Нынешней весной правительство РФ утвердило очередные изменения в Правила дорожного движения (ПДД). Они предусматривают возможность оформления дорожно-транспортного происшествия (ДТП) водителями, автогражданская ответственность которых застрахована, без участия сотрудников ГИБДД. Изменения вступают в силу 1 декабря текущего года. Многие эксперты считают, что новый порядок не только не упростит процедуру оформления ДТП, как задумывали инициаторы изменений, но может спровоцировать волну судебных разбирательств между участниками происшествий, страховщиками и сотрудниками ГИБДД.
Инициатива внесения изменений в Правила дорожного движения принадлежит крупным страховым компаниям: "РОСНО", "Росгосстрах", "РЕСО-гарантия", "Ингосстрах", "Альфа-страхование", "Согласие". Она получила название "Европейский протокол", так как в основу предложенной схемы лежит европейский вариант оформления дорожно-транспортных происшествий: столкнулись, обменялись визитками страховых компаний, сами нарисовали и подписали схему аварии, разъехались. Под действие закона попадают случаи, когда в ДТП пострадали два автомобиля, но при этом вред причинен только имуществу, а не здоровью водителей или пассажиров. У обоих автовладельцев должен быть полис ОСАГО, и они должны полюбовно прийти к единому мнению о том, кто виноват и сколько стоит устранение причиненного машинам ущерба. Водителям, попавшим в такую аварию, достаточно будет лишь заполнить соответствующие бланки извещений о ДТП и передать их в свои страховые компании. Страховщики на основании этих извещений примут решение о том, кто виноват и кому из участников происшествия выплачивать страховку. Сумма выплат при таком упрощенном оформлении ограничена: не более 25 тысяч рублей. Таково требование закона об ОСАГО (поправки, в которых оно содержится, были внесены в закон в начале этого года). Так что водителям придется выбирать: либо по-быстрому договориться между собой и разойтись, ограничившись "синицей в руках" в виде гарантированной законом суммы компенсации, либо ждать "гаишников" и оформлять протокол вместе с ними в надежде на большее возмещение ущерба. Примечательно, что участники рынка страхования за последние годы не раз пытались пролоббировать аналогичные поправки в законы. Однако ГИБДД неизменно выступала против. Более того, она добилась включения следующей формулировки в принятое правительством РФ год назад постановление о ПДД: "любое ДТП должно оформляться сотрудником ГИБДД". Но едва законы стали работать, рядовые инспекторы осознали, что свои возможности инспекция сильно переоценила. Сотрудников для выезда на места происшествия катастрофически не хватает. В крупных мегаполисах, где автодвижение и так крайне затруднено, перегородившие дорогу машины-участницы ДТП создают дополнительные пробки. За 2─3 часа ожидания "гаишников" в районе столкновения нарушается движение, что приводит к цепочке новых аварий. Специалисты из компании "Прогресс-Нева", входящей в группу "Ренессанс-страхование", уверены, что новые поправки помогут в первую очередь автомобилистам, избавив их от многочасовых пробок и потери драгоценного времени. Юристы отмечают, что Правила дорожного движения уже давно позволяют автомобилистам решать подобные случаи на свой страх и риск. При обоюдном согласии со схемой происшествия водителям достаточно просто нарисовать ее, приехать в ГИБДД и подписать. Но этим методом мало кто пользуется. Как поясняют специалисты, чиновники и страховщики просто не принимают такие протоколы, доверяя только актам, составленным на стандартном бланке с печатью. Дмитрий Никитин, начальник департамента автострахования филиала ООО "СК 'Цюрих. Ритейл'" в Санкт-Петербурге, уверен: "В связи с изменениями в ПДД, вероятно, будет усилен контроль со стороны страховых компаний за процедурой оформления ДТП. Это приведет к увеличению значимости института аварийных комиссаров. Автомобилисты, надеюсь (поскольку сам являюсь автомобилистом), смогут сэкономить самое дорогое — свое время. Процедура оформления ДТП упростится, но не кардинально: скорее всего, сотрудников ГИБДД просто заменят аварийные комиссары, которые выступят третьей стороной в отношениях между страховщиком и автомобилистом-страхователем". "Страховщикам несложно заплатить по документам, оформленным самими участниками ДТП. Но если смотреть на нововведение с точки зрения страхователей (пострадавших), то