О работе и перспективах развития системы ОМС в Москве корреспонденту "Независимой газеты" рассказал исполнительный директор Московского городского фонда ОМС Андрей Решетников.
Независимая газета,
18 июля 2003 г.
Спасительный полис в кармане 1632 просмотра
Бесплатное здравоохранение - заслуга ОМС
Людмила АРИНИЧЕВА
10 лет назад в Москве был создан Московский городской фонд обязательного медицинского страхования и введен новый порядок получения бесплатной медицинской помощи. Заболел, нужна консультация врача или, не дай бог, госпитализация (плановая) - предъяви полис ОМС, тогда двери поликлиник и больниц распахнутся. В экстренных случаях врачи сначала оказывают помощь, а потом при долечивании спрашивают медицинскую страховку. За последние годы мы все привыкли к мысли: раз полис ОМС в кармане, значит, врачи всегда придут на помощь, причем бесплатно. Наш собеседник - член-корреспондент РАМН, доктор социологических наук, профессор, исполнительный директор Московского городского фонда ОМС Андрей Решетников. - Андрей Вениаминович, Московскому городскому фонду ОМС исполнилось 10 лет. Что удалось сделать за это время? - Эффект, полученный от внедрения в городе обязательного медицинского страхования, я разделил бы на три блока: социальный, экономический и медицинский. На первое место надо поставить социальную эффективность, потому что в здравоохранении жесткие экономические критерии не всегда приемлемы. Надо признать, что обязательное медицинское страхование стало для москвичей одной из форм социальной защиты, причем достаточно адекватной потрясениям, которые вызваны переходом к рыночной экономике. Если бы с введением ОМС запоздали, то медицинское обслуживание во всех без исключения поликлиниках и больницах стало бы платным. Благодаря средствам, которые работодатели отчисляют на социальное страхование, бесплатная медицинская помощь в столице по-прежнему доступна для всего населения. Введение ОМС в совокупности с другими организационными мерами, принятыми правительством Москвы, позволило сохранить городскую систему здравоохранения, внедрить новые медицинские технологии. Как показало время, это было правильное управленческое решение. Ощутима и реальная экономическая эффективность внедрения ОМС. Если раньше здравоохранение финансировалось по остаточному принципу, то при введении страхового взноса, начисляемого от фонда оплаты труда, можно смело сказать: появился стабильный и ритмичный источник финансирования. - Вам принадлежит мысль о том, что необходимо обеспечить переход от медицинского страхования к страхованию здоровья. Что это такое? - Это иная государственная политика в области обязательного страхования, учитывающая профилактику заболеваний и реабилитацию. Для реализации такого подхода должен быть осуществлен комплекс мер как медицинского, так и немедицинского характера. Например, кроме медицинской профилактики, в него должны входить пропаганда и организация здорового образа жизни. Профилактика, лечение и реабилитация должны быть единым непрерывным технологическим процессом. Для перехода от медицинского страхования к страхованию здоровья, кроме перераспределения финансовых потоков, необходимо, во-первых, принятие решения на государственном уровне, во-вторых, введение дифференциации страховых взносов (чем ниже показатель заболеваемости в трудовом коллективе, тем меньший размер страхового взноса платит предприятие, а оставшиеся средства от базового тарифа передаются в распоряжении работодателя и направляются на оздоровление трудового коллектива), в-третьих, экономическое стимулирование работодателей и застрахованных граждан. Между тем если сегодня на медицинскую профилактику расходуется всего 6-7% финансовых ресурсов ОМС, на реабилитацию - 0%, а на лечение больных людей направляется 94% (!) средств ОМС, то при страховании здоровья (согласно мировой практике) на лечение заболеваний необходимо будет направлять только 50% средств, а на профилактику и реабилитацию требуется 30 и 20% средств соответственно. - Андрей Вениаминович, а какие вы видите перспективы развития системы ОМС в нашем городе? - Ответ на ваш вопрос связан с экономической ситуацией в России. Некоторые политики, озабоченные поиском путей вывода страны из экономического кризиса, предлагают уменьшить взнос на социальное страхование. В настоящее время часть взноса на социальное страхование, передаваемая в систему ОМС, составляет 3,6% от фонда оплаты труда. Она явно недостаточна, меньше расчетного показателя в 2,5-3 раза. - Но если будет принят Федеральный закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", проект которого разработан специалистами Минэкономразвития России, территориальные фонды ОМС не досчитаются почти трети средств, направляемых сегодня на финансирование регионального здравоохранения. Авторы законопроекта предлагают к 2007 году перераспределить средства единого социального налога в