Эхо Москвы,
15 апреля 2008 г.
Фактор риска. Страхование яхт 2711 просмотров
Ведущие : Алексей Дыховичный Гости : Сергей Трубицин, Андрей Амелин А.ДЫХОВИЧНЫЙ: 11 часов 14 минут в столице. Добрый день. Алексей Дыховичный у микрофона, и у нас в гостях Сергей Трубицин - начальник управления страхования судов и ответственности судовладельцев компании "Ингосстрах". Здравствуйте, Сергей. С.ТРУБИЦИН: Здравствуйте, Алексей. Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Мы ожидаем Андрея Амелина - руководителя сайта Allyachts.ru, чтобы поговорить не только о страховании судов, но и непосредственно о самих судах. Мы говорим о страховании яхт. И, наверное, не только яхт. Я вот для начала как раз и хотел разобраться, что в принципе можно страховать из судов, а что нельзя, что имеет смысл, что не имеет смысла. Я только напомню, что у нас есть СМС - +7 985 970 4545 – вы можете присылать свои сообщения. Единственное, я думаю, что сегодня, наверное, не имеет смысла – у нас обычно голосование – я думаю, что когда речь идет о страховании жизни, жизнь совершенно точно есть у каждого нашего радиослушателя. Если говорить о страховании квартир, дач и так далее, тоже у подавляющего большинства. Даже машины у многих. А вот суда – совсем не у многих, я думаю, катера. С.ТРУБИЦИН: Ну, видимо, да, голосовать по поводу страхования судов и яхт следует тем, кто имеет непосредственное отношение. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Их немного. С.ТРУБИЦИН: Их сравнительно немного. Могу сказать о судах - в мире зарегистрировано морских судов тоннажем более 500 тонн 44 тысячи всего. Если мы добавим к этому суда чуть меньшего тоннажа – от 500 до 100 тонн, - то получится порядка 90 тысяч. А яхт, например, несколько миллионов существует и плавает в мире и используется судовладельцами. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: А вот эти все скутера – они не страхуются? С.ТРУБИЦИН: В принципе, их можно страховать, и у нас есть такой опыт предоставления страхового покрытия. Я считаю, что страховаться должно все, что подлежит государственной регистрации – как средства транспорта, эксплуатации, повышенной опасности, все, что выходит на наши водные пути, все, что используется, все, что может причинить вред окружающей среде, окружающим людям, и что может быть повреждено само. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Я хочу предложить Вам и слушателям послушать небольшую историю о том, какие суда вообще в принципе, бывает, страхуются. Но это такая редкая история.
Интересные факты Морское страхование является наиболее древним из всех видов страховой деятельности. Полагают, что страхование от морских опасностей было известно городам Леванта уже в 900-700-х годах до нашей эры. Самый старый страховой полис был выдан в Генуе 23 октября 1347 года. Этот полис был оформлен в форме заемного письма на сумму 107 фунтов серебра, которую получатель займа обязался возвратить, если корабль «Санта-Клара» не прибудет в течение 6 месяцев из Генуи на Майорку.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Это другая немножечко история, мы тут со звукорежиссером перепутали. Вы знали, что так давно, что история страхования морских судов настолько древняя? С.ТРУБИЦИН: Мы знаем, что история эта достаточно древняя. И если это был один из первых случаев документального оформления договора страхования, то намного раньше существовали еще и способы устного заключения договоров в виде пари. Ну, скажем, несколько людей собираются вместе и заключают устное соглашение о том, что в случае если судно со своим грузом доберется до назначения, все будет очень хорошо, а если оно не доберется, то люди, которые участвуют в этом договоре, своими средствами компенсируют организаторам данного предприятия расходы, которые они могут понести во время него – гибель судна, повреждения груза, пропажа без вести или какие-то повреждения. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Ну и, наверное, заинтересованные лица ставили на негативный исход, а лица незаинтересованные на… С.ТРУБИЦИН: Полагаю, что это возможно, но не имею официального подтверждения, что это было так. Но полагаю, что такие вещи могли быть. Пари сродни любому договору. Это форма договора. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Так. Но тут как раз, наверное, шла речь о страховании именно непосредственно самого судна, страховании груза, а страхования ответственности… Вот мы уже очень хорошо знаем, что такое ОСАГО – бязательное страхование автогражданской ответственности. Автолюбители прекрасно знают, что это такое. Обязательного такого же страхования морских судов в России, насколько я понимаю, не существует. Или есть? С.