Континент Сибирь, Новосибирск,
5 мая 2008 г.
ОСАГО пугает страховщиков
1878 просмотров
Еще несколько лет назад ОСАГО был одним из самых популярных видов страхования, позволявших страховщикам быстро сформировать портфели по взносам и привлечь большой круг клиентов. Однако эксперты уже тогда говорили, что это направление имеет много подводных камней, и сейчас страховщики стали все сильнее о них спотыкаться. Как результат, количество игроков на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) сокращается, оставшиеся тщательно «фильтруют» клиентов, используя все лазейки в законодательстве и «захлебываясь» от притока чужих страхователей.
Больше 100% Как отмечают опрошенные «КС« участники рынка, работать с ОСАГО становится все сложнее: устойчиво растет количество страховых событий и размер среднего убытка. Так, по словам директора Омского филиала ОСАО «РЕСО-Гарантия» Александра Кузнецова, рост убыточности в среднем составляет 7–10% в год. По итогам 2007 года у большинства компаний убыточность находилась уже на уровне 90%. Как результат: соотношение поступлений и выплат для страховщика постоянно ухудшается. «В нашей компании за I квартал текущего года убытки по ОСАГО превысили величину убыточности, которая заложена в тарифную ставку, и по сравнению с аналогичным периодом 2007 года увеличились на 25%, — рассказывает «КС» замгендиректора по экономике и маркетингу ЗАО «СО «Надежда» (Красноярск) Татьяна Черепанова. — С учетом затрат на ведение дела, обязательных отчислений в страховые резервы компания планирует «уйти в минус« за отчетный период по этому виду деятельности». Финансовый результат по ОСАГО у лидера этого рынка «РГС-Сибирь» за 2007 год был отрицательным — минус 12 млн рублей. За I квартал 2008 года уровень выплат по автогражданке составил 87%, а в ряде территорий Новосибирской области этот показатель превысил 100%. В Новосибирском филиале Московской страховой компании (МСК) в этом году резкого роста возмещений пока не замечено, но в течение прошлого года уровень выплат в компании вырос по сравнению с 2006-м почти на 15%. Основными факторами увеличения убыточности заместитель генерального директора по маркетингу страхового холдинга «СТИФ» Сергей Мышко называет рост стоимости ремонтных работ, издержек на лечение людей, а также рост количества автомобилистов. «Но то ли еще будет при условии вступления в силу положений закона об ОСАГО о прямом урегулировании убытков с 1 июля 2008 года. Хотя страховщики надеются, что срок будет перенесен», — предупреждает собеседник «КС».
Неприятный рост Отказать в страховании клиенту по ОСАГО страховая компания по закону не имеет права. Однако ряд участников рынка отмечает, что количество игроков на этом рынке уменьшается, а оставшиеся постепенно сворачивают свою деятельность. «Существует тенденция, по которой некоторые компании сокращают количество пунктов продаж полисов ОСАГО, — отмечает Сергей Мышко. — Известен случай, когда одна из федеральных компаний разослала клиентам письма о том, что пролонгировать договор ОСАГО не будет». Часть страховщиков для отсечения притока клиентов вносит такие коррективы в работу со страхователями, что они предпочитают переоформлять договоры с другими компаниями. По данным председателя САС Валерия Ревкуца, переток клиентов за счет открытого сворачивания деятельности начался еще в прошлом году. Причем проходил он тремя путями: вынужденным уходом страхователей от некорректно покинувших рынок страховщиков, санкционированной РСА передачей страхового портфеля от несостоятельных компаний, передачей клиентов ОСАГО остающимися на других сегментах рынка компаниями на основании договоренностей. В «ЗапСибЖАСО» считают, что ситуация в ближайшей перспективе обострится еще больше. Наиболее значимым для рынка новшеством стал ряд планируемых изменений в законодательстве. Например, введение системы прямого урегулирования убытков. Согласно этой системе, возмещение пострадавшему участнику ДТП будет выплачивать страховая компания не виновника аварии, как это происходит сейчас, а та, в которой потерпевший приобрел полис ОСАГО, что вызовет увеличение расходов на ведение дел и, как следствие, увеличение уровня выплат по автогражданке. Кроме того, планируется увеличение лимита на одного пострадавшего до 160 тысяч рублей с отменой ограничения суммы лимита на нескольких пострадавших, а также увеличение срока рассмотрения заявления о выплате возмещения с 15 до 30 дней. Законодатель также планирует отменить требования, в соответствии с которыми страхователю вменялось