инвестиций. Он растет весьма активно, увеличиваясь примерно на 25- 30% в год. По предварительным прогнозам, в этом году его объем составит примерно $25 млрд. Количество зарегистрированных страховых организаций - более 800. Однако 85% оборота страховых услуг приходится всего лишь на 100 страховщиков. Всех участников рынка можно условно разделить на три группы. В первую входят компании, которые могут себе позволить развивать глобальную региональную сеть и продавать все виды страховых услуг. Они, обладая мощным потоком наличности (от $0,3 до $1 млрд.), занимаются корпоративным страхованием и пока убыточной розницей. Их примерно 25-30. Ко второй группе, состоящей из 100-150 компаний, относятся те, у кого такого потока мощного cash-flow нет. Эти компании выбирают нишевую стратегию, специализируясь либо на целевом клиентском сегменте, либо на продукте, либо на регионе. На своем поле они эффективно противостоят как крупным российским, так и западным компаниям. Третью, самую многочисленную группу страховых компаний представляют мелкие кэптивные компании и компании, которые не имеют ни достаточного денежного потока для дальнейшего развития, ни четко выраженной стратегии. У них есть три выхода: либо искать ресурсы для развития, либо продаваться, либо уходить с рынка.
Эра выплат Первая и, пожалуй, самая серьезная тенденция, которая уже три года развивается на отечественном страховом рынке, - это рост убыточности операций. Сейчас средний уровень убыточности по КАСКО составляет 65%, по ОСАГО - 60%, по имущественному страхованию - 40-45%. Причиной развития этой тенденции является уход страховых компаний от схем налогообложения, при которых выплат не было, и развитие классического страхования. Рост уровня убыточности снижает операционный результат деятельности страховых компаний. В то же время неоперационные расходы компаний на IТ, персонал, инфраструктуру и сбытовые сети постоянно увеличиваются. Поэтому денег на развитие у страховщиков не хватает. Слабая финансовая база снижает конкурентоспособность наших компаний. Судите сами: у российских компаний операционный результат в доходах составляет 75-80%, инвестиционный доход - 10-15%, а у западных - операционный результат - 10-15%, инвестиционный доход - 75-80%. Иными словами, иностранцы покрывают убытки страховых операций инвестиционным доходом. У нас такой возможности пока нет. Однако, даже если россияне найдут способ решения финансовых проблем, им все равно будет мешать другая тенденция. Речь идет о проблемах управления внутри компаний. В июле 2007 года специалистами Западноевропейского исследовательского центра был проведен опрос среди топ-менеджеров местных и российских страховых компаний для определения факторов, которые мешают развитию страхового бизнеса. Его результаты производят впечатление. Так, западные управленцы на первое место поставили чрезмерную зарегулированность рынка, на второе - стихийные бедствия и катастрофы, на третье - качество менеджмента. В России же на первом месте оказалось качество менеджмента. Хочу отметить, что качество управления - это не только кадровый голод. В компаниях плохо поставлен инвестиционный и финансовый менеджмент, нет мотивации для персонала, отсутствует корпоративная культура. В большинстве российских компаний не отлажено операционное управление. У многих страховщиков отсутствует система стратегического управления. Большие проблемы существуют в управлении информационными технологиями.
Где найти клиентуру? Третьей тенденцией развития страхового рынка является дефицит клиентуры. В первую очередь его ощущают розничные компании. Причина кроется в низком уровне жизни россиян. Так, если семья тратит на продукты питания и предметы первой необходимости от 40% до 70% бюджета, ни о каком страховании жизни говорить не приходится. А поскольку в таком трудном положении находится почти 85% населения страны, то реальный потенциал увеличения клиентской базы ограничен. Вместе с тем, страхованием КАСКО охвачено не более 10% автовладельцев, полисы имущественного страхования имеет не более 5% населения. Однако даже при таком охвате (а скорее неохвате) населения страхованием компании больше думают не о сохранении старых, а о привлечении новых клиентов. В отдельных компаниях после первого года обслуживания уходит 60% клиентов! В западных страховых компаниях эта цифра составляет порядка 20%. Что касается корпоративных клиентов, то и с ними работать непросто. Сегодня клиенты оценивают страховую компанию по трем главным параметрам: качеству и скорости выплаты, а также по скорости принятия решения по вопросам обслуживания на всех этапах жизненного цикла страховой услуги. Все большее количество страхователей, столкнувшись с волокитой и забюрократизированностью крупнейших страховых компаний, обращаются к страховщикам с более гибким и мобильным управлением. Иными словами, переходят от лидеров рынка к представителям второй группы участников. При этом агрессивная реклама или известный бренд не влияют существенно на выбор страховой компании. Клиенты по старинке руководствуются советами знакомых и друзей, в более редких случаях - мнением агента.