ТРУБИЦИН: Пока не существует. Ходят слухи о том, что все суда, эксплуатирующиеся на внутренних водных путях России, должны иметь полисы страхования ответственности. Будет ли это оформлено в виде аналога ОСАГО или в виде чего-то другого, я не знаю. Но я как коммерсант, как специалист в основном в добровольном страховании полагаю, что должно быть оформлено государственное требование при регистрации судна иметь на руках полис страхования ответственности. Формы и виды и объем данного покрытия должен устанавливаться в соответствии с принятой практикой, в соответствии с обычаями эксплуатации данного судна, на добровольной основе. Потому что кому-то достаточно, как говорится, ста тысяч рублей в виде покрытия своей ответственности, а кто-то полагает, что ему и миллиарда недостаточно. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Это включая те же самые моторные лодочки небольшие, скутера, маленькие яхточки? С.ТРУБИЦИН: Включая и это, конечно. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Кто чаще наносит ущерб? С.ТРУБИЦИН: Понимаете, ущерб – это достаточно широкое понятие. Если мы говорим о морском страховании, то ущерб в основном заключается в причинении вреда грузу, в повреждении окружающей среды, в затоплении судна в акватории какого-то хозяйственного объекта или объекта развлечений, допустим, недалеко от пляжа, и это судно обязательно надо устранить, и на это требуется потратить большие деньги, - вот это и есть та ответственность, которая наиболее часто возникает. Кроме того, могут быть повреждены объекты, принадлежащие третьим лицам, находящиеся на данном судне – на судне, в которое, скажем, врезался застрахованный у нас объект. Может быть причинен ущерб физическим лицам, вплоть до гибели – тут понадобится либо осуществлять перевозку, как это не прискорбно, тела, либо, если человек получил физические повреждения, организовать его лечение, заплатить за это. Это тоже часть страхования ответственности. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Что чаще происходит? С.ТРУБИЦИН: Наиболее часто происходит повреждения груза. Если мы говорим о грузовых судах. Наиболее крупные убытки наносятся причинением вреда окружающей среде. Допустим, разливом нефтепродуктов. Это топливо, которое находится на данном судне. Достаточно вылить полтонны мазута или бензина в акватории красивой бухты, и там будет довольно сильный ущерб, который придется лечить большими деньгами и серьезными средствами. Если мы говорим о яхтах как о маломерных судах, то это в основном, конечно, столкновения или причинение ущерба физическим лицам. Едет яхта, пересекает путь пловца, пловец попадает под винт, или яхта сталкивается с другим объектом, на этом объекте находятся люди, которые падают в воду или получают ушибы, - вот такого вида повреждения возможны. Кроме того, очень серьезная все-таки вещь – это затопление судна или яхты, если мы говорим о яхтах, в судоходном канале, шлюзе или в других местах, где она может просто-напросто воспрепятствовать судовому ходу. Это обязательно надо устранять для того, чтобы речные суда или другие яхты могли свободно плавать по этой акватории. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Насколько часто все-таки это происходит? Потому что мы живем на суше, редко как-то сталкиваемся с водой, к великому сожалению, а если сталкиваемся, то вот так, на бережку в основном. А яхты где-то там далеко плавают… С.ТРУБИЦИН: Вы знаете, это происходит. Гораздо реже, чем это происходит с автомобилями, потому что несоизмеримое количество: если автомобилей в России десятки миллионов, то яхты измеряются десятками тысяч. Не так много их. И водные пути наши еще не столь насыщены данными объектами. То есть более разреженное движение – не такой сильный трафик. Поэтому и столкновения происходят существенно реже. Но тем не менее они происходят. Что же касается нашего опыта, то я могу сказать, что по страхованию ответственности пока что не было таких значительных событий, о которых можно было бы говорить. Ну вот, например, был французский капитан на яхте, которая плавала в Средиземноморье. Он совершал регулярный утренний осмотр яхты, поскользнулся и сломал себе руку. Вот этот риск был застрахован, и за счет страховой компании «Ингосстрах» была проведена операция, обследование, и человек получил свою руку через какое-то время в здоровом состоянии, «Ингосстрах» это оплатил. Яхты повреждаются очень часто сами. Мы знаем, что реки и озера, где они ходят, это объекты достаточно мелководные, а яхты – это скоростной вид транспорта, и они вылетают на мели, повреждают свои подвесные моторы, винты, все прочее, повреждают корпус. Вот такие вещи случаются достаточно часто, и если это происходит, то нужно направить эту яхту на авторизованный сервис, где ей окажут необходимые ремонтные услуги, за которые тоже заплатит «Ингосстрах» в соответствии с условиями договора страхования. