|
|
Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынкеВсе самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств. Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме. Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.
|
|
|
|
|
|
|
Тенденции развития рынка автокредитования в России.
Рынок автокредитования, несмотря на кризис ликвидности, в 2007 году рос высокими темпами — достигнутые показатели превысили самые смелые прогнозы.
Аналитики предполагали, что к концу года объем этого рынка достигнет 14 млрд долларов. Свой прогноз они делали исходя из существовавшей на тот момент тенденции: 2006 год начался на отметке 4,6 млрд долларов, а закончился на уровне 7,8 млрд, то есть показал 70-процентный рост. Такой темп должны были поддерживать высокий уровень заинтересованности со стороны банков и спрос со стороны целевой аудитории. И к концу 2007 года становилось реальным выйти на рубеж 14 млрд долларов – именно эту цифру назвал, в частности, руководитель блока «Автокредитование» московского «Альфа-банка» Сергей Силантьев. В действительности же, по данным аналитического агентства «Автостат» (Тольятти), к этому времени объем данного рынка составил около 20 млрд долларов, а годовой рост 156% (см. график).
Через тернии — к росту
Примечательно, что автокредитование бурно росло на фоне разразившегося прошлой осенью мирового кризиса ликвидности, вызвавшего ужесточение кредитных условий (в первую очередь ставок) в большинстве российских банков. «Темпы роста объемов автокредитования в минувшем году заметно росли, — комментирует начальник отдела продаж кредитных продуктов казанского Татфондбанка Диана Шарафутдинова. — Но в четвертом квартале им пришлось сбавить обороты. В связи с изменением внешней среды на мировом финансовом рынке многие банки подняли процентные ставки и отменили наиболее рисковые схемы, например, автокредит без подтверждения доходов».
Участники рынка отмечают и другие — охладившие пыл автолюбителей — проявления финансовой нестабильности. Среди них участившиеся отказы в предоставлении кредитов и перенос срока выдачи заемных средств по уже одобренным сделкам. Если в первом случае потенциальный покупатель терял только время, то во втором — еще и деньги, поскольку не мог вовремя выкупить прибывший по заказу автомобиль. Причина подобного поведения банков (независимо от указанных ими формальных оснований) была одна — нехватка ресурсов. Автокредиты имеют долгосрочный характер, на фоне же кризиса ликвидности и у российских финансистов, привыкших к фондированию на зарубежных площадках, отчетливо проявился дефицит «длинных» денег.
Впрочем, несмотря на продолжающийся по сей день кризис, его влияние на отечественный финансовый рынок было недолгим: к концу 2007 года оно было практически полностью нейтрализовано — благодаря действиям Центрального Банка РФ, а также за счет внутренних резервов самих кредитных учреждений. Более того, осеннее падение спроса на потребительские (в том числе и автомобильные) кредиты уже к зиме было скомпенсировано динамичным ростом. Как результат, в некоторых банках (например, «Русфинанс») объем продаж за четвертый квартал даже оказался на уровне годового максимума.
Пора открытий и смягчений
Незадолго до кризиса рынок потребкредитования выдержал еще одно потрясение, на сей раз инициированное вступившим в силу 1 июля 2007 года требованием регулятора по раскрытию эффективных процентных ставок (ЭПС). В этот показатель, кроме процентов по кредиту, необходимо было включить еще и сборы за его оформление, открытие и ведение счетов, а также платежи банка в пользу третьих лиц — страховщиков, нотариусов и т.п. Иными словами, кредиторов принудили показывать клиенту все «подводные камни» займа. «Знание реального размера выплат позволило заемщикам делать более взвешенный выбор финансовой компании и кредитной программы», — отмечает содиректор коммерческой дирекции по развитию бизнеса и банковской сети банка «Сосьете Женераль Восток» (Москва) Иван Анисимов.