части ОМС (3,6% от фонда оплаты труда) в следующем соотношении: на федеральный уровень - 1,3% (вместо 0,2%), а территориям останется только 2,7% (вместо нынешних 3,4%). Ваше отношение к такой перспективе? - Предлагаемый законопроект вызывает множество вопросов. Во-первых, непонятно, просчитал ли кто-нибудь экономическую целесообразность перераспределения средств ОМС из территорий на федеральный уровень. Разработчики законопроекта не объяснили, каким будет механизм компенсации потерь территориальным системам ОМС. Не секрет, что количество дотационных территорий и сегодня велико, а будет еще больше. При сокращении финансирования - кто гарантирует сохранение территориальных программ ОМС? Немаловажная деталь: москвичи получают бесплатную медицинскую помощь по программе ОМС, которая шире базовой примерно на 200 услуг. Ее придется сокращать, чтобы уложиться в бюджет? Во-вторых, предполагается добровольный выход из ОМС граждан с высокими доходами и заключение с ними договоров на негосударственное обязательное медицинское страхование. В таком случае планируют ли авторы законопроекта сохранение солидарной ответственности в ОМС, когда богатый платит за бедного, здоровый - за больного? Почему не определены источники покрытия убытков территориальных систем ОМС при переводе части государственных средств ОМС в негосударственные системы обязательного медицинского страхования? Непонятно, как будет реализовываться конституционное право граждан на бесплатную медицинскую помощь - и тех, у кого низкий уровень доходов, и тех, кто вчера был богатым, а сегодня разорился. Если бывший богач налоги в систему ОМС не платил, в солидарной ответственности участия не принимал, то кто теперь будет его лечить, причем бесплатно? Право на ОМС имеют все, включая и богатых, но как реализовать его на практике без должного финансирования? В-третьих, вызывает вопрос предложение авторов законопроекта отделить еще один сегмент от существующей сегодня системы ОМС. Вводится порядок, согласно которому, если какой-либо субъект Российской Федерации не заключит многостороннее соглашение с Минфином, Минздравом и Федеральным фондом ОМС, неработающие граждане (дети, пенсионеры, домохозяйки и безработные), проживающие на данной территории, "выпадут" из системы ОМС. Руководители данных регионов должны будут создать системы ОМС субъектов, то есть они станут сами все организовывать. Приведу социологические данные: 62% опрошенных москвичей на первое место среди приоритетов в финансировании поставили здравоохранение. Значит, непопулярные меры, которые предлагают разработчики нового законопроекта, ударят население по самому больному месту.
Вся пресса за 18 июля 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
10 января 2025 г.
|
|
Российская газета, 10 января 2025 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 555-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»
|
|
Интерфакс, 10 января 2025 г.
В Думе предложили обязать страховщиков заранее сообщать о завершении договора ОСАГО
|
|
Башинформ, Уфа, 10 января 2025 г.
АПК Башкирии получил 240 млн рублей на поддержку агрострахования
|
|
zakon.kz, 10 января 2025 г.
Страховой рынок Казахстана улучшает показатели
|
|
Бел.Ru, Белгород, 10 января 2025 г.
Как белгородский бизнес, пострадавший при обстрелах, «борется» со страховщиками?
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
В январе-сентябре сборы страховщиков РФ по договорам ОСГОП увеличились на 22,6%
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн руб.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Лесные пожары в Лос-Анджелесе могут причинить экономический ущерб в более чем $52 млрд
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 10 января 2025 г.
По мотивам прошлогодних аварий: в Новосибирске суд решил взыскать страховое возмещение в пользу УК
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Сумма страховых убытков от природных катастроф в 2024 году оценивается в $140 млрд
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
ФАС определила параметры оценки размера финорганизаций для предварительного согласования сделок
|
|
Парламентская газета, 10 января 2025 г.
Депутат Нилов: Автомобилистов надо не штрафовать, а предупреждать
|
|
Frank Media, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн рублей
|
|
За рулем, 10 января 2025 г.
Автовладельцев заблаговременно проинформируют об окончании срока действия полиса
|
|
МК в Запорожье, 10 января 2025 г.
Жители Запорожья оформили свыше 9 тысяч договоров ОСАГО за зимние каникулы
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 10 января 2025 г.
Крупная страховая компания в США бросила своих клиентов на фоне пожаров в Калифронии
|
|
Рязанские новости, 10 января 2025 г.
ТФОМС требует от рязанской районной больницы более 3 млн рублей пеней
|
 Остальные материалы за 10 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|