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Этот риск тоже страхуется. С.ТРУБИЦИН: Да, конечно. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: В автомобильном страховании – Вы уж простите, я буду так вот сравнивать, потому что это ближе и понятнее, - почти всегда необходимо вызывать сотрудника Госавтоинспекции для того, чтобы зафиксировать непосредственно саму аварию и так далее. В яхтах как-то сложнее… Как здесь все происходит? С.ТРУБИЦИН: В яхтах сложнее в основном потому, что недостаточно развита инфраструктура. Нет такого количества гибддшников, которым изобилует наша дорога. Но тем не менее существует Государственная инспекция маломерных судов при МЧС… А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Это тоже обязательно, да? С.ТРУБИЦИН: Вы знаете, это желательно. Особенно если повреждение серьезное, если есть угроза окружающей среде, если пострадали люди. Но в принципе самое главное, что должно быть осуществлено при наступлении страхового случая или случая, который впоследствии может быть страховым, - это обратиться к страховщику и известить его. Если нет такой возможности – неурочное время или яхта находится в совершенно другом часовом поясе, - можно обратиться к представителю страховщика в том месте, где яхта получила повреждение, это называется корреспондент – список таких корреспондентов обычно предоставляется яхтовладельцам и судовладельцам, - и заявить ему, предъявить полис, сказать, что ты застрахован в «Ингосстрахе», и вот вы корреспондент, окажите помощь. Он, как правило, эту помощь окажет, потом получит подтверждение от «Ингосстраха», возмещение и оплату своих услуг. Здесь самое главное – вовремя известить и по согласованию со страховщиком произвести те действия, которые необходимы и целесообразны в данной ситуации. Если рядом существуют станции Государственной инспекции или где-то проплывает судно, то, конечно, его надо вызвать, этот инспекционный катер или катер речного регистра, который тоже может оказать подобную услугу – засвидетельствовать, зафиксировать происшествие. Но по согласованию со страховщиком можно этого избежать и двигаться в ближайшее место ремонта, куда прибудет сервейер и осмотрит полученные повреждения и сделает необходимое заключение. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: В страховании яхт не все так жестко, как в страховании автомобилей. Здесь можно так, а можно иначе, потому что таковы обстоятельства. С.ТРУБИЦИН: Можно сказать и так, потому что это несколько иной, менее обязательный вид. То есть мы прекрасно понимаем, что под контролем ГИБДД находится практически все движение на наших дорогах – они отвечают за безопасность, они обязаны организовать безопасность движения, и они подтверждают своими актами и заключениями факт наступления страхового случая. Но сейчас происходит послабление и в этом. Как мы знаем, сейчас по новым редакциям правил необязательно в любом случае вызывать представителя автоинспекции. Если не было сильного повреждения, если не более двух участников, если не пострадали люди, можно просто составить на месте некий акт… А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Еще не вступило, по-моему… С.ТРУБИЦИН: Оно все равно вступит. Дни, месяцы – и это будет. Конечно, мы все равно движемся к цивилизованному рынку, к тому, как это организовано в Европе. Это будет. А в яхтенном страховании это уже есть. И в морском страховании это есть. То есть здесь есть добровольный договор между страховой компанией и владельцем объекта, и в соответствии с условиями этого договора и решаются все коллизии. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Я напомню, что у нас в гостях Сергей Трубицин - начальник управления страхования судов и ответственности судовладельцев компании "Ингосстрах". Много у нас застраховано судов? С.ТРУБИЦИН: Судов много. Яхт – чуть меньше. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Я как-то думал, что яхты – это тоже суда. Ну, вот об этом мы как раз, собственно говоря, и поговорим во второй части программы. Мы сейчас прервемся на новости и затем продолжим. НОВОСТИ А.ДЫХОВИЧНЫЙ: И мы продолжаем говорить о страховании яхт и прочих судов. Сергей Трубицин - начальник управления страхования судов и ответственности судовладельцев компании "Ингосстрах" у нас в гостях. И подошел Андрей Амелин - руководитель сайта Allyachts.ru. Здравствуйте, Андрей. А.АМЕЛИН: Добрый день. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: И очень хорошо, что Вы подошли, потому что мы как раз сейчас подходим к теме, что в принципе можно страховать. Я предлагаю послушать небольшую пленочку, но это такой, очень экзотический вариант.
