Известия,
27 февраля 2008 г.
Классика и практика
2717 просмотров
Международный рынок страхования грузоперевозок - один из старейших сегментов во всей страховой отрасли. Он довольно консервативен: объединения компаний, сегодня удерживающие на нем лидерские позиции, известны еще с XVIII столетия. Несмотря на развитие технических и организационных инструментов, не намного увеличился и ассортимент страховых услуг в отношении грузов. Но все это никак не отменяет актуальности данного направления страхования - без него на Западе не обходится заключение торгового соглашения. Национальные страховые рынки, однако, порой имеют свои особенности. К их числу относится и растущий российский.
От Хаммурапи до Ллойда, от "Ллойда" до наших дней Страхование грузов - услуга, можно сказать, "классическая", ее история насчитывает несколько столетий. Именно поэтому в ее предоставлении сложно найти новые аспекты. Статьи, декларирующие ответственность перевозчика за сохранность перевозимого груза, содержатся в Законах Хаммурапи, принятых еще до наступления нашей эры. В Европе страхование грузоперевозок исторически связано с мореплаванием. Стартовая точка его развития приходится на эпоху Великих географических открытий - дальние путешествия в незнакомые края не только предвещали крупную прибыль, но и таили множество опасностей. Первый дошедший до наших дней морской полис, то есть договор о страховании за плату, был выдан в 1347 году на перевозку груза из Генуи на остров Майорка на судне "Санта Клара". Первые коммерческие компании в области морского страхования возникают в Италии и Франции в XVII-XVIII веках. В конце XVII века в страховании морских грузоперевозок резко выделяется компания, у истоков которой стоял Эдвард Ллойд. С 1871 года "Ллойд" по специальному решению британского парламента превращается из частной компании в страховую корпорацию. Сегодня она предоставляет площадку для развертывания международного страхового рынка и крупнейшего центра информации по морскому судоходству и коммерции. Ответственность судовладельцев сегодня гарантируется с помощью клубов взаимного страхования. Это особая форма организации морского страхования на основе взаимного согласия между обладателями судов. В настоящее время в мире действует около 70 клубов взаимного страхования, преимущественно в Великобритании, Швеции, Норвегии, США. Около 90% страхования мирового грузотоннажа приходится на долю 16 ведущих участников, образующих Международную группу клубов. Ее бесспорный лидер - Бермудская ассоциация взаимного страхования судовладельцев Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Суммарный тоннаж этой ассоциации составляет около 200 брутто-регистровых тонн.
Три степени защиты: когда лучше перестраховаться В отношении грузоперевозок выделяют три категории страховых услуг. Первая - страхование "с ответственностью за все риски" (класс A): при такой формулировке в договоре страховщик несет ответственность за полные или частичные повреждения или гибель перевозимого груза, произошедшие по любой причине, кроме событий, подпадающих под исключения, которые оговариваются в правилах. Другими словами, в этом случае страховщик отвечает и за груз, и за транспортное средство, и за здоровье пассажиров. Вторая - "с ограниченной ответственностью" или "ответственностью за частную аварию" (класс B): владелец груза может рассчитывать на возмещение убытков, полученных в результате аварии, пропажи транспортного средства, перевозившего груз, и разгула стихии. Но из покрытия часто исключают риск кражи и разбойного нападения. Третья - "без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения" (класс С): событие будет признано страховым только в том случае, если гибель или порча груза происходит по причине стихийного бедствия либо серьезного повреждения или гибели транспортного средства в результате ДТП. По статистике 80% договоров страхования грузоперевозок заключается "с ответственностью за все риски", то есть заказчики выбирают категорию А. 17% договоров заключается "без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения", и только около 3% договоров?- "с ответственностью за частичную аварию". Категория А, по словам президента "Русской страховой транспортной компании" Александра Кондратенкова, предоставляет страхователю наиболее широкие и понятные условия, применяемые на всех видах транспорта и для всех категорий грузов. Категория B - "без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения" - применяется также для любого транспортного средства, но только для тех видов товаров, которые невозможно повредить (например, руда или уголь). Категория С - "с ответственностью за частичную аварию" - используется только в случае с морским транспортом. Об избыточном страховании речь не идет - по утверждению заместителя генерального директора "ЖАСО" Евгения Деревенскова, оно имеет место, только когда "вопросами страхования грузов у клиента занимается непрофильное подразделение", например, финансовая служба или бухгалтерия. Наиболее полные страховые программы, что логично, приобретают владельцы наиболее уязвимых грузов. По словам Деревенскова из "ЖАСО", к ним относятся в первую очередь продукты питания, бытовая техника, алкоголь и табак, сложное техническое оборудование, а также музейные ценности и произведения искусства. Как следствие - главными потребителями страховых услуг в области грузоперевозок являются поставщики торговых сетей, логистические и экспедиторские фирмы, а также предприятия, экспортирующие сырье, нефтепродукты и металлы. Из особых рисков грузоперевозок можно отметить забастовки, военные риски, задержку в доставке, недостаточную или не соответствующую упаковку, а также непригодность судна, транспортного контейнера или транспортного средства, уменьшение веса или объема груза или износ груза.