предупреждать страховщика о нежелании продлевать договор ОСАГО за два месяца до истечения срока его действия и выплату пени за просрочку. На решение страховщиков также влияет отсутствие роста тарифов по автогражданке (которые не изменялись с 2003 года). По экспертным данным, без адекватного увеличения тарифов уже к 2009 году убыточность по ОСАГО может превысить 120%. И наконец, поправочные территориальные коэффициенты оказались не совсем адекватны реальной аварийности в некоторых регионах. В результате комбинированный коэффициент убыточности (с учетом выплат, изменения резервов, отчислений страховщиков в фонд РСА и расходов на ведение дела) по тарифным территориям с коэффициентом 0,5 уже в 2006 году, по расчетам некоторых экспертов, превысил 100%. «На практике это означает, что компании с монопродуктовым монорегиональным портфелем ОСАГО уже сегодня работают в убыток, балансируя на грани платежеспособности. Сколько еще они продержатся, неизвестно, — продолжает руководитель проекта ОСАГО ЗАО «ЗапСибЖАСО« Сергей Мороз. — Если все это продолжится такими же темпами, как сегодня, то действительно для некоторых игроков рынка, ОСАГО окажется неприбыльным, а неприбыльный бизнес должен быть закрыт. Высвободившаяся клиентская масса должна будет обратиться в иные страховые компании». Некоторые компании ощутили данный переток уже сейчас и далеко не всегда это их радует. «За I квартал текущего года рост взносов по ОСАГО у нас составил 130%, а за 10 последних дней — 135%. В ряде районов области прирост зашкаливает за 150%! Мы такой динамики не ожидали и не планировали, так как намеревались удержать портфель по ОСАГО на уровне прошлого года и сбалансировать его за счет менее убыточных видов страхования, — заявил «КС» заместитель директора по партнерским продажам Новосибирского филиала «Росгосстраха» (РГС) Евгений Кащеев. — Конечно, у «Росгосстраха« в области, помимо автогражданки, успешно развивается бизнес по добровольным видам страхования, и именно эта сбалансированность портфеля позволяет нам твердо стоять на ногах. Все больше страховщиков дифференцирует свой подход к заключению договоров и тщательно отбирает клиентов, предпочитая работать с уже проверенными безубыточными страхователями. Все это в совокупности дает нам непрогнозируемые объемы прироста портфеля. Людям просто некуда больше обращаться за полисом». «Из 170 компаний, имеющих лицензию на обязательное страхование гражданской ответственности, далеко не все соответствуют сегодняшним требованиям рынка. Входя в этот сегмент, искатели легких денег явно переоценили свои возможности, и их уход не очень огорчит ни коллег-страховщиков, ни потребителей, — комментирует ситуацию председатель правления областной общественной организации «Общество по защите прав потребителей в сфере страхования« Игорь Пушкарь. — Кстати, миграционные процессы среди страхователей обязательной автогражданки наблюдаются постоянно. Пока не будет запущена единая информационная база по ОСАГО, водители, ставшие виновниками ДТП, будут пытаться избежать повышающих коэффициентов, в том числе и путем смены страховщика». Впрочем, ряд страховщиков заявил «КС», что пока входит в рамки плановых показателей по формированию клиентской базы. В МСК прирост клиентов в I квартале текущего года составил 27% к прошлогодним показателям, а в январе-марте 2007-го МСК превысила показатели I квартала 2006-го на 23%. «Мы планомерно увеличиваем число своих клиентов, не прибегая к необдуманным действиям и громким рекламным акциям, — говорит директор Новосибирского филиала ОАО «МСК« Екатерина Малявко. — Наша задача — сбалансированный страховой портфель. Стабильный прирост по другим видам страхования позволяет сохранить разумное соотношение доли ОСАГО». В Омском филиале ОСАО «РЕСО-Гарантия» процент продлений полисов ОСАГО уже несколько лет остается на уровне 55–60%, прирост общего количества полисов — 1000–1500 в год, но это с учетом того, что филиал прекратил продажи в 10 агентствах в областных центрах (из 14). «С учетом этого годовой прирост полисов в городе Омске составляет от 2000 до 3000, а это лишь 5% нашего портфеля», — констатирует Александр Кузнецов. А в ЗАО «СО «Надежда» вообще говорят об уменьшении количества заключенных договоров в I квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «На наш взгляд, это вызвано тем, что филиалы иногородних страховых компаний, которые недавно пришли в наш регион, выполняя свои планы по сбору премий, берут клиентов «без разбора«, в том числе и убыточных», — говорит Татьяна Черепанова.