Интересные факты Компания Lloyds застраховала ванну, используемую в качестве плавсредства. 20-летний морской офицер переплыл в ванне пролив, разделяющий Англию и Францию. Так называемая яхта была застрахована Lloyds в пользу третьей стороны на сто тысяч фунтов стерлингов. Риск был принят страховщиком при условии, что пробка из ванной выниматься не будет.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ: У Вас есть тоже какие-нибудь условия – что-нибудь не вынимать из этой яхты, иначе не будет страхового полиса? С.ТРУБИЦИН: Условия у нас простые – всегда поступать так, как если бы ты был не застрахован. То есть ты эксплуатируешь свою яхту, ты отвечаешь за ее безопасность, сохранность, за то, что не было бы причинено вреда третьим лицам, - ты действуешь в соответствии с предписаниями контролирующих служб, в соответствии с руководством по эксплуатации судов и в соответствии с правилами передвижения судов на морских водах или на внутренних водах. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Что в принципе страхуется? Вот нужно обязательно с мотором или можно без мотора тоже? А.АМЕЛИН: Конечно, можно и без мотора. То есть можно страховать любое судно - как с мотором, так и без мотора. Страхуется же и корпус, страхуется судно от повреждений от разнообразных, правильно? А повредиться может как движущееся судно, так и стоящее у причала. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Андрей, у нас много судов вообще в России? А.АМЕЛИН: Ну, по официальным данным ГИМС России, которые озвучил недавно на пресс-конференции на выставке зам начальника ГИМС, судов сейчас 1 147 000 зарегистрировано. Но он тут же внес поправку, что очень много и старых судов, очень много судов, которые пришли в негодность по той или иной причине. И сейчас как раз идет реорганизация системы учета судов, которая точно скоро покажет, какие суда есть, какое количество. От себя могу сказать, что распределение судов таково, что большее количество судов у нас, порядка 35%, - от 4 до 10 метров. Это и понятно, в принципе. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Это включая какие? Ну, весельная лодка, наверное… А.АМЕЛИН: Нет, тоже включается. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Тоже? А.АМЕЛИН: Да-да, включая резиновые лодки даже, включая весельные, гидроциклы. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: И гидроциклы тоже, и скутеры эти вот, да? А.АМЕЛИН: Да, но и большие суда в том числе. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Тогда получается не так уж и много. Многие застрахованы из них? Застраховать весельную лодку – это примерно такой же вариант, как застраховать ванну, передвигающуюся через Ламанш. Да? С.ТРУБИЦИН: Ну, отдельно, как правило, их не страхуют. Она может быть застрахована как дополнение к яхте – Вы знаете, там ялики определенные на крупных яхтах обычно находятся. Такие вещи пока не страхуют. Страхуют в основном более или менее дорогостоящие объекты. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Ну вот эти вот весельные лодки и скутера очень часто прокатные. Так ведь? И вот здесь, мне кажется, страхование очень важно. А.АМЕЛИН: Оно важно с точки зрения прокатчика, того, кто сдает их в аренду. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Ну и с точки зрения того, что садится в эту лодку, на этот скутер. Потому что не дай бог в кого-то влетишь, не дай бог этот скутер покалечишь, еще что-то. С.ТРУБИЦИН: Ну, с этой точки зрения вопрос решается довольно просто – стоимость проката или аренды должна включать в себя стоимость страховки. Когда Вы осуществляете тест-драйв в автосалоне, то на время этого тест-драйва Ваша ответственность застрахована салоном. Салон платит деньги определенные страховой компании и страхует ответственность и само тестируемое средство. Точно так же и в прокате. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Так это должно быть или это есть? А.АМЕЛИН: Расскажу из собственного опыта, из общения с владельцами судов, с руководителями клубов – конечно же, все думают о страховке. Однозначно – все задумываются перед тем, как начать эксплуатировать судно, о страховке. Насколько дело уже доходит до конечного страхования, это уже зависит от ряда других факторов. Но как страховать, какие риски – все хотят это знать. И что касается, опять же, аренды – очень важно, что, опять же, знаю из опыта - страховые компании не страхуют риски от повреждения яхты гостями, то есть теми, что арендует яхту. Я прав? С.ТРУБИЦИН: Не совсем. Такие исключения могут быть, но это как исключения. Но в принципе, если известно назначение яхты, известно, что она прогулочная, что на ней выходят люди, которые могут немножко побуянить, что-то сделать лишнего, то в принципе это страхуемый риск. Важно только его правильно оценить, установить правильные франшизы и взять за это соответствующую премию. