Экономика и время, Санкт-Петербург,
13 мая 2008 г.
Упаковано, отправлено, застраховано...
1140 просмотров
В конце 2007-го в Закон `Об организации страхового дела в РФ` внесли очередную порцию поправок. Однако они коснулись только порядка регулирования деятельности и нюансов лицензирования страховщиков, чтобы помочь страховщикам преодолеть сложности, а клиентам - избежать проблем, с которыми они могли столкнуться при страховании грузов.
Тем не менее проблемы у грузовладельцев остаются. Это были вынуждены признать участники II Всероссийской конференции `Финансовые институты и бизнес: новые возможности`, которая в конце апреля прошла в Петербурге. Например, услуги страхования рисков при грузоперевозках остаются пока недостаточно востребованными на транспортном рынке. Говорить о формировании широкого круга игроков, специализирующихся на таком сервисе, еще рано. Инфраструктура, стимулирующая грузовладельцев страховать перевозимые грузы, в России не создана. Но, как выясняется на практике, небольшие страховые компании еще не научились грамотно оценивать страховые риски (фактически поправки в договорные условия вносят после того, как компании столкнутся с их последствиями). Это приводит к завышению стоимости тарифов, что вызывает недовольство грузовладельцев.
Рискованный бизнес И все же в последнее время вопросы обеспечения сохранности перевозимых грузов и компенсации убытков от аварий на транспорте приобретают все большую актуальность. Особенно если учесть, что в Ространснадзоре обеспокоены ростом рисков возникновения сбойных и чрезвычайных ситуаций. Они вытекают из увеличивающихся объемов перевозок и интенсивности эксплуатации транспортной инфраструктуры. Достаточно взглянуть, например, на статистику: аварийность ежегодно в целом растет. В частности, на грузовом автотранспорте - на 10% (если не принимать в расчет показатели работы лицензируемых грузовиков - в этом секторе она снизилась в 2007 году на 7%, но это можно считать, скорее, исключением из правил с учетом неравномерности грузоперевозок по разным регионам РФ). На железной дороге в 2007 году количество сходов подвижного состава в грузовых поездах возросло почти в 1,5 раза. На путях общего пользования ОАО `РЖД` допущено 12 крушений поездов, на воздушных линиях - 23 происшествия и 13 катастроф.
Страховые обязательства придется признать Пока сложно спрогнозировать возможные риски аварий и убытков. И, соответственно, тормозится создание системы страхования рисков. Эксперты все больше склоняются к мнению, что только поправки в российское законодательство способны продвинуть этот процесс вперед. Предлагаются разные варианты - вплоть до обязательного страхования перевозок опасных и скоропортящихся грузов, а также парка подвижного состава. Но эти идеи, как показывает практика, не находят понимания у парламентариев. Ведь в последний пакет поправок к Закону `Об организации страхового дела в РФ` они не попали. Точно так же, как и в предыдущие годы. Рано или поздно изменить отношение к страхованию грузов все-таки придется, потому что отечественные нормы придется приводить в соответствие с международными стандартами. А они предполагают такие условия, что без страховки грузы не отправят в путь.
До международных норм пока далеко Дело не в том - признавать страхование обязательным или нет. Оно может оставаться и добровольным. Однако перевозчик и экспедитор могут быть поставлены в такие рамки, что доставка грузов без страховки окажется ему невыгодной. В России, как утверждают эксперты, переход к международным нормам можно было бы начать именно с изменения правил доставки, например, опасных грузов. В Минтрансе РФ их долю в общем объеме грузоперевозок в России всеми видами транспорта оценивают в 20%. Такую идею выдвигают страховщики. Ее готовы поддержать некоторые крупные перевозчики. В частности, в ОАО `РЖД`. На предварительных переговорах железнодорожников дать экспертную оценку к июлю 2008 года согласились в НП `Гильдия экспедиторов`. В случае появления соответствующих поправок в закон о страховании его готовы рассмотреть в Минтрансе РФ, где как раз занимаются разработкой мер по повышению безопасности перевозок. Страхование можно рассматривать как своего рода превентивную меру для снижения рисков, связанных с происшествиями на транспорте.
Мнения разные, вывод - один Автоперевозчики относятся к идее страхования грузов неоднозначно. С одной стороны, крупным компаниям, как и железнодорожникам, выгодно переложить хотя бы часть ответственности за непредвиденные убытки от недоставки грузов из-за аварий на страховую компанию. С другой - они опасаются того, что рост цен на их услуги из-за добавки платы за страхование грузов отпугнет часть клиентов. Правда, это коснется только небольших компаний-грузовладельцев. Представители крупного бизнеса вынуждены признать, что в ряде случаев им очень сложно взыскать с перевозчика ущерб при утрате или порче груза в пути. И в этом смысле им удобнее застраховать эти риски, чем платить, скажем, железнодорожникам за услуги по сопровождению некоторых видов грузов. В 2003-2007 гг. железным дорогам в среднем ежегодно предъявляли по 8 тыс. претензий по поводу несохранности грузов. При этом вину стальных магистралей удалось доказать лишь в 5-8% случаев, а общие выплаты грузовладельцам составили 7,5% от выставленных сумм ущерба.
Доля и объем перевозок опасных грузов в РФ в 2007 году Все виды транспорта - 20% (Доля) - 800 млн тонн -Объем Из них: автотранспорт - 65,0% (Доля) - 260,0 млн тонн -Объем водный - 5,0% (Доля) - 20,0 млн тонн -Объем авиация - 0,1% (Доля) - 0,4 млн тонн -Объем железная дорога - 29,9% (Доля) - 519,6 млн тонн -Объем
Борис УШАКОВ
Вся пресса за 13 мая 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регулирование, Страхование грузов
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
7 марта 2025 г.