Результатом раскрытия реальной стоимости заимствования стало заметное смягчение кредитных условий. Так, многие банки вообще отказались от комиссии за оформление кредита (0,01-0,05% от долговой суммы) и от ежемесячного сбора за ведение ссудного счета (0,2-0,9%) либо же заменили последний на единовременный платеж (0,01%).
Ряд финансовых структур включил в стоимость кредита сумму страховки КАСКО (ставка 5-7% годовых), а также страхования жизни и потери трудоспособности заемщика (0,5-0,7%) на весь срок займа. «Помимо страховых гарантий, разработанный продукт дает клиенту дополнительные преимущества, — объясняет начальник управления продуктовой политики департамента автокредитования Русфинанс банка (Самара) Евгений Новиков. — У него нет необходимости ежегодно оплачивать страховую премию — она включена в сумму кредита. Все документы оформляются в одном месте. Страхование КАСКО и автомобиля, и дополнительного оборудования проводится по единому льготному тарифу и не предусматривает ограничений по количеству лиц, допущенных к управлению автомобилем».
В числе других, уже не связанных с ЭПС смягчений — уменьшение первоначального взноса (по ряду программ до 0%), сокращение необходимого пакета документов и сроков рассмотрения заявок. «Доминирующая тенденция на рынке автокредитования — стремление банков ускорить и максимально автоматизировать процедуру выдачи кредита», — утверждает руководитель направления автокредитования Первого объединенного банка (Самара) Роман Азнабаев. Поддерживает это мнение и Диана Шарафутдинова: «Наибольшим спросом в 2007 году пользовались экспресс-кредиты, основным преимуществом которых является минимальный комплект документов, необходимых для оформления сделки, — паспорт и водительское удостоверение, а также программы без первоначального взноса».
Желаемое за действительное
Что же касается собственно процентных ставок, то, несмотря на массовые заявления банкиров об их снижении, в автокредитных предложениях такового не наблюдается. Возможно, причина все в том же кризисе, нейтрализовавшем усилия банков по уменьшению цены заимствования, а возможно, в их стремлении выдать желаемое за действительное. Однако факт остается фактом: ставки по автокредитам сегодня даже выше уровня начала 2007 года — 15-20% по рублевым кредитам против прежних 10-14% и 13-17% по практически изъятым из продуктовой линейки валютным кредитам вместо 9-13%. На этом фоне некоторые игроки начали ценовые эксперименты. Так, «Русфинанс банк» отменил изменение ставки в зависимости от длительности кредита, назначив ей единое значение для всех сроков — от двух до семи лет.
Вместе с уже привычными схемами «trade in» и «buy back» (см. « Деньги на колесах: чем дальше, тем больше» в №33 журнала «Эксперт Волга» за 2007 год) ряд банков (в частности, «Союз», МДМ, ММБ и «Кредит Европа Банк») вывели на рынок программу кредитования под 0% годовых, или так называемый «автомобильный факторинг». По сути, это беспроцентная рассрочка платежа за приобретенный автомобиль. Основанием для такого предложения служат тесные партнерские отношения кредитных учреждений с автосалонами.
На практике схема выглядит следующим образом. Клиент выбирает автомобиль, заключает с автосалоном договор рассрочки его оплаты, после чего тот заключает с банком договор о переуступке денежного требования. Заемщик вносит часть стоимости машины в кассу автодилера, а оставшуюся сумму выплачивает в рассрочку банку. Проценты за пользование ссудой ложатся на автосалон, поскольку именно он переуступил задолженность банку, сразу получив от него остаток суммы, и обязан за эту услугу (факторинг) платить. Такие программы автодилеры сегодня предпочитают ценовым скидкам. Сумма дисконта как раз и идет на уплату процентов. Объясняется подобная замена просто: доля кредитных покупок год от года растет, и автосалоны понимают необходимость привлекать не только клиентов с деньгами, но и покупателей-заемщиков.