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Знать заранее, что это судно будет использоваться не исключительно в личных целях, а как прогулочное. С.ТРУБИЦИН: Такие прогулочные яхты, как правило, в основном и используются для оказания определенных услуг. Есть такое направление, когда создается система проката или взятия в аренду судна вместе с командой, и понятно – там будут пассажиры. Это мало чем отличается от пассажирского судна – на пассажирском судне тоже находятся люди, которые тоже могут тоже что-то там сделать, причинить какой-то вред. Это будет страховаться. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Андрей сказал, что владельцы яхт-клубов задумываются о страховании, но… Вот что-то «но». Я подозреваю, что это «что-то но» - это стоимость этого самого страхования. Сколько стоит? С.ТРУБИЦИН: Страхование чего? если владельцы яхт-клубов задумываются о страховании, то это в основном страхование их ответственности за причинение вреда их действиями объектам, которые находятся на территории яхт-клуба. То есть ответственное хранение в зимний период, спуск, подъем из воды, на воду… Ну, допустим, оборвался трос – яхта упала на причал и разбилась – вот это ответственность клуба, который предоставил подъемное средство для осуществления данной операции. Яхты могут столкнуться друг с другом во время волны, которую поднял проходящий мимо теплоход, постучать друг об друга бортами, получить повреждения. И здесь уже владельцы яхт-клубов должны организовать стоянку таким образом, чтобы снизить возможность возникновения такого ущерба. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Хорошо. А сколько стоит застраховать яхту? С.ТРУБИЦИН: Застраховать яхту… Я не могу сказать, сколько это стоит, потому что это был бы глупый ответ. Яхта имеет определенные размеры, назначение, район эксплуатации, способы эксплуатации, стоимость, моторная она или парусная, участвует она в регатах или нет. Ну, грубо говоря, я могу сказать, что стотысячную яхту стоит застраховать 1%. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: 1%? То есть значительно дешевле, чем автомобиль. С.ТРУБИЦИН: Намного. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Потому что автомобиль, например, - от 5 до 12%, скажем так, где-то наверное. С.ТРУБИЦИН: Стоимость страховки двухсоттысячной яхты сравнима по стоимости со страхованием жигулей. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Понятно. Спасибо вам. Я напомню, что у нас в гостях были Сергей Трубицин - начальник управления страхования судов и ответственности судовладельцев компани "Ингосстрах" и Андрей Амелин - руководитель сайта Allyachts.ru. О страховании яхт мы говорили. Спасибо. С.ТРУБИЦИН: Спасибо. А.АМЕЛИН: До свидания.
Вся пресса за 15 апреля 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Морское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 ноября 2024 г.
Наводнения в Испании подчеркивают роль государственного перестрахования климатических рисков
|
|
Справедливая Россия, 27 ноября 2024 г.
Сергей Миронов выступил против использования старых запчастей при ремонте по ОСАГО
|
|
Newsler.ru, Киров, 27 ноября 2024 г.
В сентябре 2024 года средняя выплата по ОСАГО выросла почти на 20%
|
|
ТАСС, 27 ноября 2024 г.
Дума одобрила в I чтении совершенствование механизма сельхозстрахования
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 ноября 2024 г.
IRDAI призывает к увеличению прямых иностранных инвестиций в страховой сектор до 100%
|
|
Интерфакс, 27 ноября 2024 г.
Страховщики предложили использовать б/у запчасти в авторемонте
|
|
Коммерсантъ, приложение, 27 ноября 2024 г.
Отдать в надежные руки
|
|
РИА Новости, 27 ноября 2024 г.
Минфин РФ считает важным не допустить ремонта по ОСАГО некачественными деталями
|
|
РИА Дагестан, 27 ноября 2024 г.
Эксперты рассказали о самых популярных сценариях автоподставщиков 2024 года
|
|
Авторадио, 27 ноября 2024 г.
Россиянам станет проще оформить ДТП самостоятельно
|
|
Life, 27 ноября 2024 г.
Россиянам станет проще оформить ДТП самостоятельно
|
|
Российская газета онлайн, 27 ноября 2024 г.
Совфед одобрил закон о распространении действия полиса ОСАГО на Беларусь
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 27 ноября 2024 г.
Количество оказанных по ОМС услуг не может уменьшаться постфактум — ВС
|
|
Коммерсантъ-Кубань, 27 ноября 2024 г.
Каждый четвертый краснодарец становился жертвой мошенников
|
|
СенатИнформ, 27 ноября 2024 г.
В СФ рассказали об увеличении субвенций регионам из ФОМС
|
|
Интерфакс, 27 ноября 2024 г.
Суд признал банкротом бывшего бенефициара СК «Южуралжасо» Бурякова
|
|
ГТРК Липецк, 27 ноября 2024 г.
Практика страхования виноградарских хозяйств
|
 Остальные материалы за 27 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|