Золотая лихорадка Ситуация на отечественном страховом рынке, безусловно, привлекает иностранный капитал. Кроме того, на Западе в аналогичном секторе экономики доходность составляет всего 3-5%. Поэтому возможность получить 1015% прибыли в России воспринимается как Клондайк времен Золотой лихорадки. Со вступлением страны в ВТО положение страховых "интервентов" может существенно улучшиться. Конечно, не сразу, но через пять лет после вступления страны в ВТО им разрешат открывать филиалы, и тогда иностранный капитал устремится в нашу страховую индустрию стройными рядами. Придет он, естественно, не с пустыми руками. У иностранцев есть три неоспоримых конкурентных преимущества: возраст страхового бизнеса, финансовые ресурсы и технологии. Поэтому неслучайно мы стали свидетелями крупных сделок по приобретению западными финансовыми игроками российских страховых компаний. Однако спокойной жизни у иностранцев на новом рынке не будет. Основной проблемой для них является незнание особенностей развития страхового бизнеса в России, менталитета и психологии россиян. Именно поэтому созданные для развитых рынков стандарты и процедуры в России часто не работают. Между тем развивающийся рынок требует нестандартных подходов и решений. Кстати, самой сложной для иностранцев после приобретения российской компании является проблема формирования у нее западной корпоративной культуры, на решение которой уходят годы.
Банки и страховые компании близнецы-братья По мере развития финансовых рынков сотрудничество банков и страховых компаний идет все более успешно, т. к. у них есть взаимный интерес. Концепция банковского страхования заключается в интеграции банков и страховых компаний для координации продаж, совмещения страховых и банковских продуктов, каналов их распространения или выхода на одну и ту же клиентскую базу, а также доступа к внутренним финансовым ресурсам партнера. Характер интеграции конкретных учреждений, услуг, каналов их распространения, внутренних финансовых ресурсов может быть самым различным. Перед банковским страхованием в России стоят две, пожалуй, самые сложные проблемы. Первая - банковские служащие не обладают достаточной подготовкой для продажи накопительных страховых программ. Вторая проблема - банки должны научиться консультировать и продавать комплексные страховые продукты, особенно состоятельным клиентам. Вопрос упирается в получение необходимой квалификации в страховании, не уступающей квалификации агентов страховых компаний. Формы взаимодействия банков и страховых компаний разнообразны. На начальном этапе сотрудничество между ними ограничивается договорными отношениями обслуживания. Так, банк держит депозиты страховщика. Страховая компания страхует имущественные и, возможно, финансовые риски банка, либо участвует (в нынешних российских условиях - достаточно редко) в программе ВВВ. Данная форма взаимоотношений не является в чистом виде banсassurance, т. к отсутствует конвергенция продуктов или каналов продаж. Однако как этап первого знакомства и получения опыта работы друг с другом такая фаза применяется довольно часто. Следующая фаза и основа более тесного сотрудничества в рамках распространения собственно продуктов страховых услуг по соглашению с банком через его сеть или, например, кредитов или других банковских услуг клиентам страховщика через его агентскую сеть. В ряде случаев, когда потенциалы клиентских баз примерно равны, обе организации договариваются о совместном распространении своих продуктов. Также распространены различные формы кооперации. Например, партнеры образуют договорной альянс, создавая друг для друга на долгосрочной основе "режим наибольшего благоприятствования" в определенной области сотрудничества. Это более высокая ступень сотрудничества между страховщиком и банком, требующая координации совместного бизнеса в форме создания подразделений. К практическим проявлениям кооперации относится довольно распространенное на российском рынке внедрение одной (более простой) услуги в другую. Например, включение страхования медицинских расходов выезжающих за рубеж в пакет услуг по банковской карточке. Разумеется, при такой форме сотрудничества и банк, и страховая компания могут быть независимыми друг от друга в смысле владения (перекрестного владения) долями в акционерном (паевом) кап Слияние или поглощение - механизмы развития бизнеса, с помощью которых банк либо страховщик намерены реализовать свои стратегические цели. Поглощение является наиболее распространенной и доказавшей свою эффективность стратегией реализации банковского страхования среди общемировых лидеров финансовых рынков. Большинство сделок поглощения в России и за рубежом расстраивались либо приводили к худшим, чем планировалось, результатам именно из-за неадекватной оценки собственных возможностей компанией-инициатором или неправильной оценки рисков проекта. Высшей формой интеграции банка и страховой компании является финансовый супермаркет. Ее обязательное условие осуществления - наличие в высших органах управления структур достаточного числа менеджеров, не просто знакомых с банковским и со страховым бизнесом, но и мыслящих, и выстраивающих стратегию развития бизнеса по конвергентному пути. Кроме того, банковская и страховая структуры должны быть тесно интегрированы между собой едиными каналами дистрибуции финансовых услуг. Другими словами, для реализации такой модели развития бизнеса необходимо от тактики использования возможностей партнера для развития собственного бизнеса перейти к стратегии развития интегрированного банковскострахового бизнеса. К данной форме относится практика организации собственных банков страховыми компаниями и страховщиков - дочерних компаний банков. Организация собственного бизнеса в области банковского страхования уже подразумевает ориентацию не на сотрудничество банка и страховщика, а на создание новой конвергентной структуры, предоставляющей полный спектр финансовых услуг. Все отмеченные модели сегодня реализуются в России с разной степенью успеха. Несомненно одно: доля банковских продаж в общем объеме премии, собираемой страховыми компаниями, будет расти.
Николай НИКОЛЕНКО, первый заместитель председателя правления Русского Страхового Центра
Вся пресса за 5 ноября 2007 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иностранцы в России
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
21 февраля 2025 г.