Мы идем своим путем В отличие от нашей страны в мировой практике страхование грузов является необходимым условием для заключения сделки. Доля застрахованных грузов в общем грузообороте в России не превышает 5-7%, в то время как в Европе этот показатель выше в несколько раз. При этом любые экспортно-импортные грузы, транспортируемые по территории нашей страны, страхуются практически на 100%. Но российские предприниматели, заключая контракты между собой, страхованием грузов пренебрегают. Тем не менее качество услуг страхования грузов в российской практике вполне соответствует мировым стандартам. Более того, российские компании - в силу лучшего знания логистического рынка страны - предлагают своим клиентам такие страховые программы, которые гарантируют максимальную защиту грузов, с учетом и физических, и социально-криминогенных рисков.
Анастасия БАБУРОВА
Вся пресса за 27 февраля 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Страхование грузов, История страхования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
19 июля 2024 г.
|
|
Пенза-онлайн, 19 июля 2024 г.
В Пензе на высокотехнологичную медпомощь по ОМС направили 722 млн рублей
|
|
Tazabek, Бишкек, 19 июля 2024 г.
Золотые слитки занимали 3,2 млн сомов в инвестиционном портфеле страховых компаний в 2023 году
|
|
Газета.Ru, 19 июля 2024 г.
МВД не будет отнимать автомобили у гастарбайтеров за отсутствие ОСАГО
|
|
Tazabek, Бишкек, 19 июля 2024 г.
Стоимость акций в инвестиционных портфелях страховых организаций выросла до 41,5 млн сомов в 2023 году
|
|
cbr.ru, 19 июля 2024 г.
Страхование опасных объектов: новые тарифы
|
|
Tazabek, Бишкек, 19 июля 2024 г.
Инвестиционный портфель страховых организаций в 2023 году вырос на треть
|
|
РБК.Кавказ, 19 июля 2024 г.
ЦБ РФ: Четыре субъекта СКФО оказались в «красной» зоне по рискам ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 июля 2024 г.
Ущерб от урагана Берилл в США оценивается теперь в $4,5 млрд
|
|
ТАСС, 19 июля 2024 г.
Аграрии Волгоградской области получили наибольший объем страховых выплат по заморозкам
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 июля 2024 г.
Коул Риккарди: демография отрасли и технологический сдвиг открывают двери для большего количества кэптивов
|
|
ТАСС, 19 июля 2024 г.
В РФ ожидают не менее 15% застрахованных посевных площадей по итогам 2024 года
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 июля 2024 г.
Организации не двигаются достаточно быстро, чтобы реагировать на глобальные мегатенденции: Aon
|
|
РБК (RBC.ru), 19 июля 2024 г.
По всему миру с перебоями столкнулись биржи, банки и платежные системы
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 июля 2024 г.
Ситуация на рынке общего страхования сохранится в 2025 году, но на коммерческих рынках есть признаки смягчения: Swiss Re
|
|
Сибкрай.ру, Новосибирск, 19 июля 2024 г.
ДТП поставили на поток: страховые мошенники облюбовали парковку одного из домов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 июля 2024 г.
Обрушение моста в Балтиморе может изменить ситуацию на рынке морского страхования
|
|
Медвестник, 19 июля 2024 г.
Страховая компания «Капитал Life» купила medtech-стартап Checkme
|
 Остальные материалы за 19 июля 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|