|
|
Report.Az, Баку, 7 марта 2025 г.
Азербайджан и Венгрия обсудили перспективы сотрудничества в сфере страхования

|
|
ТАСС, 7 марта 2025 г.
ЦБ выделил четыре региона РФ с высокими рисками мошенничества в сфере ОСАГО

|
|
360.ru, 7 марта 2025 г.
Совладелец страхового брокера Озеров: перед внедрением ОСАГО для электросамокатов нужно урегулировать ПДД

|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 марта 2025 г.
Ключевой игрок рынка киберстрахования не планирует исключать риски ИИ из покрытия

|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 7 марта 2025 г.
Аграриям Чувашии компенсируют 4,2 млн рублей за страхование сельхозживотных

|
|
НИА Красноярск, 7 марта 2025 г.
В 2024 году 3,8 тыс. жителей Красноярска получили выплаты по страховым случаям

|
|
РИА Новости, 7 марта 2025 г.
Число договоров по страхованию отсрочки платежа для МСП выросло вдвое

|
|
Total.kz (Тотал Казахстан, ИА), Алматы, 7 марта 2025 г.
Более 37 тысяч казахстанцев получили выплаты по страхованию жизни

|
|
Коммерсантъ-Кубань, 7 марта 2025 г.
Объем страхового рынка Кубани за 9 месяцев 2024 года превысил 50 млрд рублей

|
|
Финмаркет, 7 марта 2025 г.
Проценты по вкладу теперь можно застраховать

|
|
Тренд, Баку, 7 марта 2025 г.
Будут произведены страховые выплаты в связи с ущербом в результате снежной погоды в Баку

|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 7 марта 2025 г.
Мэр Новокузнецка призвал жителей страховать дома от паводка

|
|
Тамбовская жизнь, 7 марта 2025 г.
Повреждение моста в Воронеже обошлось автостраховщикам в 40 тысяч рублей

|
|
Российская газета, 7 марта 2025 г.
Лишние галочки

|
|
Российская газета, 7 марта 2025 г.
В банке теперь можно застраховать проценты по вкладам. Что это значит для клиента?

|
6 марта 2025 г.

|
|
Финмаркет, 6 марта 2025 г.
Назван самый дорогой страховой бренд в мире

|
|
Правда ПФО, Нижний Новгород, Чебоксары, Уфа, 6 марта 2025 г.
В Башкирии хотят узаконить статус аварийных комиссаров

|
Остальные материалы за 6 марта 2025 г. |
Самое главное
Найти
: по изданию
, по теме
, за период
Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|