|
|
Sputnik Армения, 21 февраля 2025 г.
Страховые компании Армении зафиксировали за день более тысячи ДТП

|
|
Интерфакс, 21 февраля 2025 г.
Минюст США расследует практики работы UnitedHealth с программой Medicare

|
|
ТАСС, 21 февраля 2025 г.
Новосибирские аграрии получили возмещение на сумму 50 млн рублей после гибели посевов

|
|
РБК, газета, 21 февраля 2025 г.
Между лечением и наказанием

|
|
ТАСС, 21 февраля 2025 г.
Мнение общественности учтут в проекте приказа о критериях качества медпомощи в РФ

|
|
Новости Армении-NEWS.am, 21 февраля 2025 г.
Оппозиционный депутат предлагает пересмотреть штрафные санкции в Армении за езду без полиса ОСАГО

|
|
Дума ТВ, 21 февраля 2025 г.
Тумусов призвал исключить частные страховые медицинские компании из системы медстрахования

|
|
СенатИнформ, 21 февраля 2025 г.
Военные смогут лечиться в гражданских медучреждениях по полису ОМС

|
|
Агроэксперт, 21 февраля 2025 г.
Аграриев Курганской области призвали усилить страхование посевов

|
|
ВЕДОМОСТИ Урал, Екатеринбург, 21 февраля 2025 г.
Автомобилистам начнут рассылать уведомления об истечении полиса ОСАГО через «Госуслуги»

|
|
Вечерние ведомости, Екатеринбург, 21 февраля 2025 г.
Автомобилистам начнут рассылать уведомления об истечении полиса ОСАГО через «Госуслуги»

|
|
Прецедент ТВ, Новосибирск, 21 февраля 2025 г.
Новосибирские аграрии получили больше 50 млн рублей за гибель посевов

|
|
РИА Томск, 21 февраля 2025 г.
Показатель удовлетворенности томичей медициной в 2024г достиг 43,6%

|
|
ТАСС, 21 февраля 2025 г.
На Запорожскую область приходится 20% всех полисов ОСАГО в Донбассе и Новороссии

|
|
Лента.Ру, 21 февраля 2025 г.
Пациенты попросили Минздрав изменить критерии оценки качества медпомощи

|
|
За рулем, 21 февраля 2025 г.
ОСАГО и каско: почему такая разница в цене

|
|
Медвестник, 21 февраля 2025 г.
Страховщики предупредили о падении качества медпомощи при сокращении бюджетов от штрафов

|
 Остальные материалы за 21 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|