Рынок на вырост
Тему партнерства с автосалонами продолжает прошлогодний выход на российский, и в том числе поволжский, рынок банков мировых автоконцернов — «Toyota», «Mercedes», «Daimler AG». В конце января 2008 года начнет свою работу банк концерна «Peugeot Citroen». Заявляют о своем намерении открыть финансовые учреждения в нашей стране BMW и «Renault-Nissan». Причину такого интереса объясняет генеральный директор филиала «Peugeot» в России Стефан Ле Гевель: «В условиях мирового кризиса ликвидности мы наблюдаем снижение доли автомобилей, продаваемых в кредит в Европе, в России же совершенно иная картина».
Отечественный рынок автокредитования, очевидно, продолжит рост и в наступившем году. Во-первых, он далеко не насыщен (около 40% кредитных автомобилей против европейских 70%), во-вторых, смягчение кредитных условий и растущее благосостояние делают автокредиты доступнее, в-третьих, расширяется набор автокредитных программ, а значит, и целевая аудитория. Одновременно с уже существующими предложениями для подержанных авто, грузовиков, автобусов и спецтехники появляются новые продукты. Например, кредиты на маломерные суда и мототехнику, как в Первом объединенном банке (Самара).
Ссылаясь на мировой кризис ликвидности и общую нестабильность финансового рынка, банкиры не берутся прогнозировать темпы роста рынка в 2008 году, его будущий объем и долю автокредитов в портфеле банков. Но они единодушно полагают: рынок будет расти, ставки снижаться, условия станут мягче, а доходность будет обеспечиваться растущими объемами кредитования.
Юлия ВАУЛИНА
Динамика объема рынка автокредитования
Вся пресса за 4 февраля 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Автострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 декабря 2024 г.
|
|
Агентство городских новостей Москва, 27 декабря 2024 г.
В НСИС разъяснили порядок учета электромобилей страховщиками
|
|
Бизнес-новости Республики Коми, 27 декабря 2024 г.
Премия по ОСАГО в России снижается, а выплаты растут
|
|
Аргументы и факты-Томск, 27 декабря 2024 г.
Мошенники из Томска и Новосибирска обманули страховщиков на 4,5 млн рублей
|
|
Национальная служба новостей (НСН), 27 декабря 2024 г.
«Заплатят пассажиры»: Перенаправление самолета обходится компаниям в миллион рублей
|
|
Караван+Я, Тверь, 27 декабря 2024 г.
У страхования показатели велики
|
|
Казахстанская правда, 27 декабря 2024 г.
Прорвались. Прорвемся...
|
|
РИА Томск, 27 декабря 2024 г.
Томские суды рассмотрят дела о 13 автоподставах, ущерб – более 4,8 млн
|
|
Афанасий-биржа, Тверь, 27 декабря 2024 г.
За 9 месяцев 2024 года жители Тверской области приобрели более 583 тысяч страховых полисов
|
|
Ивановские новости, 27 декабря 2024 г.
В Иванове страховая компания требовала взыскать средства с виновника ДТП без необходимых доказательств
|
|
Коммерсантъ, приложение, 27 декабря 2024 г.
ДМС пришло в регионы
|
|
Казахстанская правда, 27 декабря 2024 г.
Как изменятся платежи за ОСМС в 2025 году
|
|
ПРАЙМ, 27 декабря 2024 г.
Компании с госучастием нарастили расходы на ДМС в 2024 году
|
|
Доступ, Челябинск, 27 декабря 2024 г.
Челябинцев предупредили об автоподставщиках: часто используют праворульных «японцев»
|
|
ПензаИнформ, 27 декабря 2024 г.
Осужден бывший инспектор ГИБДД, помогавший депутату-нарушителю
|
|
РИА Новости, 27 декабря 2024 г.
На высокотехнологичную медпомощь дополнительно выделят 2,9 миллиарда рублей
|
|
Коммерсантъ-FM, 27 декабря 2024 г.
Автомобили укатываются со двора
|
|
Банки.ру, 27 декабря 2024 г.
Рейтинг страховых компаний. Ноябрь 2024 года
|
 Остальные материалы за 27 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|
|
|