здесь ситуация немного сложнее. Сейчас сумма выплаты, которую страхователь может получить без оформления в ГИБДД, составляет 25 тысяч рублей. Однако понятно, что любой человек, попавший в аварию, испытывает сильнейший стресс. Пребывая в этом волнении, он вряд ли сможет объективно оценить ущерб, нанесенный его автомобилю. В тот момент участниками ДТП владеет лишь одно желание — получить побыстрее деньги, минуя длительные процедуры оформления. В дальнейшем, если реальный ущерб окажется больше заявленной суммы, это может привести к конфликтным ситуациям", — комментирует ситуацию страховой брокер Тимур Бекоев. Несколько другой точки зрения придерживаются сами автомобилисты. "Речь в поправках ведется только о легких случаях. Почти каждый автомобилист знает, столько стоит фара или бампер и во сколько обойдется их замена, поэтому зачастую долгая экспертиза нам просто не нужна. К тому же, что греха таить, страховщики тоже не всегда правильно оценивают степень повреждения", — говорит совладелец сети автошкол Олег Денисов. В прошлом году в Росстрахнадзор поступило 2402 жалобы на страховщиков: 47% от их общего числа приходится на несоблюдение страховщиками сроков выплат, а 23% — на необоснованные отказы в выплатах из-за вольной трактовки компаниями норм законодательства. Ряд экспертов скептически относится к целесообразности описанных изменений, полагая, что из-за уязвимости формулировок принятых законов, а также крайне невысокой юридической грамотности населения ситуация не улучшится, а, напротив, только ухудшится. Заместитель генерального директора СОАО "Регион" Вячеслав Шубырев прогнозирует рост страхового мошенничества и утверждает, что автомобилистам вряд ли стоит рассчитывать на упрощение процедур по получению страховой выплаты, так как адекватно оценить размер ущерба по ДТП проблематично, и без вмешательства профессиональных экспертов не обойтись. А это приведет к новой волне судебных разбирательств по выяснению масштабов аварий и поиску виновников.
Наталья БУРКОВСКАЯ
Вся пресса за 28 мая 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
18 июля 2024 г.
|
|
Общественная служба новостей (ОСН), 18 июля 2024 г.
В АТОР рассказали о наиболее безопасных странах для российских туристов
|
|
Интерфакс, 18 июля 2024 г.
Акции Европы закрылись без единой динамики на статистике и отчетностях
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 июля 2024 г.
BCG: финтех-индустрия переключает внимание на прибыльность в условиях проблем роста
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 18 июля 2024 г.
Shot: в Дагестане ликвидировали ОПГ под руководством помощника судьи
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 июля 2024 г.
Рост премий P&C в США подает надежды, возможна прибыльность сектора в 2025 году
|
|
Business FM Новосибирск, 18 июля 2024 г.
ДТП с BMW: в Новосибирске юрист оценил возможные компенсации за семь авто
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 июля 2024 г.
Внутренний аудит рискует стать «неактуальным» без внедрения технологий
|
|
Life, 18 июля 2024 г.
Ущерб — 35 миллионов: В Дагестане задержали мошенников, пять лет разводивших страховые компании
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 июля 2024 г.
Глобальная активность на рынке M&A набирает обороты в 2024 году на фоне региональных проблем: WTW
|
|
ТАСС, 18 июля 2024 г.
Страховая компания КАПИТАЛ LIFE покупает платформу Checkme
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 июля 2024 г.
Глобальный сектор перестрахования может справиться с крупным событием
|
|
CNews.ru, 18 июля 2024 г.
Beeline cloud реализовала проект локализации ИТ-инфраструктуры для страховой компании «Герса»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 июля 2024 г.
Глобальный индекс акций страховых компаний ACORD демонстрирует устойчивые показатели перестрахования второй квартал подряд
|
|
Афанасий-биржа, Тверь, 18 июля 2024 г.
Принят закон об исполнении бюджета ТФОМС за 2023 год
|
|
informburo.kz, 18 июля 2024 г.
«Я не платил взносы». Как получить статус застрахованного в системе ОСМС
|
|
Ведомости онлайн, 18 июля 2024 г.
Лизинг майнингового оборудования столкнулся с трудностями в страховании
|
|
МК в Нижнем Новгороде, 18 июля 2024 г.
Нижегородская судья пошла под суд из-за мошенничества со страховкой
|
 Остальные материалы за 18 июля 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|