Ужесточить требования Практически все опрошенные «КС» участники рынка ОСАГО отметили, что уже изменили либо планируют менять стратегию работы с автогражданкой. По словам директора Томского филиала ОАО «СОГАЗ» Филиппа Кектышева, ограничить ОСАГО в портфеле можно используя умеренную (не активную) политику в области продаж: «Для нашей компании этот вид непрофильный. Поэтому активно развивать его не планируем. Продажи будут проводиться в основном постоянным клиентам — юридическим и физическим лицам». «За 2007 год доля ОСАГО в нашем портфеле составляла 8%, и я собираюсь ее еще уменьшить. Сегодня мы страхуем ОСАГО только в комплексе с каско и не даем никаких скидок за ОСАГО», — говорит и директор Новосибирского филиала СГ «РЕГИОН» Евгений Ермолаев. В Среднесибирской дирекции «РОСНО» в 2008 году рассчитывают сократить долю автострахования в портфеле компании с 43% до 38%, при этом рост премии за год по данным видам страхования должен будет составить 20%, а в целом по компании 25%. В РГС стали более жестко подходить к оценке потенциальных страхователей. «Они должны предоставить нам всю свою страховую историю от других компаний, чтобы мы могли применить к ним коэффициент бонус-малус», — говорит Евгений Кащеев. А Татьяна Черепанова отмечает, что СО «Надежда» планирует ужесточить требования по ОСАГО: «Мы идем на это с полным пониманием того, что на первых порах эти меры могут привести к уменьшению объема премий. В частности, по категории «убыточных» типов транспортных средств планируется их обязательный осмотр перед заключением договора страхования. Для клиентов, которые обращаются в нашу компанию впервые и имеют не новый автомобиль, будет обязательным предоставление «клиентской истории«, т. е. сведений от других страховщиков. Мы также внесем изменения в работу агентской сети». Многие страховщики заявили, что не приветствуют и не стимулируют продажи полисов для маршрутных и обычных такси, так как размер страховой премии по ОСАГО для данной категории транспорта установлен неверно, убыточность в данном сегменте значительно превышает среднюю убыточность. «Получить полис на некоторые категории транспортных средств с высокой убыточностью (такси, в том числе и маршрутные, троллейбусы и т. д.) бывает очень не просто, — соглашается Игорь Пушкарь. — Некоторые страховщики устанавливают на высокорисковые автомобили размер агентского вознаграждения в 0%. И попробуйте уговорить страхового представителя «за спасибо« тратить свое время на оформление вашего полиса».
Выбор будет небольшим Прогнозируя развитие ситуации, Валерий Ревкуц отмечает, что объемы платежей вырастут в этом году примерно на 15%, а объемы выплат в основном в связи с изменениями законодательства раза в полтора. В результате ряд сибирских регионов, в том числе Красноярск, преодолеет планку 100%-ной убыточности. В целом по России к концу года она возрастет до установленного в структуре тарифа норматива (77%), а может, и выше. Игорь Пушкарь считает, что будут снижаться миграционные процессы как среди страхователей, так и среди страховых агентов, так как уменьшится количество компаний, предлагающих агентское вознаграждение выше предусмотренных 10%. Для минимизации расходов на ведение дела страховщики скорее всего будут стараться самостоятельно проводить оценку ущерба и экономить на услугах оценщиков. Все это, а также грядущие изменения в законе об ОСАГО, по мнению экспертов, приведут к серьезному переделу на рынке. «На рынке ОСАГО останется минимум компаний, имеющих разветвленную агентскую сеть и способных разбавлять высокую убыточность ОСАГО в городах низкорисковой, сельской, местности. Они и будут работать с хорошей прибылью, — уверен Евгений Ермолаев. — Кстати, думаю, что сегодня в округе нет компании, способной успешно конкурировать с РГС, так что это будет основной игрок на рынке автогражданки в Сибири, и прирост взносов в 130%, о котором они говорят, — далеко не предел». «Мы регулярно проводим анализ убыточности ОСАГО в нашей компании по всем тарифообразующим переменным: в разрезе типов транспортных средств, территории преимущественного использования, возраста и стажа водителей, коэффициента бонус-малус и другого. Вывод неутешительный: количество ДТП и, соответственно, обращений в компанию увеличилось, убыточность растет по всем параметрам и на всех территориях, включая самую многочисленную категорию — частных лиц — владельцев легковых автомобилей. В такой ситуации полумерами не обойтись, тарифа объективно не хватает. Надеемся на законодательное повышение территориального страхового коэффициента. В противном случае ОСАГО как вид страхования «съест« само себя», — говорит Татьяна Черепанова.
Юлия ДАНИЛОВА
Вся пресса за 5 мая 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Тенденции
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
|
Московский комсомолец, 22 ноября 2024 г.
Страховой парадокс: можно ли водить без ОСАГО?
|
|
Новый компаньон, Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двух водителей будут судить за мошенничество в сфере страхования в Прикамье
|
|
Финмаркет, 22 ноября 2024 г.
SberCIB подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Камчатка-Информ, 22 ноября 2024 г.
Камчатцы стали реже жаловаться на МФО и страховщиков
|
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
|
РИАМО, 21 ноября 2024 г.
Стало известно, сколько россияне готовы тратить на защиту здоровья питомцев
|
|
РИА Новости, 21 ноября 2024 г.
ЭКСАР помогли ростовской компании выйти на рынки Армении и Грузии
|
|
Дума ТВ, 21 ноября 2024 г.
«Новые люди» проведут широкую дискуссию о необходимости присутствия страховых медицинских организаций в системе ОМС
|
|
Орловские новости, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области автомобильная ОПГ вместе с организатором пойдет под суд
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|